Сергей БИРЮКОВ
Поэтический мастеркласс
УРОК ВТОРОЙ, ОДНОСТИШНЫЙ
Опубликовано на сайте журнала «Топос»
Как говорилось в предисловии к первому уроку, появившемуся на "Топосе", поэтический мастеркласс строится на материале моей книги "Року укор", вышедшей в издательстве Российского государственного гуманитарного университета (подробнее о книге см. в нашей беседе с В. Перельманом тоже на "Топосе").
А на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение. Тем более небезынтересно посмотреть на движение русского однострока в относительно хронологической последовательности.
Статья "Моностих" в "Поэтическом словаре" А. Квятковского заканчивается так: "Моностих как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии" [1: 165], далее следует отсылка к статье "Страдания" ("Ритмологически же каждое страдание является моностихом, занимающим тактометрический период"). Один из примеров:
А на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение. Тем более небезынтересно посмотреть на движение русского однострока в относительно хронологической последовательности.
Статья "Моностих" в "Поэтическом словаре" А. Квятковского заканчивается так: "Моностих как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии" [1: 165], далее следует отсылка к статье "Страдания" ("Ритмологически же каждое страдание является моностихом, занимающим тактометрический период"). Один из примеров:
Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли. [1:288]
Стала баба — все забыли. [1:288]
И в самом деле, обычно в разряд моностихов попадают строки, сохраняющие определенный размер и ритм. Но этого еще недостаточно и для того, чтобы назвать многострочное сочинение, обладающее внешними признаками стихотворения, стихами. Очевидно, что стихотворение (однострочное или многострочное) это прежде всего концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная. Разумеется, здесь может быть учтен и момент парадоксальности.
В последнее время для обозначения стихов этого типа (в связи, прежде всего, с развитием верлибра) используется термин "удетерон" — "ни то, ни другое", т. е. ни стих, ни проза. Этот термин ввел в употребление поэт и теоретик верлибра Владимир Бурич [2], а литературовед Сергей Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как "и то, и другое", т. е. и стих, и проза [З]. Но еще раньше один из крупнейших исследователей русского авангарда Владимир Марков в "Трактате об одностроке" замечал, что "в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр" [4: 242–258].
Моностих в России, конечно, существовал и до его явного обозначения В. Брюсовым, но не был акцентирован как самостоятельная стиховая форма. Пословицы и поговорки, эпитафии, различные девизы и т. д. — и все это было в России, как и в других странах. Появление авторизованных эпитафий, принадлежащих перу Карамзина, Державина, Хемницера, тоже не вызвало осознания моностиха как формы поэтической. И нужен был Брюсов, с его аналитическим умом, чтобы моностих сделался явлением поэзии. Нужно было и время обостренного интереса к литературе, чтобы одинокая строка произвела столь шумное впечатление. Стоит сказать и о том, что Брюсов написал несколько моностихов, но, видимо, не счел их пригодными для печати. Они и в самом деле не очень удачны, особенно в сравнении с "О, закрой свои бледные ноги". Небезынтересно привести здесь строки из воспоминаний Вадима Шершеневича "Великолепный очевидец": "Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего "бледные ноги" распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором" [5:456–457]. Это разъяснение существенно меняет представление о моностихе как об однозначно прочитываемой афористике или парадоксе, хотя именно в этом направлении двинулись в основном последователи Брюсова. Правда, единственным известным автором, использующим моностих последовательно, на основе разработанной теории, я могу назвать пока только самого Владимира Маркова. Благодаря его трактату задача по выявлению истории и прогнозированию развития моностиха сильно упрощается.
В отличие от Брюсова Марков имел перед собой немало примеров одностиший, как в русской, так и в западноевропейской поэзии. Он впервые дал панораму одностроков от классической древности (греков и латинян) до разноязычных поэтов Европы XX века (как в "Антологии", так и в обзоре), зафиксировал почти все, что существовало в русской поэзии на начало 60-х годов. Он определил "четыре традиции" в написании однострока: "греко-римская эпитафия-эпиграмма", "романтический фрагмент, осложненный импрессионизмом", "однострок, развившийся из пословицы" (при этом Марков отмечает, что "именно на русской почве этого не произошло") и "пересаживание на европейскую почву ориентальных или иных экзотических форм". В последнем случае интересно замечание, что однострок русского постсимволиста С. Вермеля "получился не без влияния японской танки". Помимо этого Марков набросал массу интереснейших соображений, находя соответствия моностиху в афоризме, "среди политических лозунгов и коммерческой рекламы", среди "обломков стихов античных поэтов", среди "просто строк", т.е. метрических примеров (Ломоносов) и набросков (Пушкин). Он заглянул также за моностих, замечая, что "однострок — дорога к искусству заглавия", подчеркивая, что он же "идеальный эпиграф", находя "стыдливые одностроки" у многих поэтов, т.е. начальные строки стихотворений, которые, по его мнению, не требуют продолжений:
В последнее время для обозначения стихов этого типа (в связи, прежде всего, с развитием верлибра) используется термин "удетерон" — "ни то, ни другое", т. е. ни стих, ни проза. Этот термин ввел в употребление поэт и теоретик верлибра Владимир Бурич [2], а литературовед Сергей Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как "и то, и другое", т. е. и стих, и проза [З]. Но еще раньше один из крупнейших исследователей русского авангарда Владимир Марков в "Трактате об одностроке" замечал, что "в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр" [4: 242–258].
Моностих в России, конечно, существовал и до его явного обозначения В. Брюсовым, но не был акцентирован как самостоятельная стиховая форма. Пословицы и поговорки, эпитафии, различные девизы и т. д. — и все это было в России, как и в других странах. Появление авторизованных эпитафий, принадлежащих перу Карамзина, Державина, Хемницера, тоже не вызвало осознания моностиха как формы поэтической. И нужен был Брюсов, с его аналитическим умом, чтобы моностих сделался явлением поэзии. Нужно было и время обостренного интереса к литературе, чтобы одинокая строка произвела столь шумное впечатление. Стоит сказать и о том, что Брюсов написал несколько моностихов, но, видимо, не счел их пригодными для печати. Они и в самом деле не очень удачны, особенно в сравнении с "О, закрой свои бледные ноги". Небезынтересно привести здесь строки из воспоминаний Вадима Шершеневича "Великолепный очевидец": "Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего "бледные ноги" распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором" [5:456–457]. Это разъяснение существенно меняет представление о моностихе как об однозначно прочитываемой афористике или парадоксе, хотя именно в этом направлении двинулись в основном последователи Брюсова. Правда, единственным известным автором, использующим моностих последовательно, на основе разработанной теории, я могу назвать пока только самого Владимира Маркова. Благодаря его трактату задача по выявлению истории и прогнозированию развития моностиха сильно упрощается.
В отличие от Брюсова Марков имел перед собой немало примеров одностиший, как в русской, так и в западноевропейской поэзии. Он впервые дал панораму одностроков от классической древности (греков и латинян) до разноязычных поэтов Европы XX века (как в "Антологии", так и в обзоре), зафиксировал почти все, что существовало в русской поэзии на начало 60-х годов. Он определил "четыре традиции" в написании однострока: "греко-римская эпитафия-эпиграмма", "романтический фрагмент, осложненный импрессионизмом", "однострок, развившийся из пословицы" (при этом Марков отмечает, что "именно на русской почве этого не произошло") и "пересаживание на европейскую почву ориентальных или иных экзотических форм". В последнем случае интересно замечание, что однострок русского постсимволиста С. Вермеля "получился не без влияния японской танки". Помимо этого Марков набросал массу интереснейших соображений, находя соответствия моностиху в афоризме, "среди политических лозунгов и коммерческой рекламы", среди "обломков стихов античных поэтов", среди "просто строк", т.е. метрических примеров (Ломоносов) и набросков (Пушкин). Он заглянул также за моностих, замечая, что "однострок — дорога к искусству заглавия", подчеркивая, что он же "идеальный эпиграф", находя "стыдливые одностроки" у многих поэтов, т.е. начальные строки стихотворений, которые, по его мнению, не требуют продолжений:
Чего в мой дремлющий не входит ум?
Державин
А море Черное шумит не умолкая
Лермонтов
Мерещится мне всюду драма
Некрасов
Русь, ты вся — поцелуй на морозе!
Хлебников
Я научился вам, блаженные слова
Мандельштам
Державин
А море Черное шумит не умолкая
Лермонтов
Мерещится мне всюду драма
Некрасов
Русь, ты вся — поцелуй на морозе!
Хлебников
Я научился вам, блаженные слова
Мандельштам
Говоря о возможностях однострока, Марков приходит к "однослову", к стиху из "голых рифм" и "однобукву", наконец, к "белой странице" или к "поэтическому молчанию".
В советское время одностишия писались, но лишь очень малая их часть попала в печать. Это заставило меня обратиться к "подозреваемым" авторам. Полученные одностишия (вместе с уже имеющимися) дали возможность для вывода, что в моностихе, как и в других формах поэзии, уживаются разные пути: моностих формально замкнутого, "классического" типа не мешает развитию моностиха разомкнутого, "авангардного". Такие моностихи, части "Кнеги кинга" обнаружились у поэта и исследователя авангарда Владимира Эрля. Причем один из его моностихов имеет горизонтально-вертикальное начертание, что не встречалось в русской поэзии раньше и что, безусловно, сближает поэта с дальневосточными авторами, с их вертикальным письмом, но и тут же разделяет — ибо там это норма, а здесь — нарушение нормы.
В истории русской поэзии есть и книга одностроков. Это "Смерть искусству" Василиска Гнедова, его "пятнадцать [15] поэм". Хотя книга Гнедова называлась "Смерть искусству", поэт показал практически безграничные возможности именно искусства. Гениальное белое поле "Поэмы конца" — завершение этого свода минималистских поэм — есть в то же время подлинное Начало.
Если одностроки Гнедова являли собой своего рода арсенал авангардного артистизма, то циклы одностроков Владимира Маркова, опубликованные им в 1963 году вместе с трактатом, наряду с их поэтическими достоинствами, представили как бы проекцию возможных путей развития древнего жанра. Ученый и поэт (в одном лице) вступают в творческое соперничество — и оба выигрывают. Любую антологию моностиха теперь уже невозможно представить без одностроков Владимира Маркова.
Более пяти лет назад появились книги одностроков Татьяны Михайловской и Владимира Вишневского. Т. Михайловская свои моностихи объединяет в развернутые циклы. Один из циклов называется "Улей". Одностишия живут в самом деле, как в сотах. Такие "скопления" переводят моностих в новое качество, возникает своеобразная драматургия, так, как это бывает и в книге "обычных" стихов, с той разницей, что здесь предельно сокращается расстояние от стихотворения до стихотворения — буквально — до одной строки! В. Вишневский поставил своего рода рекорд, его юмористические одностроки завоевали различные популярные издания, эстраду и телевидение.
Возможности моностиха явно не исчерпаны. К тому, что показал Марков — и своим трактатом, и своим творчеством,— можно добавить соображения о визуальности и фонетической акцентировке. Моностих может изменяться графически — волнистый, угловатый, в форме круга... Графика в свою очередь дает возможность для акцентирования ударений, особенно в заумных моностихах.
Как вертикальный моностих можно рассматривать акростишную строку-высказывание. Особая форма — моностихи-палиндромы. Принцип повторяющегося моностиха можно обнаружить в венке сонетов. А магистрал, который к тому же должен быть акростихом, является неким "прессованием" моностихов. Можно рассматривать в качестве однострока заглавие произведения Владимира Казакова "Прекрасное зачеркнутое четверостишие". Четыре зачеркнутые строки — это как бы тени строки-заголовка.
В последнее время в различных — серьезных и малосерьезных -изданиях все чаще появляются моностихи разных авторов. Среди множества удачных и полуудачных строк явно выделяется цикл Александра Очеретянского "Все эти мелочи".
Заканчивая разговор о моностихе, хочется напомнить об утверждении А. Квятковского и привести две цитаты.
В. Ф. Марков: "...Их (одностроков. — С. Б.) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, "антисиленциальность" заставляет задуматься, даже если уверен, что они не нужны "нашему времени когда"".
М. Л. Гаспаров: "...Такие "стихи" возможны только в культуре с развитой поэтической традицией" [6:16].
Нет сомнений, что такая традиция в нашей культуре существует. Русский однострок уже проявился и на международном горизонте. В 1999 году известный швецарский славист и поэт-переводчик Феликс Филипп Ингольд издал на русском и немецком антологию современно русского однострока. Продолжается однострочный поиск и в России. Сейчас передо мной лежит изящная книжка Эммануила Нирмала "Сотой песчинкой чудес. Избранные моностихи".Послесловие к книге написал Дмитрий Кузьмин, известный в том числе своими штудиями в области моностиха (см., например, "Арион", №2, 1996 г.). Но кроме того есть послесловие и самого Нирмала, которое именуется в духе китайской традиции "Мне вспоминается мой путь к моностиху". Это послесловие выдержано в духе записи самопознания, находящейся на еле уловимой грани серьезного и иронически-мистификационного. Особенно интересны в этом отношении его "рекомендации" по чтению моностихов. Например, из "первой рекомендации": "лучше всего читать по одному моностиху в день, но это высшая ступень не для всех". По стилю это напоминает Германа Лукомникова, которому, кстати, на обороте титула приносится благодарность "за содействие".
Несколько примеров из Нирмала:
В советское время одностишия писались, но лишь очень малая их часть попала в печать. Это заставило меня обратиться к "подозреваемым" авторам. Полученные одностишия (вместе с уже имеющимися) дали возможность для вывода, что в моностихе, как и в других формах поэзии, уживаются разные пути: моностих формально замкнутого, "классического" типа не мешает развитию моностиха разомкнутого, "авангардного". Такие моностихи, части "Кнеги кинга" обнаружились у поэта и исследователя авангарда Владимира Эрля. Причем один из его моностихов имеет горизонтально-вертикальное начертание, что не встречалось в русской поэзии раньше и что, безусловно, сближает поэта с дальневосточными авторами, с их вертикальным письмом, но и тут же разделяет — ибо там это норма, а здесь — нарушение нормы.
В истории русской поэзии есть и книга одностроков. Это "Смерть искусству" Василиска Гнедова, его "пятнадцать [15] поэм". Хотя книга Гнедова называлась "Смерть искусству", поэт показал практически безграничные возможности именно искусства. Гениальное белое поле "Поэмы конца" — завершение этого свода минималистских поэм — есть в то же время подлинное Начало.
Если одностроки Гнедова являли собой своего рода арсенал авангардного артистизма, то циклы одностроков Владимира Маркова, опубликованные им в 1963 году вместе с трактатом, наряду с их поэтическими достоинствами, представили как бы проекцию возможных путей развития древнего жанра. Ученый и поэт (в одном лице) вступают в творческое соперничество — и оба выигрывают. Любую антологию моностиха теперь уже невозможно представить без одностроков Владимира Маркова.
Более пяти лет назад появились книги одностроков Татьяны Михайловской и Владимира Вишневского. Т. Михайловская свои моностихи объединяет в развернутые циклы. Один из циклов называется "Улей". Одностишия живут в самом деле, как в сотах. Такие "скопления" переводят моностих в новое качество, возникает своеобразная драматургия, так, как это бывает и в книге "обычных" стихов, с той разницей, что здесь предельно сокращается расстояние от стихотворения до стихотворения — буквально — до одной строки! В. Вишневский поставил своего рода рекорд, его юмористические одностроки завоевали различные популярные издания, эстраду и телевидение.
Возможности моностиха явно не исчерпаны. К тому, что показал Марков — и своим трактатом, и своим творчеством,— можно добавить соображения о визуальности и фонетической акцентировке. Моностих может изменяться графически — волнистый, угловатый, в форме круга... Графика в свою очередь дает возможность для акцентирования ударений, особенно в заумных моностихах.
Как вертикальный моностих можно рассматривать акростишную строку-высказывание. Особая форма — моностихи-палиндромы. Принцип повторяющегося моностиха можно обнаружить в венке сонетов. А магистрал, который к тому же должен быть акростихом, является неким "прессованием" моностихов. Можно рассматривать в качестве однострока заглавие произведения Владимира Казакова "Прекрасное зачеркнутое четверостишие". Четыре зачеркнутые строки — это как бы тени строки-заголовка.
В последнее время в различных — серьезных и малосерьезных -изданиях все чаще появляются моностихи разных авторов. Среди множества удачных и полуудачных строк явно выделяется цикл Александра Очеретянского "Все эти мелочи".
Заканчивая разговор о моностихе, хочется напомнить об утверждении А. Квятковского и привести две цитаты.
В. Ф. Марков: "...Их (одностроков. — С. Б.) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, "антисиленциальность" заставляет задуматься, даже если уверен, что они не нужны "нашему времени когда"".
М. Л. Гаспаров: "...Такие "стихи" возможны только в культуре с развитой поэтической традицией" [6:16].
Нет сомнений, что такая традиция в нашей культуре существует. Русский однострок уже проявился и на международном горизонте. В 1999 году известный швецарский славист и поэт-переводчик Феликс Филипп Ингольд издал на русском и немецком антологию современно русского однострока. Продолжается однострочный поиск и в России. Сейчас передо мной лежит изящная книжка Эммануила Нирмала "Сотой песчинкой чудес. Избранные моностихи".Послесловие к книге написал Дмитрий Кузьмин, известный в том числе своими штудиями в области моностиха (см., например, "Арион", №2, 1996 г.). Но кроме того есть послесловие и самого Нирмала, которое именуется в духе китайской традиции "Мне вспоминается мой путь к моностиху". Это послесловие выдержано в духе записи самопознания, находящейся на еле уловимой грани серьезного и иронически-мистификационного. Особенно интересны в этом отношении его "рекомендации" по чтению моностихов. Например, из "первой рекомендации": "лучше всего читать по одному моностиху в день, но это высшая ступень не для всех". По стилю это напоминает Германа Лукомникова, которому, кстати, на обороте титула приносится благодарность "за содействие".
Несколько примеров из Нирмала:
рок в сапогах
* * *
тепло полов и половых отношений
* * *
словарь излишних слов
* * *
тепло полов и половых отношений
* * *
словарь излишних слов
Представленные ниже примеры из разных авторов демонстрируют различные подходы к этой поэтической форме и обнаруживают, конечно, точки пересечения. Одностроки, словно параллельные из геометрии Лобачевского, пересекаются в пространстве. Можно сказать и иначе — одинокая строка — это линия горизонта, которая все время отдаляется по мере приближения к ней.
Литература
Литература
-
Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
-
См.: Бурич В. Тексты. М., 1989.
-
См. Кормилов С. И. Русский лапидарный "удетерон" и моностих // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991, Т. 50, №2 и Он же : Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995.
-
Марков В. Одностроки. Трактат об одностроке. Антология одностроков // Воздушные пути. Альманах III. Нью-Йорк, 1963. С.242 – 257. В дальнейшем все ссылки на В. Маркова по этому изданию, без указания страниц. Более доступное издание: Марков В. Ф. О свободе в поэзии. Статьи, эссе, разное. С.-Пб.: Изд-во Чернышова, 1994.
-
Цит. по: Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990.
-
Гаспаров М. Л. Русский стих. Учебный материал по литературоведению (в двух частях). 4.1. Даугавпилс, 1989. Более доступное издание: Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890 – 1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993.
Николай КАРАМЗИН
* * *
Покойся, милый прах, до радостного утра!
Покойся, милый прах, до радостного утра!
Гаврила ДЕРЖАВИН
На гробницу Суворова в Невском
На гробницу Суворова в Невском
Здесь лежит Суворов
Иван ХЕМНИЦЕР
* * *
Рай на лице ее, однако в сердце ад.
* * *
Была бы только мысль, а за стихом не станет.
* * *
Кто родился глупцом, от книг умен не будет.
* * *
От зла нередко зло другое происходит.
* * *
Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь.
* * *
Большому кораблю и плаванье большое.
* * *
Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь.
* * *
Что пользы в тишине, когда корабль разбит.
Рай на лице ее, однако в сердце ад.
* * *
Была бы только мысль, а за стихом не станет.
* * *
Кто родился глупцом, от книг умен не будет.
* * *
От зла нередко зло другое происходит.
* * *
Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь.
* * *
Большому кораблю и плаванье большое.
* * *
Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь.
* * *
Что пользы в тишине, когда корабль разбит.
Валерий БРЮСОВ
* * *
О, закрой свои бледные ноги.
* * *
Я прекрасна, о смертный! Как греза камней!
* * *
Я знаю искусство, страданья забыв.
* * *
И никого и ничего в ответ.
О, закрой свои бледные ноги.
* * *
Я прекрасна, о смертный! Как греза камней!
* * *
Я знаю искусство, страданья забыв.
* * *
И никого и ничего в ответ.
Александр БЛОК
* * *
Тайно себя уничтожить.
Тайно себя уничтожить.
Самуил ВЕРМЕЛЬ
* * *
Кожей своей и то ты единственна.
1915
Кожей своей и то ты единственна.
1915
Константин БАЛЬМОНТ
Паутинки
Паутинки
1
Всевыразительность есть ключ миров и тайн
2
Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.
Всевыразительность есть ключ миров и тайн
2
Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.
Евгений ШИЛИНГ
* * *
Лучше б он был нищим.
Лучше б он был нищим.
Василий КАМЕНСКИЙ
Золотороссыпьюиночь
Золотороссыпьюиночь
Золотороссыпьюиночь
Рекачкачайка
Рекачкачайка
Александр ГАТОВ
Повесть
Повесть
Он в зеркало смотрел, как в уголовный кодекс.
Давид БУРЛЮК
2 Изре
2 Изре
1
Большая честь родиться бедняком.
Большая честь родиться бедняком.
Илья СЕЛЬВИНСКИЙ
Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука
Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука
Лучше недо — чем пере.
Даниил ХАРМС
* * *
Плачь мясорубка вскачь.
(январь 1928)
* * *
За дам по задам задам.
Плачь мясорубка вскачь.
(январь 1928)
* * *
За дам по задам задам.
Василий КУБАНЕВ
Диалектика
Диалектика
Себя собою от себя к себе
1939
1939
Владимир МАРКОВ
Одностроки
1. Читая, слушая, смотря
На выставке Моне
Одностроки
1. Читая, слушая, смотря
На выставке Моне
* * *
Стога, Руанские соборы и лилии и тополя...
* * *
Поэт и друг поэтов Дельвиг.
Стога, Руанские соборы и лилии и тополя...
* * *
Поэт и друг поэтов Дельвиг.
Перед картиной Бонгарта
О лодка синяя, ты в море, ты не здесь!
2. Минуты
* * *
О боже, я разбит, составь меня опять.
О боже, я разбит, составь меня опять.
Березы. Ветер. Думая о смерти
Тот блеск пугающий, тот шорох неземной...
3. Разное
Роман в одну строку
Роман в одну строку
1
Обрывки человеческих созданий...
2
Роман в народном духе
Груша с Гришей согрешили.
3
И начал он стареть, стареть, стареть, стареть...
4
Учитель учил учеников.
Обрывки человеческих созданий...
2
Роман в народном духе
Груша с Гришей согрешили.
3
И начал он стареть, стареть, стареть, стареть...
4
Учитель учил учеников.
Подражание латинскому
Варвар Варваре во рву вервену варварски вырвал.
Вакхический призыв к Жанне д’Арк (на гласных)
Эван эвоэ о Иоанна!
Николай МОРШЕН
Афоризм
Афоризм
Сочинять афоризмы — плевое дело.
Владимир ЭРЛЬ
* * *
и яблоки поплыли в море
* * *
як ык
1966
и яблоки поплыли в море
* * *
як ык
1966
Ян САТУНОВСКИЙ
* * *
Да, сны доказывают, что я жил среди людей.
1975
* * *
Главное иметь нахальство знать, что это стихи.
1976
Да, сны доказывают, что я жил среди людей.
1975
* * *
Главное иметь нахальство знать, что это стихи.
1976
Ры НИКОНОВА
(Из сборников "Полированный куст" и "Отдай себe зонт", 1969–1977).
(Из сборников "Полированный куст" и "Отдай себe зонт", 1969–1977).
* * *
Будь сама себе Египет
* * *
Мне хочется Ц в букве Ц
* * *
Рис рисования искует
* * *
Как птиц бичевали, в лесу ночующих
* * *
Рыдама дыма
* * *
Выворачивая челюсти зеркал, оборачиваемся
* * *
И Линисп светлопейн петных потных мольвов
* * *
Темен свет белый
Будь сама себе Египет
* * *
Мне хочется Ц в букве Ц
* * *
Рис рисования искует
* * *
Как птиц бичевали, в лесу ночующих
* * *
Рыдама дыма
* * *
Выворачивая челюсти зеркал, оборачиваемся
* * *
И Линисп светлопейн петных потных мольвов
* * *
Темен свет белый
Сергей СИГЕЙ
* * *
Во Внебе Втихая Втеснина Водуши
* * *
ГУСЕНИЦА СИНЕЕТ ГУСЕМ
* * *
ЗЛЕЕ ЗЛОГО ЛОГА ЛЬДА
* * *
смертвых перенаступит нас верх
* * *
и соболь боле боль со
* * *
дсады бопечалирь
Во Внебе Втихая Втеснина Водуши
* * *
ГУСЕНИЦА СИНЕЕТ ГУСЕМ
* * *
ЗЛЕЕ ЗЛОГО ЛОГА ЛЬДА
* * *
смертвых перенаступит нас верх
* * *
и соболь боле боль со
* * *
дсады бопечалирь
Татьяна СЕЛЬВИНСКАЯ
* * *
И верую, и удивляюсь.
* * *
Ожидание — предчувствие разлуки.
* * *
Стихами защищаюсь от судьбы.
* * *
Вырвешься из кольца, провалившись в него.
* * *
Взгляни! И я разобью зеркала!
И верую, и удивляюсь.
* * *
Ожидание — предчувствие разлуки.
* * *
Стихами защищаюсь от судьбы.
* * *
Вырвешься из кольца, провалившись в него.
* * *
Взгляни! И я разобью зеркала!
Роман СОЛНЦЕВ
Одна строка
Одна строка
Ушла — надкушенное яблоко чернеет...
Василий СУББОТИН
* * *
Окоп копаю. Может быть — могилу.
Окоп копаю. Может быть — могилу.
Владимир БУРИЧ
* * *
А жизнь проста как завтрак космонавта
* * *
Разве можно сказать цветку что он некрасив
А жизнь проста как завтрак космонавта
* * *
Разве можно сказать цветку что он некрасив
Кирилл КОВАЛЬДЖИ
* * *
Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу?
* * *
Слово сильнее меня.
* * *
Осознал. Содрогнулся. Привык.
* * *
В несодеянном каюсь...
Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу?
* * *
Слово сильнее меня.
* * *
Осознал. Содрогнулся. Привык.
* * *
В несодеянном каюсь...
Вадим ПЕРЕЛЬМУТЕР
Жуковский
Жуковский
Он Пушкина видал в гробу.
Эпитафия. Князь Вяземский
Он жил, пока браниться не устал.
Карамзин
Блажен, кто пережил историю России...
Семиотика
Особый путь — синоним тупика.
Часы
Остановись, мгновенье! Ты сломалось.
Иван АХМЕТЬЕВ
* * *
а где же лето
* * *
одна бесконечная осень
а где же лето
* * *
одна бесконечная осень
Сергей БИРЮКОВ
* * *
Три линии обесцвечены грустью.
1990
* * *
нет умиранию да
1990
Три линии обесцвечены грустью.
1990
* * *
нет умиранию да
1990
Балет
черный треугольник Одилии
* * *
ночная строка — ты одино-ка
* * *
Сильку мед
1991
* * *
ночная строка — ты одино-ка
* * *
Сильку мед
1991
Владимир ВИШНЕВСКИЙ
* * *
не пугайся, любимая, это еще не стихи
* * *
Я что-то тут событием не стал...
* * *
Как важно оборвать стихотворе...
не пугайся, любимая, это еще не стихи
* * *
Я что-то тут событием не стал...
* * *
Как важно оборвать стихотворе...
Иван ЖДАНОВ
Лента Мебиуса
Лента Мебиуса
Я нужен тебе для того, чтобы ты была мне нужна.
Геннадий АЙГИ
Появление цикламенов
Появление цикламенов
ангелы играют в карты конечно же ангельские
1992
1992
Осень: Туман
падают птицы улетают листья на юг
1992
1992
Продолжение цикламенов
гуси Бога идут на водопой
1992
1992
Поле весной
там чудо покрывает ум
1985
1985
(Из книги "Поэзия-как-Молчание")
2
Паузы — места преклонения: перед — Песней.
17
Безвыходно.
24
Мощно молчит — Бетховен.
26
Лица — поля и поля-лица
1992
Паузы — места преклонения: перед — Песней.
17
Безвыходно.
24
Мощно молчит — Бетховен.
26
Лица — поля и поля-лица
1992
Станислав ЛАКОБА
* * *
молния сказала что и ночное небо синее
молния сказала что и ночное небо синее
Татьяна МИХАЙЛОВСКАЯ
Улей (Избранные одностишия)
Улей (Избранные одностишия)
* * *
Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед.
* * *
Да, мы — дамы. Да? мы?
* * *
Зело зла золотая пчела... Ззззззззззззззззззззз...
* * *
Абра-ка-дабра, обра-ка-добра, убра-ка-дубра... бббрррыссь!
* * *
Экология, экология... Экое эхо.
* * *
Мы, цирковые лошади, не можем без ОВсАЦИЙ.
* * *
З-з-з-з-з-з-з-др-др -ась? те? Кто?
* * *
Входит римлянин в сандалиях. Нравится мне легкая обувь.
* * *
Тебе — петь. Тебе — печь. А мне — спать лечь.
Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед.
* * *
Да, мы — дамы. Да? мы?
* * *
Зело зла золотая пчела... Ззззззззззззззззззззз...
* * *
Абра-ка-дабра, обра-ка-добра, убра-ка-дубра... бббрррыссь!
* * *
Экология, экология... Экое эхо.
* * *
Мы, цирковые лошади, не можем без ОВсАЦИЙ.
* * *
З-з-з-з-з-з-з-др-др -ась? те? Кто?
* * *
Входит римлянин в сандалиях. Нравится мне легкая обувь.
* * *
Тебе — петь. Тебе — печь. А мне — спать лечь.
Александр ОЧЕРТЯНСКИЙ
Поэмофраза из письма
Поэмофраза из письма
как все-таки безжалостно линяет новизна
Все эти мелочи (из цикла)
1979–1999
1979–1999
* * *
затяжная скупая невзрачная прелесть
* * *
невинно-грациозная мужчина
* * *
заумь: это когда за умью — ау
* * *
я устал от усталых людей
* * *
не день а дань
затяжная скупая невзрачная прелесть
* * *
невинно-грациозная мужчина
* * *
заумь: это когда за умью — ау
* * *
я устал от усталых людей
* * *
не день а дань
Борис КОНСТРИКТОР
* * *
Дышала ночь восторгом самиздата...
Дышала ночь восторгом самиздата...
Александр АРФЕЕВ
* * *
все-Елена — я
все-Елена — я
Игорь ЛОЩИЛОВ
* * *
хоть мысль была со спичечный орех, а все ж рехнулся
* * *
царуй баруй царь ли князь ли Онисесий Донисясь
хоть мысль была со спичечный орех, а все ж рехнулся
* * *
царуй баруй царь ли князь ли Онисесий Донисясь
Александр ФЕДУЛОВ
* * *
О письмена — нарывы
* * *
Судьба вокруг кромешная стояла
* * *
Но- ч ч ч ч чь!
* * *
Без умысла поэзия творится
* * *
Подайте поэту на хлеб и вино
О письмена — нарывы
* * *
Судьба вокруг кромешная стояла
* * *
Но- ч ч ч ч чь!
* * *
Без умысла поэзия творится
* * *
Подайте поэту на хлеб и вино
Евгений СТЕПАНОВ
* * *
Черные окна, свет, пустота.
* * *
Я тебя не люблю,- сказала галчонку галка.
* * *
Почему мир не обтянут канатами?
* * *
атанатаатанатаатаната
* * *
До свидания, Швеция, Дания.
Черные окна, свет, пустота.
* * *
Я тебя не люблю,- сказала галчонку галка.
* * *
Почему мир не обтянут канатами?
* * *
атанатаатанатаатаната
* * *
До свидания, Швеция, Дания.