Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Ирина Горюнова
"Желтая птица"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Ирина Горюнова  — поэт, много путешествующий, собирающий впечатления и встречи, дающие импульс к творчеству. Но никакие внешние впечатления — ни Египет, ни горы Армении, ни зимние пляжи Коктебеля ("Поедем, милый, в зимний Коктебель! Там бог качает море-колыбель") не помогут стихосложению, если не обладаешь глубиной души, способной вместить в себя ту особую наэлектризованность, которая способна затронуть сердце читателя. Поэтому самое главное путешествие для поэта — погружение в собственный мир сенсорно-интеллектуальной наполненности и извлечение из него звуков и слов, которые  имеют значение не только для поэта, но и для читателя.
При всей серьезности тех вещей, о которых пишет Ирина Горюнова, сложности словесного воплощения и тяготению к метафизике, поэтическое восприятие автора амбивалентно. С одной стороны — полное осознание своей взрослости:

Ничто не вечно, ничего не ново, какое бы не вымолвила слово —
Оно вторичным будет, мы ж не дети, давно уже живем
                                                                                  на этом свете.

С другой — детская незащищенность, чистота и возвышенность лирической героини:

Девочка, моя девочка, мечтает о китайских драконах,
Узкоглазых, звенящих от любви колокольчиками,
Она забирается на все подходящие горы и склоны,
Чтобы прянуть в небо, она не гуляет с мальчиками,…

Особенно напряженна и выразительна любовная линия поэзии в новом сборнике Ирины — это касается как силлабо-тоники, так и верлибров. Чья-то мысль о том, что верлибр — это проза, которая часто мечтает стать поэзией, но редко получается, в данном случае не выдерживает критики. И действительно, верлибры можно писать километрами  в надежде, что количество перейдет в качество. В отточенных верлибрах Горюновой — сочетание всех компонентов, по которым определяется настоящая поэзия: метафоричность, выверенность слога, музыкальность, ритм, эстетика и глубина мысли:

Скажи мне, какого цвета вечность? Черного цвета
Забвения, белого — непорочности, алого тона крови,
Огненного — безумия, перебери все цвета, ноты,
Придумай к ним определение, подбери музыку,
Но когда ты окажешься там — не сможешь рассказать
Об этом живущим. Только мы с тобой знаем, что вечность
Цвета разлуки перед следующей встречей на вокзальном
                                                                                     перроне.

("Цвет вечности")

Полина ВАЙС