Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Сергей БИРЮКОВ

Поэтический мастеркласс

УРОК ВТОРОЙ, ОДНОСТИШНЫЙ

Опубликовано на сайте журнала «Топос»

 

Как говорилось в предисловии к первому уроку, появившемуся на "Топосе", поэтический мастеркласс строится на материале моей книги "Року укор", вышедшей в издательстве Российского государственного гуманитарного университета (подробнее о книге см. в нашей беседе с В. Перельманом тоже на "Топосе").

А на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение. Тем более небезынтересно посмотреть на движение русского однострока в относительно хронологической последовательности.

Статья "Моностих" в "Поэтическом словаре" А. Квятковского заканчивается так: "Моностих как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии" [1: 165], далее следует отсылка к статье "Страдания" ("Ритмологически же каждое страдание является моностихом, занимающим тактометрический период"). Один из примеров:

 

Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли. [1:288]

 

И в самом деле, обычно в разряд моностихов попадают строки, сохраняющие определенный размер и ритм. Но этого еще недостаточно и для того, чтобы назвать многострочное сочинение, обладающее внешними признаками стихотворения, стихами. Очевидно, что стихотворение (однострочное или многострочное) это прежде всего концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная. Разумеется, здесь может быть учтен и момент парадоксальности.

В последнее время для обозначения стихов этого типа (в связи, прежде всего, с развитием верлибра) используется термин "удетерон" — "ни то, ни другое", т. е. ни стих, ни проза. Этот термин ввел в употребление поэт и теоретик верлибра Владимир Бурич [2], а литературовед Сергей Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как "и то, и другое", т. е. и стих, и проза [З]. Но еще раньше один из крупнейших исследователей русского авангарда Владимир Марков в "Трактате об одностроке" замечал, что "в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр" [4: 242–258].

Моностих в России, конечно, существовал и до его явного обозначения В. Брюсовым, но не был акцентирован как самостоятельная стиховая форма. Пословицы и поговорки, эпитафии, различные девизы и т. д. — и все это было в России, как и в других странах. Появление авторизованных эпитафий, принадлежащих перу Карамзина, Державина, Хемницера, тоже не вызвало осознания моностиха как формы поэтической. И нужен был Брюсов, с его аналитическим умом, чтобы моностих сделался явлением поэзии. Нужно было и время обостренного интереса к литературе, чтобы одинокая строка произвела столь шумное впечатление. Стоит сказать и о том, что Брюсов написал несколько моностихов, но, видимо, не счел их пригодными для печати. Они и в самом деле не очень удачны, особенно в сравнении с "О, закрой свои бледные ноги". Небезынтересно привести здесь строки из воспоминаний Вадима Шершеневича "Великолепный очевидец": "Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего "бледные ноги" распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором" [5:456–457]. Это разъяснение существенно меняет представление о моностихе как об однозначно прочитываемой афористике или парадоксе, хотя именно в этом направлении двинулись в основном последователи Брюсова. Правда, единственным известным автором, использующим моностих последовательно, на основе разработанной теории, я могу назвать пока только самого Владимира Маркова. Благодаря его трактату задача по выявлению истории и прогнозированию развития моностиха сильно упрощается.

В отличие от Брюсова Марков имел перед собой немало примеров одностиший, как в русской, так и в западноевропейской поэзии. Он впервые дал панораму одностроков от классической древности (греков и латинян) до разноязычных поэтов Европы XX века (как в "Антологии", так и в обзоре), зафиксировал почти все, что существовало в русской поэзии на начало 60-х годов. Он определил "четыре традиции" в написании однострока: "греко-римская эпитафия-эпиграмма", "романтический фрагмент, осложненный импрессионизмом", "однострок, развившийся из пословицы" (при этом Марков отмечает, что "именно на русской почве этого не произошло") и "пересаживание на европейскую почву ориентальных или иных экзотических форм". В последнем случае интересно замечание, что однострок русского постсимволиста С. Вермеля "получился не без влияния японской танки". Помимо этого Марков набросал массу интереснейших соображений, находя соответствия моностиху в афоризме, "среди политических лозунгов и коммерческой рекламы", среди "обломков стихов античных поэтов", среди "просто строк", т.е. метрических примеров (Ломоносов) и набросков (Пушкин). Он заглянул также за моностих, замечая, что "однострок — дорога к искусству заглавия", подчеркивая, что он же "идеальный эпиграф", находя "стыдливые одностроки" у многих поэтов, т.е. начальные строки стихотворений, которые, по его мнению, не требуют продолжений:

 

Чего в мой дремлющий не входит ум?
                                               Державин

А море Черное шумит не умолкая
                                               Лермонтов

Мерещится мне всюду драма
                                               Некрасов

Русь, ты вся — поцелуй на морозе!
                                               Хлебников

Я научился вам, блаженные слова
                                               Мандельштам

 

Говоря о возможностях однострока, Марков приходит к "однослову", к стиху из "голых рифм" и "однобукву", наконец, к "белой странице" или к "поэтическому молчанию".

В советское время одностишия писались, но лишь очень малая их часть попала в печать. Это заставило меня обратиться к "подозреваемым" авторам. Полученные одностишия (вместе с уже имеющимися) дали возможность для вывода, что в моностихе, как и в других формах поэзии, уживаются разные пути: моностих формально замкнутого, "классического" типа не мешает развитию моностиха разомкнутого, "авангардного". Такие моностихи, части "Кнеги кинга" обнаружились у поэта и исследователя авангарда Владимира Эрля. Причем один из его моностихов имеет горизонтально-вертикальное начертание, что не встречалось в русской поэзии раньше и что, безусловно, сближает поэта с дальневосточными авторами, с их вертикальным письмом, но и тут же разделяет — ибо там это норма, а здесь — нарушение нормы.

В истории русской поэзии есть и книга одностроков. Это "Смерть искусству" Василиска Гнедова, его "пятнадцать [15] поэм". Хотя книга Гнедова называлась "Смерть искусству", поэт показал практически безграничные возможности именно искусства. Гениальное белое поле "Поэмы конца" — завершение этого свода минималистских поэм — есть в то же время подлинное Начало.

Если одностроки Гнедова являли собой своего рода арсенал авангардного артистизма, то циклы одностроков Владимира Маркова, опубликованные им в 1963 году вместе с трактатом, наряду с их поэтическими достоинствами, представили как бы проекцию возможных путей развития древнего жанра. Ученый и поэт (в одном лице) вступают в творческое соперничество — и оба выигрывают. Любую антологию моностиха теперь уже невозможно представить без одностроков Владимира Маркова.

Более пяти лет назад появились книги одностроков Татьяны Михайловской и Владимира Вишневского. Т. Михайловская свои моностихи объединяет в развернутые циклы. Один из циклов называется "Улей". Одностишия живут в самом деле, как в сотах. Такие "скопления" переводят моностих в новое качество, возникает своеобразная драматургия, так, как это бывает и в книге "обычных" стихов, с той разницей, что здесь предельно сокращается расстояние от стихотворения до стихотворения — буквально — до одной строки! В. Вишневский поставил своего рода рекорд, его юмористические одностроки завоевали различные популярные издания, эстраду и телевидение.

Возможности моностиха явно не исчерпаны. К тому, что показал Марков — и своим трактатом, и своим творчеством,— можно добавить соображения о визуальности и фонетической акцентировке. Моностих может изменяться графически — волнистый, угловатый, в форме круга... Графика в свою очередь дает возможность для акцентирования ударений, особенно в заумных моностихах.

Как вертикальный моностих можно рассматривать акростишную строку-высказывание. Особая форма — моностихи-палиндромы. Принцип повторяющегося моностиха можно обнаружить в венке сонетов. А магистрал, который к тому же должен быть акростихом, является неким "прессованием" моностихов. Можно рассматривать в качестве однострока заглавие произведения Владимира Казакова "Прекрасное зачеркнутое четверостишие". Четыре зачеркнутые строки — это как бы тени строки-заголовка.

В последнее время в различных — серьезных и малосерьезных -изданиях все чаще появляются моностихи разных авторов. Среди множества удачных и полуудачных строк явно выделяется цикл Александра Очеретянского "Все эти мелочи".

Заканчивая разговор о моностихе, хочется напомнить об утверждении А. Квятковского и привести две цитаты.

В. Ф. Марков: "...Их (одностроков. — С. Б.) двухтысячелетний возраст и то, что они стоят в преддверии белой страницы,— их, так сказать, "антисиленциальность" заставляет задуматься, даже если уверен, что они не нужны "нашему времени когда"".

М. Л. Гаспаров: "...Такие "стихи" возможны только в культуре с развитой поэтической традицией" [6:16].

Нет сомнений, что такая традиция в нашей культуре существует. Русский однострок уже проявился и на международном горизонте. В 1999 году известный швецарский славист и поэт-переводчик Феликс Филипп Ингольд издал на русском и немецком антологию современно русского однострока. Продолжается однострочный поиск и в России. Сейчас передо мной лежит изящная книжка Эммануила Нирмала "Сотой песчинкой чудес. Избранные моностихи".Послесловие к книге написал Дмитрий Кузьмин, известный в том числе своими штудиями в области моностиха (см., например, "Арион", №2, 1996 г.). Но кроме того есть послесловие и самого Нирмала, которое именуется в духе китайской традиции "Мне вспоминается мой путь к моностиху". Это послесловие выдержано в духе записи самопознания, находящейся на еле уловимой грани серьезного и иронически-мистификационного. Особенно интересны в этом отношении его "рекомендации" по чтению моностихов. Например, из "первой рекомендации": "лучше всего читать по одному моностиху в день, но это высшая ступень не для всех". По стилю это напоминает Германа Лукомникова, которому, кстати, на обороте титула приносится благодарность "за содействие".

Несколько примеров из Нирмала:

 

рок в сапогах

                   * * *
тепло полов и половых отношений

                   * * *
словарь излишних слов

 

Представленные ниже примеры из разных авторов демонстрируют различные подходы к этой поэтической форме и обнаруживают, конечно, точки пересечения. Одностроки, словно параллельные из геометрии Лобачевского, пересекаются в пространстве. Можно сказать и иначе — одинокая строка — это линия горизонта, которая все время отдаляется по мере приближения к ней.

Литература
  1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  2. См.: Бурич В. Тексты. М., 1989.
  3. См. Кормилов С. И. Русский лапидарный "удетерон" и моностих // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1991, Т. 50, №2 и Он же : Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995.
  4. Марков В. Одностроки. Трактат об одностроке. Антология одностроков // Воздушные пути. Альманах III. Нью-Йорк, 1963. С.242 – 257. В дальнейшем все ссылки на В. Маркова по этому изданию, без указания страниц. Более доступное издание: Марков В. Ф. О свободе в поэзии. Статьи, эссе, разное. С.-Пб.: Изд-во Чернышова, 1994.
  5. Цит. по: Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990.
  6. Гаспаров М. Л. Русский стих. Учебный материал по литературоведению (в двух частях). 4.1. Даугавпилс, 1989. Более доступное издание: Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890 – 1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993.

 

Николай КАРАМЗИН

 

                   * * *
Покойся, милый прах, до радостного утра!
 

 

Гаврила ДЕРЖАВИН

На гробницу Суворова в Невском

 

Здесь лежит Суворов
 

 

Иван ХЕМНИЦЕР

 

                   * * *
Рай на лице ее, однако в сердце ад.

                   * * *
Была бы только мысль, а за стихом не станет.

                   * * *
Кто родился глупцом, от книг умен не будет.

                   * * *
От зла нередко зло другое происходит.

                   * * *
Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь.

                   * * *
Большому кораблю и плаванье большое.

                   * * *
Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь.

                   * * *
Что пользы в тишине, когда корабль разбит.
 

 

Валерий БРЮСОВ

 

                   * * *
О, закрой свои бледные ноги.

                   * * *
Я прекрасна, о смертный! Как греза камней!

                   * * *
Я знаю искусство, страданья забыв.

                   * * *
И никого и ничего в ответ.
 

 

Александр БЛОК

 

                   * * *
Тайно себя уничтожить.
 

 

Самуил ВЕРМЕЛЬ

 

                   * * *
Кожей своей и то ты единственна.

                                       1915
 

 

Константин БАЛЬМОНТ

Паутинки

 

1
Всевыразительность есть ключ миров и тайн

2
Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.
 

 

Евгений ШИЛИНГ

 

                   * * *
Лучше б он был нищим.
 

 

Василий КАМЕНСКИЙ

Золотороссыпьюиночь

 

Золотороссыпьюиночь

 

Рекачкачайка

 

Рекачкачайка
 

 

Александр ГАТОВ

Повесть

 

Он в зеркало смотрел, как в уголовный кодекс.
 

 

Давид БУРЛЮК

2 Изре

 

1
Большая честь родиться бедняком.
 

 

Илья СЕЛЬВИНСКИЙ

Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука

 

Лучше недо — чем пере.
 

 

Даниил ХАРМС

 

                   * * *
Плачь мясорубка вскачь.

                                       (январь 1928)

                   * * *
За дам по задам задам.
 

 

Василий КУБАНЕВ

Диалектика

 

Себя собою от себя к себе

                                       1939
 

 

Владимир МАРКОВ

Одностроки

1. Читая, слушая, смотря

На выставке Моне

 

                   * * *
Стога, Руанские соборы и лилии и тополя...

                   * * *
Поэт и друг поэтов Дельвиг.

 

Перед картиной Бонгарта

 

О лодка синяя, ты в море, ты не здесь!

 

2. Минуты

 

                   * * *
О боже, я разбит, составь меня опять.

 

Березы. Ветер. Думая о смерти

 

Тот блеск пугающий, тот шорох неземной...

 

3. Разное

Роман в одну строку

 

1
Обрывки человеческих созданий...

2
Роман в народном духе
Груша с Гришей согрешили.

3
И начал он стареть, стареть, стареть, стареть...

4
Учитель учил учеников.

 

Подражание латинскому

 

Варвар Варваре во рву вервену варварски вырвал.

 

Вакхический призыв к Жанне д’Арк (на гласных)

 

Эван эвоэ о Иоанна!
 

 

Николай МОРШЕН

Афоризм

 

Сочинять афоризмы — плевое дело.
 

 

Владимир ЭРЛЬ

 

                   * * *
и яблоки поплыли в море

                   * * *
як ык

                                       1966
 

 

Ян САТУНОВСКИЙ

 

                   * * *
Да, сны доказывают, что я жил среди людей.

                                       1975

                   * * *
Главное иметь нахальство знать, что это стихи.

                                       1976
 

 

Ры НИКОНОВА

(Из сборников "Полированный куст" и "Отдай себe зонт", 1969–1977).

 

                   * * *
Будь сама себе Египет

                   * * *
Мне хочется Ц в букве Ц

                   * * *
Рис рисования искует

                   * * *
Как птиц бичевали, в лесу ночующих

                   * * *
Рыдама дыма

                   * * *
Выворачивая челюсти зеркал, оборачиваемся

                   * * *
И Линисп светлопейн петных потных мольвов

                   * * *
Темен свет белый
 

 

Сергей СИГЕЙ

 

                   * * *
Во Внебе Втихая Втеснина Водуши

                   * * *
ГУСЕНИЦА СИНЕЕТ ГУСЕМ

                   * * *
ЗЛЕЕ ЗЛОГО ЛОГА ЛЬДА

                   * * *
смертвых перенаступит нас верх

                   * * *
и соболь боле боль со

                   * * *
дсады бопечалирь
 

 

Татьяна СЕЛЬВИНСКАЯ

 

                   * * *
И верую, и удивляюсь.

                   * * *
Ожидание — предчувствие разлуки.

                   * * *
Стихами защищаюсь от судьбы.

                   * * *
Вырвешься из кольца, провалившись в него.

                   * * *
Взгляни! И я разобью зеркала!
 

 

Роман СОЛНЦЕВ

Одна строка

 

Ушла — надкушенное яблоко чернеет...
 

 

Василий СУББОТИН

 

                   * * *
Окоп копаю. Может быть — могилу.
 

 

Владимир БУРИЧ

 

                   * * *
А жизнь проста как завтрак космонавта

                   * * *
Разве можно сказать цветку что он некрасив
 

 

Кирилл КОВАЛЬДЖИ

 

                   * * *
Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу?

                   * * *
Слово сильнее меня.

                   * * *
Осознал. Содрогнулся. Привык.

                   * * *
В несодеянном каюсь...
 

 

Вадим ПЕРЕЛЬМУТЕР

Жуковский

 

Он Пушкина видал в гробу.

 

Эпитафия. Князь Вяземский

 

Он жил, пока браниться не устал.

 

Карамзин

 

Блажен, кто пережил историю России...

 

Семиотика

 

Особый путь — синоним тупика.

 

Часы

 

Остановись, мгновенье! Ты сломалось.
 

 

Иван АХМЕТЬЕВ

 

                   * * *
а где же лето

                   * * *
одна бесконечная осень
 

 

Сергей БИРЮКОВ

 

                   * * *
Три линии обесцвечены грустью.

                                       1990

                   * * *
нет умиранию да

                                       1990

 

Балет

 

черный треугольник Одилии

                   * * *
ночная строка — ты одино-ка

                   * * *
Сильку мед

                                       1991
 

 

Владимир ВИШНЕВСКИЙ

 

                   * * *
не пугайся, любимая, это еще не стихи

                   * * *
Я что-то тут событием не стал...

                   * * *
Как важно оборвать стихотворе...
 

 

Иван ЖДАНОВ

Лента Мебиуса

 

Я нужен тебе для того, чтобы ты была мне нужна.
 

 

Геннадий АЙГИ

Появление цикламенов

 

ангелы играют в карты конечно же ангельские

                                       1992

 

Осень: Туман

 

падают птицы улетают листья на юг

                                       1992

 

Продолжение цикламенов

 

гуси Бога идут на водопой

                                       1992

 

Поле весной

 

там чудо покрывает ум

                                       1985

 

(Из книги "Поэзия-как-Молчание")

 

2
Паузы — места преклонения: перед — Песней.

17
Безвыходно.

24
Мощно молчит — Бетховен.

26
Лица — поля и поля-лица

                                       1992
 

 

Станислав ЛАКОБА

 

                   * * *
молния сказала что и ночное небо синее
 

 

Татьяна МИХАЙЛОВСКАЯ

Улей (Избранные одностишия)

 

                   * * *
Пулей в улей звезданули. Пчелы взмыли, вытек мед.

                   * * *
Да, мы — дамы. Да? мы?

                   * * *
Зело зла золотая пчела... Ззззззззззззззззззззз...

                   * * *
Абра-ка-дабра, обра-ка-добра, убра-ка-дубра... бббрррыссь!

                   * * *
Экология, экология... Экое эхо.

                   * * *
Мы, цирковые лошади, не можем без ОВсАЦИЙ.

                   * * *
З-з-з-з-з-з-з-др-др -ась? те? Кто?

                   * * *
Входит римлянин в сандалиях. Нравится мне легкая обувь.

                   * * *
Тебе — петь. Тебе — печь. А мне — спать лечь.
 

 

Александр ОЧЕРТЯНСКИЙ

Поэмофраза из письма

 

как все-таки безжалостно линяет новизна

 

Все эти мелочи (из цикла)
1979–1999

 

                   * * *
затяжная скупая невзрачная прелесть

                   * * *
невинно-грациозная мужчина

                   * * *
заумь: это когда за умью — ау

                   * * *
я устал от усталых людей

                   * * *
не день а дань
 

 

Борис КОНСТРИКТОР

 

                   * * *
Дышала ночь восторгом самиздата...
 

 

Александр АРФЕЕВ

 

                   * * *
все-Елена — я
 

 

Игорь ЛОЩИЛОВ

 

                   * * *
хоть мысль была со спичечный орех, а все ж рехнулся

                   * * *
царуй баруй царь ли князь ли Онисесий Донисясь
 

 

Александр ФЕДУЛОВ

 

                   * * *
О письмена — нарывы

                   * * *
Судьба вокруг кромешная стояла

                   * * *
Но- ч ч ч ч чь!

                   * * *
Без умысла поэзия творится

                   * * *
Подайте поэту на хлеб и вино
 

 

Евгений СТЕПАНОВ

 

                   * * *
Черные окна, свет, пустота.

                   * * *
Я тебя не люблю,- сказала галчонку галка.

                   * * *
Почему мир не обтянут канатами?

                   * * *
атанатаатанатаатаната

                   * * *
До свидания, Швеция, Дания.