Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»


Предисловие автора

«Из всех искусств первое место
удерживает за собой поэзия»
(Иммануил Кант [1])

«Наука и искусство равно стре-
мятся к познанию истины, но
первая переходит от факта к
понятию и к идее, и выражает
мысль о бытии в её всеобщности,
строго различая отдельный
случай и общее правило — за-
кон, тогда как второе вопло-
щает идею в отдельном явлении
и сливает идею и её наглядное
проявление (образ) в идеале»
(Мориц Каррьер [2])

Человек издавна пытается выразить образное (несловесное) мышление в словесной форме, создавая поэтические произведения. Разнообразие поэтических творений поражает воображение поэтов, читателей и исследователей литературы. Обновление поэтического языка с той
или иной скоростью протекает постоянно, нерегулярный, неупорядоченный, нерифмованный стих — одно из интереснейших направлений этого обновления.
Нерифмованные стихи, зачастую, сильнее силлаботонических по своему воздействию при прочитывании и перечитывании. Стихи, свободные от рифмы и метра — верлибры (vers libre) — в современной русской поэзии присутствуют весьма весомо и разнообразно. Теоретическое изучение именно такой версификационной практики и собственные эксперименты в этом направлении привели меня к составлению этой книги. Свободный (нерифмованный посностью или частично), нерегулярный стих в настоящее время не обделён вниманием поэтов и учёных, именно такой способ стихосложения со свободной ритмической организацией считается самым древним. А появление силлабики, тоники и силлаботоники в поэзии связывают с более поздними этапами её развития, при которых происходила регламентация стихосложения. Наличие метра и рифмы создаёт чёткую ритмику стиха, что, порой, облегчает его
создание и восприятие. Но такой регулярный стих находится в большей зависимости от особенностей языка, нежели свободный стих, без регулярно повторяющихся метра и рифмы. Конечно же, при написании стиха главное — не его форма, а нужные слова, позволяющие поэту донести мысли, ощущения, чувства до читателя. И если в угоду строгой ритмической организации эти нужные слова пропадают, то нет никакого смысла за неё держаться, иначе пропадёт весь смысл поэтического творчества. Свободный стих, ослабляя внимание к форме, даёт волю мыслительному процессу, и потому его создание протекает совсем не проще, чем в случае силлаботонической поэтики. Поэты признают необходимость внимания к порядку слов в верлибре для создания нужных интонаций, определённого звучания, темпа, для которых в верлибре не исключается фрагментарная повторяемость. Повторяемость интонаций в свободном стихе отмечена и в словарной статье [3]: «Свободный стих, или верлибр...— стих, в котором произвольно количество ударных и безудар
ных слогов, не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф, не может быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, с которой произносят каждую из стихотворных строк — фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в схожем синтаксическом настроении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения».
В свободном стихе не прослеживается регулярная повторяемость слогов (как в силлабическом стихе), ударений (как в тоническом стихе), стоп (как в силлабо-тоническом стихе), но возможны нерегулярные самые разнообразные фонетические повторы (например, повторы фраз, слов, стоп, слогов, фонем, ударений).
В журнале «Вопросы Литературы» ещё в 70-е годы прошлого века В. Бурич высказал такие мысли о свободном стихе: «Что же касается творческой установки, то приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальной естественности речевой интонации, так как
естественная речевая интонация реализуется прямым порядком слов главным образом в условиях первичного ритма. В этом смысле свободный стих можно назвать еще строго интонационным стихом. Несколько упрощая, можно сказать, что умение писать свободные стихи — это умение членить текст на фразы и синтагмы, обозначая их графически в виде отдельных (авторских) строк»; «Свободный стих полностью подвластен общей поэтике. Поэты, пишущие свободным стихом, в силу своих личностных особенностей признают и используют лишь определенные образные средства, создавая свой неповторимый стиль.» [4].
В статье 1978 года А. Метс приходит к важному определению направления развития поэзии: «Свободный стих представляет собой качественный скачок -переход от слогового стиля речи к новой стихии - к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово...» [5].
Исследователи литературы продолжают поиски чёткого определения верлибра, например, Ю. Орлицкий, раз
личая пять видов верлибра, пишет: «Под свободным стихом мы, вслед за М. Гаспаровым [6], понимаем «стих без метра и рифмы, отличающийся от прозы только членением на строки», т.е. систему стихосложения, принципиально отказывающуюся от всех вторичных стихообразующих признаков...» [7]. Но членение поэтического текста на строчки может и не быть, а такие стихотворения в прозе тоже в настоящее время относят к свободным стихам (верлибрам) за счёт наличия поэтических фигур и троп. «Вышедшие антологии верлибра, ежегодные фестивали свободного стиха подтверждают правоту Гаспарова и Орлицкого.» [8, с. 7].
При исследовании современных русских верлибров Е. Степанов счёл необходимым разделить их на две группы: упрощённый верлибр и усложнённый верлибр, к упрощённым верлибрам относятся свободные стихи, представляющие собой художественные зарисовки, короткие дневниковые рассказы, разбитые на строчки; усложнённый верлибр — это свободный стих, утяжелённый внутренними рифмами, анаграмматиче
скими кодами, аллитерационной игрой, лексическим параллелизмом, элементами отстранения, анафорой и другими поэтическими фигурами [8, с. 8-10, 17]. Для нерегулярных свободных стихов кроме термина «верлибр» предлагается ряд других, например, Ю. Орлицкий в статье 2005 года разбирает особенности «гетероморфного (неупорядоченного)» стиха в русской поэзии: «... современный неупорядоченный стих - это, прежде всего, способ преодолеть излишнюю жесткость канонического («отрицательного») верлибра, требующего принципиального и последовательного отказа от всех вторичных стихообразующих факторов. Такой неупорядоченный стих мы предлагаем называть гетероморфным; это означает, что по мере развертывания текста в нем постоянно происходит изменение текущих конструктивных закономерностей стиховой структуры: «теряется» и вновь возникает рифма, отдельные строки имеют отчетливую силлаботоническую структуру, другие — тоническую; кроме того, могут встречаться и попарно зарифмованные строки раешника, и свободный стих. Ва
рьируются также стопность стиха, объем клаузул, способы рифмовки и, соответственно, строфика. При этом строки аналогичной структуры, как правило, объединяются в небольшие (от двух до пяти и более строк) группы (строфоиды), что позволяет читателю выработать установку на тот или иной тип стиха, которая затем также закономерно нарушается.» [9].
Применительно к нерегулярным, нерифмованным (полностью или частично) свободным стихам А. Бубнов предлагает «оставить в покое слово «верлибр» и на основе полиметрии и полиразмерности осознать другую — более обобщённую — форму, и раз уж она органически подвержена рифмовке, то и не препятствовать ей, не «надрываться», а обозначить то свойство современной поэзии, которое делает её более пластичной, более универсальной, не подвластной мелкой дифференциации... Свойство это — Инте-гральность! В наиболее общем и кратком определении: интегральный стих — это стиль стихосложения, основанный на отказе от строгой цикличности на всех уровнях стиха и на объединении (интеграции)
в одну форму нескольких техник и стратегий, без особого преобладания какой-то из них в конкретном сочинении (по формуле: не коллаж, но синтез)» [10]; «Интегральный стих есть вид стиха, который индивидуальным способом, вытекающим из поэтики автора, синтезирует (интегрирует) разного рода техники и стратегии, как бы балансируя между ними. Дополним более узким определением: Интегральный стих (в узкостиховедческом понимании) есть нерегулярный стих, астрофический или вольно-строфический, обычно с присутствием рифмы приблизительно в половине строк («мейнстрим» Интегрального стиха), а в целом, с широким диапазоном рифмовки от её полного отсутствия (в исключительных случаях, если категория рифмы не участвует в качестве элемента интеграции) до полной рифмовки всех строк.» [11].
Текст стиха без регулярно повторяющихся метра и рифмы, имеющий меняющиеся меры повтора фонетических сущностей, вне зависимости от степени его сложности, способен передать поэтические интонации, мелодичность, то самое
“уменье чувствовать и мыслить нараспев”, которое П. А. Вяземский определил как неотъемлемое свойство поэзии [12]. В каком же направлении будет активно происходить расширение привычных рамок поэтического письма? Время покажет.

Елена Ткачевская

Литература


1. И. Кант И. Критика способности суждения (1790) в [Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, М, «Мысль», 1966. (Философ). наследие).-Т. 5.- 564 с.; Параграф53, стр. 344].
http://fihsof.fnstoric.ni/6ooks/item/f00/s00/z0000499/st000. shtmf
2. М. Каррьер. Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человека. [Соч. Морица Каррьера; Пер. Е.. Керша. Т. 1-5, Москва: КТ. Солдатенков, 1870-1875].
https://rusne6.ru/catahg/000199_000009_003861715/ /ittps://vie´wer.rusne6.ru/ru/000199_000009_003861715?page =1&rotate=0&J;/ieme=u>hite
3. Л. Тимофеев, Н. Венгров. Краткий словарь литературо-ведческихтерминов, изд. 4-е, Учпедгиз, М., 1963.
4. В. Бурич. От чего свободен свободный стих. Журнал «Вопросы литературы», М., 1972, № 2, с. 132-140.
5. А. Метс. В осенних лесах: стихи, переводы, статьи, М., 2006, 285 с.
6. М. Гаспаров. Русский стихначала XXвека в комментариях, М., фортуна Лимитед, 2001, 288 с.
7. Ю. Орлицкий. Стихи проза в русской литературе, М., РГГУ 2002, с.322.
8. Г. Степанов Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная, практика поэтов XX и XXI веков. Издание в трёутомах Том II, М., Вест-Консалтинг, 2013, 286 с.,
9. Ю. Орлицкий. Гетероморфный (неупорядоченный) стих в русской поэзии. Журнал «Новое литературное обозрение», 2005, № 3.
https://magazines.gorky.media/n[o/2005/3/geteromorfnyj-neuporyadochennyj-stih-v-russfcpj-poezii.htm[
10. А. Бубнов. В лаборатории свободного слова. Журнал «Южное Сияние», 2018, № 2 (26).
https://reading-ha[[.Upu66ication.php?id=22265
11. А. Бубнов. О рифме в ‘Интегральном стиху, 2020; https://proza.ru/2020/06/08/2015
12. П. Вяземский, стихотворение «Литературная, исповедь, 1864;
https://45[[.net/petr_vyazemskiy/[iteraturnaya_ispoved.htm[