МАГОМЕД МАГОМЕДОВ
Преданный музыке гор
Народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов отмечает 65-летие
Дивный человек, благородная душа, изумительный поэт. Трудно не удивиться широте его художественных интересов. Мы дружим с ним давно, хотя он немного старше меня, куда более мастит, овеян обожанием и славой. Сегодня же хочется окинуть взглядом жизненный путь этого мудрого человека.
У родного очага
Писать Магомед Ахмедов начал рано: первые стихи появились у него, когда он учился в школе. Его детство было осенено сказками бабушки и рассказами земляков о героическом прошлом родного народа. Возникает вопрос: откуда в сельском мальчишке, родившемся в крестьянской семье, яркий талант поэта? Конечно же, это дар Божий.
Магомед Ахмедович Ахмедов считает: самое дорогое, что у него есть, – его родное село Гонода, где он родился и жил, пока не уехал учиться в Москву, в Литературный институт, который стал для него "тем же, чем было для Пушкина Царское Село".
Юношеские годы, проведённые в Гонода, – "Болдинская осень" в жизни поэта. В течение года он мог видеть все календарные изменения горской природы: от суровых снегопадов и чёрных ночей до первого блеска лазури, таяния снегов и появления подснежников. Поэт наблюдал, как гремят ручьи, как расцветают цветы, как пасутся отары у подножия благоухающей величественной Седло-горы. Всё это нашло отражение в его стихах. Горы обнажают чувства, сплачивают людей, учат мужеству, развивают силу духа. Родные горы – ключ к пониманию творчества поэта, который пишет, что у гор он своих "в долгу" и всегда "был предан лишь музыке гор":
У родного очага
Писать Магомед Ахмедов начал рано: первые стихи появились у него, когда он учился в школе. Его детство было осенено сказками бабушки и рассказами земляков о героическом прошлом родного народа. Возникает вопрос: откуда в сельском мальчишке, родившемся в крестьянской семье, яркий талант поэта? Конечно же, это дар Божий.
Магомед Ахмедович Ахмедов считает: самое дорогое, что у него есть, – его родное село Гонода, где он родился и жил, пока не уехал учиться в Москву, в Литературный институт, который стал для него "тем же, чем было для Пушкина Царское Село".
Юношеские годы, проведённые в Гонода, – "Болдинская осень" в жизни поэта. В течение года он мог видеть все календарные изменения горской природы: от суровых снегопадов и чёрных ночей до первого блеска лазури, таяния снегов и появления подснежников. Поэт наблюдал, как гремят ручьи, как расцветают цветы, как пасутся отары у подножия благоухающей величественной Седло-горы. Всё это нашло отражение в его стихах. Горы обнажают чувства, сплачивают людей, учат мужеству, развивают силу духа. Родные горы – ключ к пониманию творчества поэта, который пишет, что у гор он своих "в долгу" и всегда "был предан лишь музыке гор":
На той земле, где я родился,
Звезда любви не угасает.
На той земле, где я родился,
Волненье сердца не стихает.
Здесь, у родного очага, я
От одиночества спасаюсь,
И здесь, от этого огня, я
Для жизни силы набираюсь.
Звезда любви не угасает.
На той земле, где я родился,
Волненье сердца не стихает.
Здесь, у родного очага, я
От одиночества спасаюсь,
И здесь, от этого огня, я
Для жизни силы набираюсь.
Поэта огорчает тревожная обстановка в селении, изрядно обезлюдевшем в последние годы:
С вершин слетели горные орлы,
Отцовские аулы опустели.
Ни звука. Комья серые золы
В забытых очагах уже дотлели.
Отцовские аулы опустели.
Ни звука. Комья серые золы
В забытых очагах уже дотлели.
Сохраняя духовные ценности
С 2003 года по настоящее время Магомед Ахмедович Ахмедов возглавляет Правление Союза писателей Республики Дагестан. Для нашей литературы это была непростая эпоха: распадались былые связи в писательском сообществе, художественное слово, которое в России всегда формировало государственные, общественные и гуманитарные смыслы, терялось в бурном потоке социальных и экономических изменений.
Магомед Ахмедов сумел наладить деятельность крупнейшего писательского Союза, объединяющего подлинных хранителей родного слова и их читателей. Благодаря таким людям, как он, удалось сохранить традиционные духовные ценности в обществе в смутное время и сделать первые шаги к возрождению Дагестана.
Его энергия, его подвижничество привлекли в Союз писателей республики множество молодых талантливых авторов.
В эти сложные годы, когда "честь имею" – два коротких слова – выбросил из лексики мой век", Магомед Ахмедов делает всё возможное, чтобы дагестанская литература оставалась в роли главного морального и нравственного ориентира, продолжала объединять всех, кто дорожит уникальным богатством родного языка.
Поэт, на которого хочется равняться
На поэзию Магомеда Ахмедова серьёзное влияние оказала русская литература. У Ахмедова есть блестящие размышления о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.А. Некрасове, А.А. Блоке, С.А. Есенине, В.В. Маяковском, Ю.П. Кузнецове, Н.М. Рубцове, В.Н. Соколове, В.Г. Распутине и др.
Его перу принадлежат такие произведения, как "Тайный час", "Седина", "Классические звёзды", "Посох и чётки", "Исповедь сына гор", "Граница столетий", "Эпоха бездорожья", "Поэт" и др. Они проникнуты верой в неизбывную силу своего народа.
Философская лирика Магомеда Ахмедова представлена циклами "Думы" и "Бесы", "Тихие сонеты", поэмами "Древний дом", "Город", "Гадалка", "Поэт и женщина", "Али-Гаджи из Инхо" и др.
Это поэт, на которого хочется равняться в его глубокой любви к Дагестану, родному слову, традициям, народу.
Каждая встреча с Магомедом Ахмедовым становится событием, которое бережно хранится в памяти и душе. Он умеет поддерживать и словом, и делом. И потому пользуется у дагестанцев огромным уважением и снискал заслуженное признание коллег.
Страною гор душа полна
Магомед Ахмедов принадлежит к плеяде прославленных мастеров слова, чьи имена по праву считаются гордостью отечественной культуры. Поэт хорошо знает, что душа народа и его сознание – это прежде всего родной язык:
С 2003 года по настоящее время Магомед Ахмедович Ахмедов возглавляет Правление Союза писателей Республики Дагестан. Для нашей литературы это была непростая эпоха: распадались былые связи в писательском сообществе, художественное слово, которое в России всегда формировало государственные, общественные и гуманитарные смыслы, терялось в бурном потоке социальных и экономических изменений.
Магомед Ахмедов сумел наладить деятельность крупнейшего писательского Союза, объединяющего подлинных хранителей родного слова и их читателей. Благодаря таким людям, как он, удалось сохранить традиционные духовные ценности в обществе в смутное время и сделать первые шаги к возрождению Дагестана.
Его энергия, его подвижничество привлекли в Союз писателей республики множество молодых талантливых авторов.
В эти сложные годы, когда "честь имею" – два коротких слова – выбросил из лексики мой век", Магомед Ахмедов делает всё возможное, чтобы дагестанская литература оставалась в роли главного морального и нравственного ориентира, продолжала объединять всех, кто дорожит уникальным богатством родного языка.
Поэт, на которого хочется равняться
На поэзию Магомеда Ахмедова серьёзное влияние оказала русская литература. У Ахмедова есть блестящие размышления о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.А. Некрасове, А.А. Блоке, С.А. Есенине, В.В. Маяковском, Ю.П. Кузнецове, Н.М. Рубцове, В.Н. Соколове, В.Г. Распутине и др.
Его перу принадлежат такие произведения, как "Тайный час", "Седина", "Классические звёзды", "Посох и чётки", "Исповедь сына гор", "Граница столетий", "Эпоха бездорожья", "Поэт" и др. Они проникнуты верой в неизбывную силу своего народа.
Философская лирика Магомеда Ахмедова представлена циклами "Думы" и "Бесы", "Тихие сонеты", поэмами "Древний дом", "Город", "Гадалка", "Поэт и женщина", "Али-Гаджи из Инхо" и др.
Это поэт, на которого хочется равняться в его глубокой любви к Дагестану, родному слову, традициям, народу.
Каждая встреча с Магомедом Ахмедовым становится событием, которое бережно хранится в памяти и душе. Он умеет поддерживать и словом, и делом. И потому пользуется у дагестанцев огромным уважением и снискал заслуженное признание коллег.
Страною гор душа полна
Магомед Ахмедов принадлежит к плеяде прославленных мастеров слова, чьи имена по праву считаются гордостью отечественной культуры. Поэт хорошо знает, что душа народа и его сознание – это прежде всего родной язык:
В моём языке есть и рокот, и клёкот.
Орлица метнёт мне перо со скалы.
Не стоит стыдиться родимых истоков
И даже когда те истоки малы.
Как гордый орёл, что даёт над гнездовьем
Беспёрым орлятам полётов азы,
Так я пронесу в своём сердце сыновнем
Наш неповторимый аварский язык.
Орлица метнёт мне перо со скалы.
Не стоит стыдиться родимых истоков
И даже когда те истоки малы.
Как гордый орёл, что даёт над гнездовьем
Беспёрым орлятам полётов азы,
Так я пронесу в своём сердце сыновнем
Наш неповторимый аварский язык.
Однако аварский язык, как и другие дагестанские языки, предан забвению. Чтобы убедиться в этом, можно пройтись по улицам наших городов и сёл и увидеть, что иностранные названия сегодня встречаются намного чаще, чем русские или дагестанские. Но пока живёт язык, жив и народ.
Магомед Ахмедов не перестаёт напоминать об этом, защищая родной язык, нашу национальную культуру, науку и образование, на страже которых он всегда стоял и продолжает стоять, считая, что "если Родины нет, значит, нет и меня". О Родине поэт пишет:
Магомед Ахмедов не перестаёт напоминать об этом, защищая родной язык, нашу национальную культуру, науку и образование, на страже которых он всегда стоял и продолжает стоять, считая, что "если Родины нет, значит, нет и меня". О Родине поэт пишет:
Любовь к тебе – лишь прославленье жизни:
И жизнь одна, и Родина одна,
И потому в любые времена
Уж если жить, то лучше жить в Отчизне.
Страною гор душа моя полна –
Свет излучает мне она одна.
И жизнь одна, и Родина одна,
И потому в любые времена
Уж если жить, то лучше жить в Отчизне.
Страною гор душа моя полна –
Свет излучает мне она одна.
Слово как оружие
Поэты во все времена искали абсолютную свободу для творчества. Магомед Ахмедов писал: "Сколько б ни жил на земле, не стану творить из-под палки".
В течение последних тридцати лет пышно расцвели социальные пороки, которые столь язвительно и бескомпромиссно обличает в своём творчестве поэт. Он призывает воздержаться от лжи и фривольных разговоров. С помощью своего духовного оружия – поэзии он очищает общество от всяких несовершенств:
Поэты во все времена искали абсолютную свободу для творчества. Магомед Ахмедов писал: "Сколько б ни жил на земле, не стану творить из-под палки".
В течение последних тридцати лет пышно расцвели социальные пороки, которые столь язвительно и бескомпромиссно обличает в своём творчестве поэт. Он призывает воздержаться от лжи и фривольных разговоров. С помощью своего духовного оружия – поэзии он очищает общество от всяких несовершенств:
Не совесть теперь блестит,
А злато и серебро.
Но люди помнят про стыд
И про былое добро.
И сколько уж лет подряд
Бесы шепчут: "Уйди!" –
Но чётки мне говорят:
Сиратский мост впереди!
А злато и серебро.
Но люди помнят про стыд
И про былое добро.
И сколько уж лет подряд
Бесы шепчут: "Уйди!" –
Но чётки мне говорят:
Сиратский мост впереди!
Творчество Магомеда Ахмедова пользуется необычайным успехом. В последние годы в различных издательствах страны вышло большое число его произведений. Он призывает: "Возлюби Человека, и тогда ты поймёшь, что на этой земле не напрасно живёшь", – и в своей поэзии следует народной традиции:
Тьма Родины иль Родины огонь –
Что нам дороже, знаешь ли ответ?
Лишь правды вдохновенной белый конь
Нас вынесет из этой тьмы на свет.
Что нам дороже, знаешь ли ответ?
Лишь правды вдохновенной белый конь
Нас вынесет из этой тьмы на свет.
На страницах книги Магомеда Ахмедова "Поэт" отображены героическая история наших предков и упадок нравов, алчность, злоупотребление властью, жестокосердие чиновников и страдания простого народа. Это своего рода энциклопедия дагестанской жизни и одновременно – подлинная исповедь, истинное самовыражение поэта, сражающегося за право быть самим собой, жить свободно и счастливо.
Эта книга – ответ на резко изменившуюся реальность. Тугим узлом сплетаются в ней сложнейшие проблемы века и текущего дня.
Устала песня плакать и гореть
Магомед Ахмедов уделяет большое внимание теме поэта и поэзии:
Эта книга – ответ на резко изменившуюся реальность. Тугим узлом сплетаются в ней сложнейшие проблемы века и текущего дня.
Устала песня плакать и гореть
Магомед Ахмедов уделяет большое внимание теме поэта и поэзии:
Белый лист – словно снежное чудо…
В белый свет летит пуля, звеня…
Через Пушкина, через Махмуда
Эта пуля настигнет меня.
О, её роковая орбита
Неизменна во все времена!
Эта пуля на Правду отлита.
Предназначена Слову она.
Но в космическом млечном тумане
Бог сорвёт её грозный полёт.
Он в ладонь эту пулю поймает
И звезду из неё отольёт.
В белый свет летит пуля, звеня…
Через Пушкина, через Махмуда
Эта пуля настигнет меня.
О, её роковая орбита
Неизменна во все времена!
Эта пуля на Правду отлита.
Предназначена Слову она.
Но в космическом млечном тумане
Бог сорвёт её грозный полёт.
Он в ладонь эту пулю поймает
И звезду из неё отольёт.
Мировоззрение поэта оптимистично. Его поэзия – земная, жизнеутверждающая. Своё счастье он находит в стихах:
Устала песня плакать и гореть –
О, не позвольте песне умереть.
Мне без неё – как дыму без огня,
Другого счастья нету у меня.
О, не позвольте песне умереть.
Мне без неё – как дыму без огня,
Другого счастья нету у меня.
Хочется отметить ещё одну грань таланта Магомеда Ахмедова. Он проявил себя как остроумный и эрудированный критик.
Нам сегодня очень нужны его острое перо, проницательный взгляд и мудрость.
Нам сегодня очень нужны его острое перо, проницательный взгляд и мудрость.
И смерть, и время ловят нас во мгле.
Я знаю – им вовек не умереть.
Но всех бессмертней Слово на земле,
Вобравшее в себя и жизнь, и смерть.
Я знаю – им вовек не умереть.
Но всех бессмертней Слово на земле,
Вобравшее в себя и жизнь, и смерть.
Поздравляем нашего постоянного автора и давнего друга "ЛГ" Магомеда Ахмедова с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и новых книг!