Блиц-интервью
На вопросы редакции:
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
отвечают поэты :
Виталий Амурский,
Елена Кацюба,
Константин Кедров,
Наталья Лайдинен,
Евгений Лесин,
Ольга Логош.
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
отвечают поэты :
Виталий Амурский,
Елена Кацюба,
Константин Кедров,
Наталья Лайдинен,
Евгений Лесин,
Ольга Логош.
Редакция
Виталий АМУРСКИЙ (Париж)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Нет.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Мат, на мой взгляд, является органичным элементом устной речи, понимая в данном случае особую специфику ситуации. Мать — это соль. Это — интонация. Можно даже сказать — междометие. В прозе подобное допустимо, если автор не может без этого обойтись, обладает чувством меры и достаточно образован.
Ситуаций, когда бы мат был органичен в стихах, я не встречал никогда. В отдельных случаях, как игра слов, в своего рода пародийных текстах, да. Но это — обочина поэзии. Удачные примеры, типа: : / "Ах, у дуба, ах у ели!../" — там очень редки.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Ни одного назвать не могу. Подлинность поэта, по моему глубокому убеждению, ничего общего с ненормативной лексикой не имеет.
— Нет.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Мат, на мой взгляд, является органичным элементом устной речи, понимая в данном случае особую специфику ситуации. Мать — это соль. Это — интонация. Можно даже сказать — междометие. В прозе подобное допустимо, если автор не может без этого обойтись, обладает чувством меры и достаточно образован.
Ситуаций, когда бы мат был органичен в стихах, я не встречал никогда. В отдельных случаях, как игра слов, в своего рода пародийных текстах, да. Но это — обочина поэзии. Удачные примеры, типа: : / "Ах, у дуба, ах у ели!../" — там очень редки.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Ни одного назвать не могу. Подлинность поэта, по моему глубокому убеждению, ничего общего с ненормативной лексикой не имеет.
Елена КАЦЮБА (Москва)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Когда речь идет о творчестве, то допускать или не допускать что-то может только сам автор. Если он использует мат в своих текстах, значит для него это допустимо. Читатель может читать или не читать, а слушатель может слушать или не слушать.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— По правде говоря, никогда на это не обращала внимания.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— По-моему, сегодня все помаленьку "допускают". Бывает смешно. А вот конкретно кого-то назвать не могу.
— Когда речь идет о творчестве, то допускать или не допускать что-то может только сам автор. Если он использует мат в своих текстах, значит для него это допустимо. Читатель может читать или не читать, а слушатель может слушать или не слушать.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— По правде говоря, никогда на это не обращала внимания.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— По-моему, сегодня все помаленьку "допускают". Бывает смешно. А вот конкретно кого-то назвать не могу.
Константин КЕДРОВ (Москва)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Да.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения? Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Все, конечно, назовут Пушкина и будут абсолютно правы. Никто не матерился так изысканно и непринужденно, как он. Грубее получалось у Лермонтова. Лучше всех матерился мой друг Игорь Холин:
— Да.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения? Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Все, конечно, назовут Пушкина и будут абсолютно правы. Никто не матерился так изысканно и непринужденно, как он. Грубее получалось у Лермонтова. Лучше всех матерился мой друг Игорь Холин:
Вы не знаете Холина
И не советую его знать
Холин — это такая сука
Холин — это такая блядь...
И не советую его знать
Холин — это такая сука
Холин — это такая блядь...
Но гениальнее всего в поэме "Умер земной шар" целая глава из одного слова.
"Х…й-х…й-х…й..."
(Ненормативные слова в этом стихотворении и далее в ответах К. Кедрова сокращены редакцией. — Редакция.)
Так три страницы. Здорово! Мы обсуждали с ним и с Генрихом Сапгиром эту тему неоднократно. Единодушие полное. Без мата русская речь в лучшем случае кастрирована, а в худшем — мертва. Ну чем мы заменим одно великое слово в гениальной частушке:
"Х…й-х…й-х…й..."
(Ненормативные слова в этом стихотворении и далее в ответах К. Кедрова сокращены редакцией. — Редакция.)
Так три страницы. Здорово! Мы обсуждали с ним и с Генрихом Сапгиром эту тему неоднократно. Единодушие полное. Без мата русская речь в лучшем случае кастрирована, а в худшем — мертва. Ну чем мы заменим одно великое слово в гениальной частушке:
Говорит п…а п…де:
— Побежим по борозде.
П…да п…ду нае…нула.
П…да ножки протянула.
— Побежим по борозде.
П…да п…ду нае…нула.
П…да ножки протянула.
Я предложил еще в советское время заменить таинственное слово "пролетарии" вполне научным латинским термином. Недавно опубликовал на Стихи.ру моностих: "ГЕНИТАЛИИ ВСЕХ СТРАН СОЕДИНЯЙТЕСЬ!" Боже, что поднялось... И это при том, что многие из нас жили в стране победившего МАТиРЕАЛИЗМА. В мате — мат-рица речи. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ в буквальном переводе означает вовсе не ПРИВЕТ ТЕБЕ ДРАГОЦЕННОСТЬ В ЦВЕТКЕ ЛОТОСА, а х…й в п…де. Повторение этой мантры гарантировало плодородие. Когда мы перестанем по-варварски презирать телесные источники жизни в мужском и женском теле, мат умрет. Станет просто речью. А жаль.
Но вернусь к Пушкину, вернее, к моему "Евнегию Онгегию".
Но вернусь к Пушкину, вернее, к моему "Евнегию Онгегию".
Прими собранье сих ху...в
полусмешных полузабавных
простонародных идеальных
Поставь их в вазу на столе
Пусть распускаются в тепле.
полусмешных полузабавных
простонародных идеальных
Поставь их в вазу на столе
Пусть распускаются в тепле.
И вообще мне потаенный вариант "Горя от ума" Грибоедова ближе.
Ну Фамусов, ну блядь!
Устроил бал.
Еб…л я этот бал...
Устроил бал.
Еб…л я этот бал...
В чем-в-чем, а в мате классики впереди. Мы их не обскакали.
Гениально обматерился ЮЗ:
Гениально обматерился ЮЗ:
"ПОРА Б УЖЕ Е…НА МАТЬ
УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ".
УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ".
Как Моцарт матерится Игорь Яркевич.
ПРИ ВИДЕ РИЕЛТЕРА ХОЧЕТСЯ БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ И КРИЧАТЬ: х…й-х…й, или БРОДСКИЙ — ВЕРШИНА ГОВНА СОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ.
Перечень будет неполон без Сорокина — Карамзина матерого советского и постсоветского новояза.
О пошляках говорить не буду...
О пошляках говорить не буду...
Наталья ЛАЙДИНЕН (Москва)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— На мой взгляд, использование любой лексики в стихах, как и в обычной речи, должно быть органичным. Русский язык содержит очень много выразительных и образных средств и выражений, было бы странно делать вид, что какие-то из них не существуют. Неумело использованная высокопарная лексика в поэзии порой также неуместна, как притянутые за уши мат или арго. Нецензурная лексика, на мой взгляд, уместна в стихотворениях как выразительное средство для придания дополнительной экспрессии, но не как средство тупого эпатажа или попытка заполнить смысловые лакуны.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— На мой взгляд, использование любой лексики в стихах, как и в обычной речи, должно быть органичным. Русский язык содержит очень много выразительных и образных средств и выражений, было бы странно делать вид, что какие-то из них не существуют. Неумело использованная высокопарная лексика в поэзии порой также неуместна, как притянутые за уши мат или арго. Нецензурная лексика, на мой взгляд, уместна в стихотворениях как выразительное средство для придания дополнительной экспрессии, но не как средство тупого эпатажа или попытка заполнить смысловые лакуны.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.
Это стихотворение Сергея Есенина считаю подлинным лирическим шедевром.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Тенденция к использованию мата в стихах не нова. Пушкин, Есенин, Бродский и многие другие известные литераторы использовали в своих произведениях нецензурную лексику, при этом делали это гениально и гармонично — подлинные поэты! Из современников мне лично очень нравится И. Губерман: он использует нецензурную лексику всегда емко и по делу.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Тенденция к использованию мата в стихах не нова. Пушкин, Есенин, Бродский и многие другие известные литераторы использовали в своих произведениях нецензурную лексику, при этом делали это гениально и гармонично — подлинные поэты! Из современников мне лично очень нравится И. Губерман: он использует нецензурную лексику всегда емко и по делу.
Евгений ЛЕСИН (Москва)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— Да, полагаю, и не только в стихах. Просто в стихах он ну уж совсем порой необходим. Слова они и есть слова. Матерные ничем не хуже не матерных.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Что до примеров, то (цитирую по памяти): "Объявление, что ли дать, / что ищу молодую блядь". Вы думаете, тут можно по-другому? Стихи, если кто не знает, Эдуарда Лимонова.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Вы будете смеяться, но, например, Пушкина или Лермонтова я вполне так себе считаю подлинными поэтами. И Ивана Баркова, и Александра Полежаева, и Петра Шумахера (именно он, по мнению многих исследователей, является автором "Луки Мудищева"). И Александра Галича, к примеру. Или вот пример из Высоцкого. "У нее, у нее на окошке герань, / У нее, у нее занавески в разводах. / А у меня, у меня на окне ни хера, / Только пыль, только старая пыль на комодах". Не вполне мат, просто очень уж органично. Прекрасная рифма.
— Да, полагаю, и не только в стихах. Просто в стихах он ну уж совсем порой необходим. Слова они и есть слова. Матерные ничем не хуже не матерных.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— Что до примеров, то (цитирую по памяти): "Объявление, что ли дать, / что ищу молодую блядь". Вы думаете, тут можно по-другому? Стихи, если кто не знает, Эдуарда Лимонова.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— Вы будете смеяться, но, например, Пушкина или Лермонтова я вполне так себе считаю подлинными поэтами. И Ивана Баркова, и Александра Полежаева, и Петра Шумахера (именно он, по мнению многих исследователей, является автором "Луки Мудищева"). И Александра Галича, к примеру. Или вот пример из Высоцкого. "У нее, у нее на окошке герань, / У нее, у нее занавески в разводах. / А у меня, у меня на окне ни хера, / Только пыль, только старая пыль на комодах". Не вполне мат, просто очень уж органично. Прекрасная рифма.
Ольга ЛОГОШ (Санкт-Петербург)
— Допустим ли, на Ваш взгляд, мат в стихах?
— К использованию мата в стихах я отношусь неоднозначно. С одной стороны, поэтичность может создаваться любыми единицами лексики — от диалектизмов и мата до неологизмов. Главное, чтобы слово было уместно. К тому же в 18-м и начале 19-го века нецензурные слова были вполне обычны для поэтической речи, а потом оказались под негласным запретом.
С другой стороны, сильные выражения в стихах меня как читателя чаще всего отталкивают (и вытесняются из памяти, поэтому так трудно отвечать на вопросы). Вероятно, это связано с моей верой в силу слова, "мистическую и даже заклинательную", как писал Сергий Булгаков. В конце концов, мы отвечаем за свои слова, и, хотим мы того или нет, матерные слова притягивают темные силы.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— На мой взгляд, мат может быть органичен, когда используется для речевой характеристики персонажей. Самый близкий пример — "Марина" или мой любимый "Электрический пес" Гребенщикова. Примечательно, что в обоих текстах крепкие слова произносятся от лица героинь:
— К использованию мата в стихах я отношусь неоднозначно. С одной стороны, поэтичность может создаваться любыми единицами лексики — от диалектизмов и мата до неологизмов. Главное, чтобы слово было уместно. К тому же в 18-м и начале 19-го века нецензурные слова были вполне обычны для поэтической речи, а потом оказались под негласным запретом.
С другой стороны, сильные выражения в стихах меня как читателя чаще всего отталкивают (и вытесняются из памяти, поэтому так трудно отвечать на вопросы). Вероятно, это связано с моей верой в силу слова, "мистическую и даже заклинательную", как писал Сергий Булгаков. В конце концов, мы отвечаем за свои слова, и, хотим мы того или нет, матерные слова притягивают темные силы.
— Можете ли Вы привести примеры, когда мат органичен для стихотворения?
— На мой взгляд, мат может быть органичен, когда используется для речевой характеристики персонажей. Самый близкий пример — "Марина" или мой любимый "Электрический пес" Гребенщикова. Примечательно, что в обоих текстах крепкие слова произносятся от лица героинь:
А женщины, — те, что могли быть как сестры, —
Красят лаком рабочую плоскость ногтей,
И во всем, что движется, видят соперниц,
Хотя уверяют, что видят блядей.
Красят лаком рабочую плоскость ногтей,
И во всем, что движется, видят соперниц,
Хотя уверяют, что видят блядей.
Вместе с тем вспоминаются и шутливые стихи Пушкина, Башлачева, где авторы остроумно обыгрывают значения слов.
С другой стороны, когда автор использует мат, чтобы показать "правду жизни", то это мне претит, даже в стихотворениях Бродского, Есенина или Маяковского. Поэзия и "правда жизни" вообще находятся в разных плоскостях.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— А.С. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бродский, С. Есенин, А. Галич, А. Башлачев, Е. Мякишев, Б. Гребенщиков.
С другой стороны, когда автор использует мат, чтобы показать "правду жизни", то это мне претит, даже в стихотворениях Бродского, Есенина или Маяковского. Поэзия и "правда жизни" вообще находятся в разных плоскостях.
— Кого из авторов, использующих ненормативную лексику, Вы считаете подлинными поэтами?
— А.С. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бродский, С. Есенин, А. Галич, А. Башлачев, Е. Мякишев, Б. Гребенщиков.
Подготовил Фёдор МАЛЬЦЕВ