Марина ГАРБЕР
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО
Стихи
Марина Гарбер — поэт, эссеист, критик. Родилась в Киеве. Эмигрировала в США в 1989 году. Окончила аспирантуру Денверского университета, штат Колорадо (факультет иностранных языков и литературы). Преподаватель английского, итальянского и русского языков. Автор трех поэтических сборников. Публикации в "Интерпоэзии", "Крещатике", "Неве", "Новом журнале", "Слово/Word", "Студия" и др. Живет в Люксембурге.
* * *
Человек без прошлого лежит на спине,
Веки опущены, взгляд — вовне:
Позывное мигание в потолок.
Сверху-снизу — небесный, морской ли бог? —
Как пятно на карте, нераспознаваем.
Человек — это остров — необитаем.
Человек без любви шевелит рукой,
А под ней река говорит с рекой,
Обжигает ладонь меловой песок,
На рассветном небе горит восток,
Но и тот исчезнет в завесе туч.
Человек — это зверь — живуч.
Человек без будущего зажигает маяк,
Никого вокруг, чтоб сказать, дурак,
Твой огонь не разбудит того, кто спит,
Потолок над тобой — монолит, гранит,
И стучать в него — что воду толочь,
Человек потерянный, бестолочь.
Человек плывет мимо белых врат,
Окаянный остров, треклят, заклят,
Жжет последний уголь и керосин
Под морской баюкающий клавесин,
Прикрывает последний клочок спиной.
Человек — это суша, Ной!
Человек без имени плывет налегке,
Только мысль о потопленном материке
Прожигает от головы до ступни,
Только чайки клекочут над ним: распни!
Но некого ни распять, ни обнять.
Человек — это пустая пядь.
Человек вне времени, посмотри,
Сколько мертвой зелени — вне земли:
Прорастают водоросли сквозь грудь,
В глотке илова вызревает муть,
Пресноватая в жилах течет вода —
Человек, гореть тебе от стыда!
Человек без корней ощущает спиной
Иллюзорную близость с былой страной,
Что, однажды сгинув, не родилась,
У ворот осела, стопталась в грязь…
Но не гаснет огненный окоем —
Человек — этот свет в проем.
Веки опущены, взгляд — вовне:
Позывное мигание в потолок.
Сверху-снизу — небесный, морской ли бог? —
Как пятно на карте, нераспознаваем.
Человек — это остров — необитаем.
Человек без любви шевелит рукой,
А под ней река говорит с рекой,
Обжигает ладонь меловой песок,
На рассветном небе горит восток,
Но и тот исчезнет в завесе туч.
Человек — это зверь — живуч.
Человек без будущего зажигает маяк,
Никого вокруг, чтоб сказать, дурак,
Твой огонь не разбудит того, кто спит,
Потолок над тобой — монолит, гранит,
И стучать в него — что воду толочь,
Человек потерянный, бестолочь.
Человек плывет мимо белых врат,
Окаянный остров, треклят, заклят,
Жжет последний уголь и керосин
Под морской баюкающий клавесин,
Прикрывает последний клочок спиной.
Человек — это суша, Ной!
Человек без имени плывет налегке,
Только мысль о потопленном материке
Прожигает от головы до ступни,
Только чайки клекочут над ним: распни!
Но некого ни распять, ни обнять.
Человек — это пустая пядь.
Человек вне времени, посмотри,
Сколько мертвой зелени — вне земли:
Прорастают водоросли сквозь грудь,
В глотке илова вызревает муть,
Пресноватая в жилах течет вода —
Человек, гореть тебе от стыда!
Человек без корней ощущает спиной
Иллюзорную близость с былой страной,
Что, однажды сгинув, не родилась,
У ворот осела, стопталась в грязь…
Но не гаснет огненный окоем —
Человек — этот свет в проем.
* * *
Вдоль речки, по недотканному льну,
Где камыша — убористый заборчик,
Идти на ощупь — так слепой стекольщик
Нащупывает раму, как струну.
Вдоль полосы пустой береговой
В лиловом свете сумерек неспешных
Водить рукой — так крестит постовой
Рассеявшихся в воздухе безгрешных.
Но только воздух катится из рук,
И пухом камышовая ограда —
Прилив — так обессиленный хирург
Идет к тебе, не подымая взгляда.
Врастая корнем в топкий перегной,
Не вырываясь из тягучей глины —
Естественно — так скульптор надземной
Разглаживает грубые морщины.
Песчаное и водное родство
Последнее прокладывает русло —
Так смерти безыскусное искусство
Одолевает жизни мастерство.
Где камыша — убористый заборчик,
Идти на ощупь — так слепой стекольщик
Нащупывает раму, как струну.
Вдоль полосы пустой береговой
В лиловом свете сумерек неспешных
Водить рукой — так крестит постовой
Рассеявшихся в воздухе безгрешных.
Но только воздух катится из рук,
И пухом камышовая ограда —
Прилив — так обессиленный хирург
Идет к тебе, не подымая взгляда.
Врастая корнем в топкий перегной,
Не вырываясь из тягучей глины —
Естественно — так скульптор надземной
Разглаживает грубые морщины.
Песчаное и водное родство
Последнее прокладывает русло —
Так смерти безыскусное искусство
Одолевает жизни мастерство.
Девочка на мосту
На мосту стоит девочка, еще молодая, уже старуха,
ноготки, каблучки, колечко продето в ухо,
ветер ее покачивает, словно лодчонку,
теребит рукава, парусиновую юбчонку.
У нее под ногами — надежная грудь цемента,
под цементом — автомобилей цветная лента,
выхлопные метафоры: жизнь — скоростная трасса
цвета лобового стекла, неживой пластмассы,
запаха коньяка, сигарет и воды из Кёльна,
интонаций без вариаций — от "смирно" к "вольно",
там живут на святой воде, ячмене и яде,
уплотняют ряды, равняясь, как на параде,
рассчитываются по одному, поднимают флаги —
лоскуты невоспламеняющейся бумаги,
справа кричат "война", воздвигают стены,
из картона, соломы, льна, полиэтилена,
а слева ложатся спать, покрывают мили,
смотрят сны про то, как мы победили.
У старушки-девочки дрянью полны карманы:
горсть таблеток, мелочь, нечищеные каштаны,
пузырек с настойкой, ключи, нашатырь и вата,
письмецо без марки и даже без адресата.
А вокруг нее пританцовывает, резвится ветер,
говорит, и тебе есть место на этом свете —
для родного хлева, гнезда, своего насеста,
а она стоит на мосту — и ни шагу с места.
Он поет, что рассеет воздух копченый, мглистый,
что внизу заждались священники и туристы,
наготове линзы, камеры, фотовспышки,
накладные ресницы и выбритые подмышки.
Озирается, осыпается, ветру верит,
ищет дверь в стене — где еще могут быть двери?
Ну глоток, ну шажок, ну рывок, остальное — титры:
поскользнется ли, обернется ли, долетит ли?
И она растворяется в теплом, густом тумане,
рассыпая по ветру скарб из дыры в кармане.
ноготки, каблучки, колечко продето в ухо,
ветер ее покачивает, словно лодчонку,
теребит рукава, парусиновую юбчонку.
У нее под ногами — надежная грудь цемента,
под цементом — автомобилей цветная лента,
выхлопные метафоры: жизнь — скоростная трасса
цвета лобового стекла, неживой пластмассы,
запаха коньяка, сигарет и воды из Кёльна,
интонаций без вариаций — от "смирно" к "вольно",
там живут на святой воде, ячмене и яде,
уплотняют ряды, равняясь, как на параде,
рассчитываются по одному, поднимают флаги —
лоскуты невоспламеняющейся бумаги,
справа кричат "война", воздвигают стены,
из картона, соломы, льна, полиэтилена,
а слева ложатся спать, покрывают мили,
смотрят сны про то, как мы победили.
У старушки-девочки дрянью полны карманы:
горсть таблеток, мелочь, нечищеные каштаны,
пузырек с настойкой, ключи, нашатырь и вата,
письмецо без марки и даже без адресата.
А вокруг нее пританцовывает, резвится ветер,
говорит, и тебе есть место на этом свете —
для родного хлева, гнезда, своего насеста,
а она стоит на мосту — и ни шагу с места.
Он поет, что рассеет воздух копченый, мглистый,
что внизу заждались священники и туристы,
наготове линзы, камеры, фотовспышки,
накладные ресницы и выбритые подмышки.
Озирается, осыпается, ветру верит,
ищет дверь в стене — где еще могут быть двери?
Ну глоток, ну шажок, ну рывок, остальное — титры:
поскользнется ли, обернется ли, долетит ли?
И она растворяется в теплом, густом тумане,
рассыпая по ветру скарб из дыры в кармане.
* * *
Фонарный луч — как от пореза, звезды серьга.
Ночное мягкое железо — медь и фольга.
Стоит солдатик оловянный, лесной Гермес:
Узорной сабли лоск обманный — наперевес.
Орнамент каверзен и тонок: крапь, бирюза.
И завороженный ребенок — во все глаза.
Смотри, пока не оторвали от красоты!
Ты вылит из такой же стали — и ты, и ты.
Пока поблескивают ножны в ночной реке,
Прообраз дышит осторожно в твоей руке.
А у него (ах, у него ли?) — лес за спиной,
И горлом олово от боли — волной, волной.
Миниатюрен и зеркален щит из фольги.
Из мастерских и наковален таких — полки.
Под тесаком и молоточком — погон пыльца,
Сверкают пуговки, цепочки и пот лица.
Поляжет — в выправке и стати — отряд и полк…
Да новых вылепит ваятель — он знает толк.
Ночное мягкое железо — медь и фольга.
Стоит солдатик оловянный, лесной Гермес:
Узорной сабли лоск обманный — наперевес.
Орнамент каверзен и тонок: крапь, бирюза.
И завороженный ребенок — во все глаза.
Смотри, пока не оторвали от красоты!
Ты вылит из такой же стали — и ты, и ты.
Пока поблескивают ножны в ночной реке,
Прообраз дышит осторожно в твоей руке.
А у него (ах, у него ли?) — лес за спиной,
И горлом олово от боли — волной, волной.
Миниатюрен и зеркален щит из фольги.
Из мастерских и наковален таких — полки.
Под тесаком и молоточком — погон пыльца,
Сверкают пуговки, цепочки и пот лица.
Поляжет — в выправке и стати — отряд и полк…
Да новых вылепит ваятель — он знает толк.
* * *
На черном, на тамошнем свете,
Где правды уже не найти,
Ты тоже предстанешь в ответе
За эти земные пути.
За все, что жилось или мнилось
И вылилось в аутодафе,
За снежную непроходимость
Из А в неизвестное Б.
За то, что горели страницы,
За их обессловленный дым —
Меж греком и финикийцем
Ты снова пребудешь чужим.
За известью мазаной дверцей —
Стерильно, как будто хирург
Берет твое бледное сердце
Из первых протянутых рук.
За ней, как в музее, безмолвно,
Ни шепот не слышен, ни стон,
И дышит спокойно и ровно
Почивший земной Вавилон.
Там каждый в свое оправданье
Сжимает лишь пепел в горсти.
Молчанье, и только молчанье
Способно помочь и спасти.
Прядут италийцы-этруски
Для панцирей плотную нить…
Но ты говори с Ним по-русски,
Коль в силах еще говорить.
Где правды уже не найти,
Ты тоже предстанешь в ответе
За эти земные пути.
За все, что жилось или мнилось
И вылилось в аутодафе,
За снежную непроходимость
Из А в неизвестное Б.
За то, что горели страницы,
За их обессловленный дым —
Меж греком и финикийцем
Ты снова пребудешь чужим.
За известью мазаной дверцей —
Стерильно, как будто хирург
Берет твое бледное сердце
Из первых протянутых рук.
За ней, как в музее, безмолвно,
Ни шепот не слышен, ни стон,
И дышит спокойно и ровно
Почивший земной Вавилон.
Там каждый в свое оправданье
Сжимает лишь пепел в горсти.
Молчанье, и только молчанье
Способно помочь и спасти.
Прядут италийцы-этруски
Для панцирей плотную нить…
Но ты говори с Ним по-русски,
Коль в силах еще говорить.
* * *
Потому что — снег, и в глубоком снегу пророс
Робкий саженец — подснеженный, снеговой,
Потому что вчера закончился сенокос
И усталые пахари дружно пошли домой,
Потому что пока они шли, бездорожьем шли,
С неба сыпалось — в чисто поле, на лес и луг,
Потому что саженец вырвался из земли —
Ни коса не возьмет, ни вездесущий плуг,
Потому что корень надежно в снегу сокрыт,
Из-за крепких спин проглядывает рассвет,
Завтра каждый будет одет, обогрет и сыт
И доволен тем, чего в самом деле нет,
Потому что в поле один — не воин, и там, в стогу
Полегли бессчетные — и правдолюб, и льстец,
И наивный тот, который растет в снегу,
На бескрайнем свете — заведомо не жилец.
Потому и нужен, чтоб жизнь попирала смерть,
Чтоб смешался с кровью сухой и недвижный мел,
Чтоб зима плевалась, вобрав в ледяную клеть
Мягкотелый стебель и лиственный глазомер.
Робкий саженец — подснеженный, снеговой,
Потому что вчера закончился сенокос
И усталые пахари дружно пошли домой,
Потому что пока они шли, бездорожьем шли,
С неба сыпалось — в чисто поле, на лес и луг,
Потому что саженец вырвался из земли —
Ни коса не возьмет, ни вездесущий плуг,
Потому что корень надежно в снегу сокрыт,
Из-за крепких спин проглядывает рассвет,
Завтра каждый будет одет, обогрет и сыт
И доволен тем, чего в самом деле нет,
Потому что в поле один — не воин, и там, в стогу
Полегли бессчетные — и правдолюб, и льстец,
И наивный тот, который растет в снегу,
На бескрайнем свете — заведомо не жилец.
Потому и нужен, чтоб жизнь попирала смерть,
Чтоб смешался с кровью сухой и недвижный мел,
Чтоб зима плевалась, вобрав в ледяную клеть
Мягкотелый стебель и лиственный глазомер.
* * *
М. Шербу
Раскрыляйся, лесная сова,
размыкай свои очи!
Ночь, упруга твоя тетива,
и торопок охочий
Прикоснуться недрогнувшим пальцем
к тому, что осталось…
Нам, лесным нерадивым скитальцам,
не свойственна жалость.
Бесполезные охи твои,
придыхания, ахи —
Нынче в небо летят соловьи,
а не грузные птахи,
А тебе — ни стрелы, ни кола,
ни возвышенной трели,
Лишь текла бы, тянулась смола
у дневной колыбели.
Лишь бы ночь загоралась стежками
серебряных ниток,
А что там — за лесами, флажками —
излишек, избыток.
Ты еще подыши, поживи
на лесном непросторе!
Соловьи — в небесах соловьи,
канарейки — в неволе.
Что смогло, утекло,
заклубилось, зарделось, забылось,
Забирай под крыло
это гулкое счастье на вырост,
Эти перышки, эти слова,
этих крыл безудержность…
Нам не свойственна жалость, сова,
нам обещана нежность.
размыкай свои очи!
Ночь, упруга твоя тетива,
и торопок охочий
Прикоснуться недрогнувшим пальцем
к тому, что осталось…
Нам, лесным нерадивым скитальцам,
не свойственна жалость.
Бесполезные охи твои,
придыхания, ахи —
Нынче в небо летят соловьи,
а не грузные птахи,
А тебе — ни стрелы, ни кола,
ни возвышенной трели,
Лишь текла бы, тянулась смола
у дневной колыбели.
Лишь бы ночь загоралась стежками
серебряных ниток,
А что там — за лесами, флажками —
излишек, избыток.
Ты еще подыши, поживи
на лесном непросторе!
Соловьи — в небесах соловьи,
канарейки — в неволе.
Что смогло, утекло,
заклубилось, зарделось, забылось,
Забирай под крыло
это гулкое счастье на вырост,
Эти перышки, эти слова,
этих крыл безудержность…
Нам не свойственна жалость, сова,
нам обещана нежность.