Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПЛЕННИК КРАСОТЫ


175 лет назад родился выдающийся русский художник Константин Маковский

 

«Автопортрет»
Красивый человек красив во всём – так и хочется перефразировать известную формулу, как только видишь облик и многочисленные работы Константина Маковского, и сейчас удивляющего и радующего зрителя своим художническим мастерством и эстетическим вкусом. «Если кто из художников был популярен на Руси – то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки – то самое, что сближало художника со своим временем» – так отозвался о своём современнике А. Бенуа. Но были у художника и завистники – как свидетельство таланта, известности, семейного счастья с тремя красавицами-жёнами, славы, богатства, обеспеченных высокопоставленными заказчиками, в числе которых и члены императорской фамилии.
Будущий академист рос в атмосфере известного в 1840-е на всю Москву салона, где бывали драматург А. Островский, художники С. Зарянко, В. Тропинин, братья Брюлловы. Его отец – один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда мальчик поступил в 12 лет. В Академию художеств в 1858-м Маковский пришёл с желанием посвятить своё творчество самому высокому роду живописи – исторической. Успешный студент в 1863 г. участвует в знаменитом «бунте четырнадцати», уходит из академии, став учредителем Товарищества передвижников. Через 50 лет Маковский оказался единственным «бунтовщиком», дожившим до юбилея смелой акции. В духе передвижников им написан ряд картин («Бедные дети», «Не по силам ноша»), но передвижником Маковский так и не стал, в их выставках не участвовал, а в академических – всегда, получая и на Родине, и за рубежом награды за мастерство, например, кавалерский крест ордена Почётного легиона. Традиции академизма были всё-таки ближе его натуре – тонкие в исполнении портреты, любовь к яркому колориту, склонность к старинным сюжетам и экзотике, удалённость от «злобы дня» относят Маковского к «легкомысленному» салонному искусству. Однако талант художника-режиссёра проявился в масштабных полотнах («Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869; «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896–1897), а свойственные его творчеству романтичность и даже сентиментальность во многом предвосхитили русский символизм и модерн, воспевающие нереальную ускользающую обречённую красоту… «Жизнь так красива, когда её берёшь полной горстью!» – восхищённо посоветовал художник всем нам.
Маковский погиб внезапно, в 76 лет: в сентябре 1915 г. его изящную пролётку сбил трамвай (символ нового времени). Уникальная коллекция антикварных и редких предметов, которые он собирал всю жизнь, используя в своих работах, была распродана вдовой на аукционе за 285 тысяч рублей, канувших в грядущей революции...
«Портрет отца»                                                                             «Дети, бегущие от грозы»
«Святочные гадания»