Новости
Евгений Степанов «Две традиции», М.: Библиотека журнала «Дети Ра», 2009
ДВА МОТОРА – ДВЕ ТРАДИЦИИ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Две традиции, две тугие ветви русского поэтического древа: рифмованный стих и верлибр. Евгений Степанов, назвав книгу именно так, тонко чувствует, где необходима вспышка рифмы, а где гораздо благороднее смотрятся инеем мерцающие метафизические иглы верлибра.
после разговоров с анечкой я написал стихотворение про
пингвинов
оно понравилось моей жене
особенно после того как я дал ей денег
но не понравилось критику из журнала «сибирские огни»
он написал что это стихотворение мерзость
сегодня мы говорили с анечкой о деревьях
мне совершенно очевидно что у них есть мозг и мудрость
но они плохие советчики считает анечка
они всю жизнь стоят на месте и не знают что творится вокруг
пингвинов
оно понравилось моей жене
особенно после того как я дал ей денег
но не понравилось критику из журнала «сибирские огни»
он написал что это стихотворение мерзость
сегодня мы говорили с анечкой о деревьях
мне совершенно очевидно что у них есть мозг и мудрость
но они плохие советчики считает анечка
они всю жизнь стоят на месте и не знают что творится вокруг
Легкость акварельных разводов стихотворения не нуждается в рифме, она была бы тяготящей, привешенной к финалам строк гирями; без нее – стихотворение стремится в полет, расправляя крылья мысли и чувства, воспоминания конденсируя в опыт.
Почести, счеты, просчеты, счета.
Жалкая лажа — земная тщета.
Сколько до финиша? Сущая малость.
Главное — чтобы осталась чиста
Совесть — да вот не осталась.
Ночь. Слава Богу, что город не спит.
Бар. Замечательный бармен Язид
Мне подливает «Смирновочки» в пиво.
Надо напиться. Свалиться с копыт.
Дабы забыть все, что сделал паршиво.
Жалкая лажа — земная тщета.
Сколько до финиша? Сущая малость.
Главное — чтобы осталась чиста
Совесть — да вот не осталась.
Ночь. Слава Богу, что город не спит.
Бар. Замечательный бармен Язид
Мне подливает «Смирновочки» в пиво.
Надо напиться. Свалиться с копыт.
Дабы забыть все, что сделал паршиво.
А здесь без рифмы не обойтись, она своеобразно ведет строку, в которой необходимы и жаргонизмы, вроде «лажи», «свалится с копыт», и высота общего настроя, мудро самоотрицающего…
В энергии самоотрицания больше силы, нежели в самоуспокоенности: первое ведет к развитию, второе – в болото душевной лени.
Краткие рифмованные стихи Евгения Степанова даны в емкости предельной конденсации смыслов, и юмор, часто используемый поэтом, перевивает строки, увеличивая суггестивный эффект:
В энергии самоотрицания больше силы, нежели в самоуспокоенности: первое ведет к развитию, второе – в болото душевной лени.
Краткие рифмованные стихи Евгения Степанова даны в емкости предельной конденсации смыслов, и юмор, часто используемый поэтом, перевивает строки, увеличивая суггестивный эффект:
Достоинств хилая дружина
Теряла силу — мельтеша.
Сама себя впотьмах душила
Моя несчастная душа.
Теряла силу — мельтеша.
Сама себя впотьмах душила
Моя несчастная душа.
…И снова верлибр – развивающийся неожиданно: с первой строчки ни за что не угадаешь, какова финальная, о чем это:
загадочная и грациозная
как походка кончиты из фильма бунюэля
четкая и прямая
как речь сосны на моих шести сотках
рваная как одежонка детства
или строчка айги
нежная как ножны
нужная как нежность
мелодия дневного сна
как походка кончиты из фильма бунюэля
четкая и прямая
как речь сосны на моих шести сотках
рваная как одежонка детства
или строчка айги
нежная как ножны
нужная как нежность
мелодия дневного сна
Уместная избыточность метафор подчеркивает такой ясный и приятный житейский феномен: дневной сон…
Так – словно два мотора – движут книгу Евгения Степанова «Две традиции» силлаботоника и верлибр.
Так – словно два мотора – движут книгу Евгения Степанова «Две традиции» силлаботоника и верлибр.
Александр БАЛТИН