Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Литературный, публицистический и религиозный журнал «Континент»

Номера:


Журнал «Континент» был основан в Париже в 1974 году как орган свободной русской мысли, российского и общеевропейского антикоммунистического освободительного движения.
Основатель журнала — русский писатель Владимир Максимов, отдавший ему много сердца и сил. За 17 лет его бессменного редакторства «Континент» завоевал мировую славу как самый авторитетный журнал вольного русского слова за рубежом. Он собрал вокруг себя цвет русской, восточноевропейской, западной культуры.
Среди его постоянных авторов и членов его редколлегии, в которую входили четыре лауреата Нобелевской премии, были Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Милован Джилас, Роберт Конквест, Генрих Белль, Эжен Ионеско, Иосиф Бродский, Чеслав Милош, Виктор Некрасов, Наум Коржавин – равно как и многие другие виднейшие представители мировой культуры второй половины ХХ века.
Можно без преувеличения сказать, что в тяжкие годы застойного безвременья в России «Континент» поистине спас честь и достоинство русской интеллигенции и русской культуры, показав всему миру, что в России есть не только “секретарская” литература, казенная публицистика и запродавшее душу прогнившему режиму холуйское псевдоискусство, но и мужество открытого ему противостояния, и живое слово правды, и подлинно высокий уровень художественной культуры. Журнал стал ведущим литературным органом русской европейской эмиграции, обращенным к насущным проблемам и задачам освободительного движения. Здесь бесцензурно и в режиме открытой дискуссии формулировались позиции и выражались различные мнения о жизни и о литературе, о прошлом, настоящем и будущем России.
В разные годы в парижском «Континенте» публиковались прозаики В. Аксенов, Ю. Алешковский, Г. Владимов, В. Войнович, Ф. Горенштейн, С. Довлатов, Вен. Ерофеев, В. Некрасов, Д. Орвелл, поэты Д. Бобышев, И. Бродский, А. Галич, Н. Горбаневская, Б. Кенжеев, Т. Кибиров, Н. Коржавин, В. Кривулин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, С. Липкин, И. Лиснянская, Л. Лосев, Г. Плисецкий, Г. Сапгир, И. Чиннов, Б. Чичибабин, публицисты, правозащитники, критики, мемуаристы А. Авторханов, М. Агурский, Л. Алексеева, А. Безансон, В. Бетаки, Н. Бетелл, И. Бирман, В. Буковский, М. Геллер, Т. Горичева, П. Григоренко, М. Джилас, А. Зиновьев, Э. Кузнецов, Ю. Мамлеев, Й. Миндсенти, А. Михник, М. Муравник, Э. Неизвестный, Ж. Нива, Б. Парамонов, Л. Плющ, Г. Померанц, А. Пятигорский, К. Сапгир, А. Сахаров, А. Солженицын, В. Суворов, А. Терц, Ю. Фельштинский, Л. Чуковская, о. А. Шмеман, Д. Штурман, Е. Эткинд, А. Янов и др. В мемориальном отделе впервые были опубликованы фрагменты романа В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, проза Ю. Домбровского, стихи Г. Иванова, письма Б. Пастернака, миниатюры В. Розанова, заметки А. Тарковского, сочинения и письма Н. Бердяева, Л. Шестова и др.
На страницах «Континента» увидели свет многие из тех, созданных в застойные годы произведений русской литературы и публицистики, которые вошли в золотой фонд современной русской культуры. Имена их авторов известны ныне всему миру.
Трудными путями книжки журнала приходили к читателям и в Советский Союз, за чтение его можно было получить тюремный или лагерный срок.
С развалом Советского Союза и крушением коммунистической цивилизации собственно политические и идеологические целеполагания журнала оказались в основном исчерпанными. В 1992 году журнал, выполнивший свою историческую миссию в эмиграции, был передан Вл. Максимовым в новую Россию и стал издаваться в Москве, сохранив основной состав прежней — парижской — редколлегии и пополнив ее новыми известными именами. Максимов передал редакторские права и права на его издание критику и литературоведу И. Виноградову.
С этого времени направление журнала стало определяться новой повесткой дня, сложившейся в постсоветской России и в культуре Запада в целом. Журнал остался верен лучшим традициям максимовского «Континента», но за годы своего отечественного существования обрел и новую жизнь в новой России. Сегодня это единственный из бывших “толстых” эмигрантских журналов, который не просто уцелел, но прочно привился на отечественной почве и обрел признание современной российской и международной общественности. Журнал получают сегодня во всех крупных библиотеках и университетах мира, где, как и в России, он пользуется заслуженной известностью как журнал независимой экспертизы, объективно информирующий своего читателя о культурной и общественной жизни страны и утверждающий высшие ценности русской культуры. Энциклопедия “Кто есть кто в России” (М., 1998) называет его “одним из лучших периодических литературных изданий”.
С журналом сотрудничали и сотрудничают крупнейшие писатели, поэты и публицисты России — С. Аверинцев, М. Адамович, А. Азольский, В. Аксенов, В. Астафьев, Б. Ахмадулина, С. Бабаян, А. Битов, Е. Блажеевский, А. Вяльцев, Д. Галковский, Р. Гальцева, Е. Ермолин, А. Зубов, Ю. Каграманов, Н. Коржавин, о. Г. Кочетков, А. Кырлежев, С. Липкин, И. Лиснянская, Ю. Малецкий, о. А. Мень, Л. Пияшева, Г. Плисецкий, Г. Померанц, Е. Попов, С. Рассадин, О. Седакова, Слава Сергеев, Е. Федоров, М. Харитонов, О. Чухонцев, М. Эпштейн, С. Юрский и многие другие. На его страницах читатель встречает имена известных современных представителей западной культуры — митр. Антония (Блума), Ж. Нивы, В. Страды, Р. Джексона, А. Михника, О. Клемана, о. А. Шмемана, Х. Яннараса и многих др.
По инициативе и при участии журнала был проведен ряд крупных международных конференций в Москве, Париже, Риме, Нью-Йорке и Женеве (философия, религия, современная русская культура), шесть раз с большим успехом прошли в Париже, Москве, Вашингтоне и Варшаве Максимовские Чтения “Прошлое, настоящее, будущее России” (1996,1997,1998,1999, 2001, 2006), неизменно собиравшие на свои сессии самых видных ученых, писателей и общественных деятелей России и Запада.
Современный «Континент» — журнал русской христианской демократии; журнал аналитической экспертизы.
Своих читателей «Континент» видит и находит среди мыслящих и ищущих людей в России и за ее пределами, — людей веры, людей чести, людей долга.
В ситуации глубокого кризиса русской культуры и христианской цивилизации «Континент» предлагает проект духовной мобилизации и исторического творчества для России и всего человечества.
Принципиальный курс журнала связан с опорой на фундаментальные основы христианской цивилизации, с отстаиванием высших ценностей духа, с утверждением свободы личности и суверенных прав народа, с обоснованием и защитой христианско-гуманистического вектора творческого духовного поиска - вектора, который задается основными публикациями “Континента” как в литературно-художественных жанрах, так и в журнальных аналитике и обзорах прозы, критики, публицистики.
Программные основы издания это:
— верность традициям православной религиозной культуры в общих рамках религиозного христианского универсализма (экуменизма); поиск общей для всех основы веры – прежде всего в свидетельствах искупительной жертвы и воскресения Христа, в факте личностного стояния один на один с Богом; христианство свободного выбора и личностной веры; персонализм, христианский социализм;
— русский патриотизм с западным вектором, исходящий из того, что у России и Европы единое духовное пространство = христианско-гуманистическая ойкумена; вселенскость, неприятие ксенофобии и шовинизма;
— литературоцентризм (в современном мире, где иерархии сменяются сетями, в России сохраняется приоритет вербально-образных средств свидетельства о мире и о человеке);
— приверженность традициям русской классической культуры ответственного духовного поиска, в соответствии с чем – и акцент на публикации прозы и поэзии духовного поиска.
Важнейшая тема журнала — свидетельства Меджугорья.
В номерах журнала публикуются регулярные аналитические обзоры журнальной прозы и критики, современной публицистики.
Главный редактор журнала Игорь Виноградов ведет в журнале “Дневник редактора”.