Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Николай БЛАГОДАТОВ



ЖИВОПИСЕЦ ЗИНШТЕЙН
Заметка

Предо мной увесистый альбом «Арон Зинштейн», изданный в 2003 году в серии «Авангард на Неве», которую выпускает Исаак Кушнир вот уже много лет. Если просмотреть всю серию, то видно, что объединена она одним чувством, одной ориентацией – любовью к живописи, к живописи как таковой. Поэтому реплики, что какой же это авангард после инсталляций, акций, видеоарта и перформансов, кажутся относящими к другой специальности. В безмерно широкой же области живописи все авторы, представленные в серии, сказали свое неповторимое, индивидуальное слово в искусстве живописи, и потому каждый находится на передовой линии познания мира силою искусства, то есть в авангарде. Ибо каждый талант, самостоятельно открывающий мир, открывает его по-новому.
Арон Зинштейн, вступив на путь самостоятельного творчества после окончания Мухинского училища в Ленинграде в 70-х годах, сразу проявил самобытный подход в отражении жизни в искусстве. Это было замечательное время борьбы за возможность свободного высказывания и прямого обращения к зрителю, слушателю, читателю. Искусство андеграунда вышло тогда из подполья на «газаневских» выставках, свежие творческие силы в официальном искусстве объединяли единомышленников в группах «Одиннадцати», «Восьми», «Одной композиции». Поэтические вечера собирали громадные аудитории, бардовская песня захватывала молодежь. Прорывающиеся сквозь кордоны цензуры театральные постановки, кинофильмы, публикации в журналах будоражили общество.
Молодой художник из Нижнего Тагила в этой атмосфере сразу встал на путь свободного развития своего таланта. Официоз, безусловно, такое не приветствовал. Зинштейна долго не принимали в Союз художников, но он упорно следовал собственным путем, утверждая свое понимание прекрасного. Вместе с этим он не закостенел в раз найденном стиле, но продолжал органично развивать его, находя новые возможности выразительности в соответствии с увлекающими его темами. Искусствовед Ирина Карасик, написавшая текст к альбому, основательно проанализировала характерные периоды творчества художника.
Впервые я увидел его работы в каком-то пансионате в Репино, где устраивались выставки оригинальных, редко появляющихся на официальных площадках художников. Уже тогда были слухи о новом интересном мастере, потому выставка вызвала интерес. Представлена была черно-белая графика в технике «сухая игла». Работы поразили насыщенностью движением и в то же время тонким лиризмом (показалось даже что-то от Шолома Алейхема). Было видно, что автор стремится передать впечатление от видимого, но смело следует за своим внутренним состоянием, создавая новую художественную реальность. Уже в этой черно-белой серии был заметен живописный дар.
То, что прирожденный живописец получил «прикладное» образование, для тех времен не редкость. В прикладном искусстве было меньше идеологического диктата, и Мухинское училище предоставляло больше возможностей для свободного развития. Были там и прогрессивные педагоги – Валерий Ватенин, например, из группы «Одиннадцати». К слову сказать, Мухинское училище кончили известные ныне живописцы – такие как Александр Манусов, Анатолий Заславский…
Прославился прежде всего как живописец и Арон Зинштейн, хотя постоянно занимается и графикой. Характерными чертами его живописи являются бурная энергия, с одной стороны, и четкая выстроенность композиции с другой, спонтанность свободного жеста с одной и зоркое видение целого с другой, разнообразие насыщенного цвета с одной и колористическое единство произведения с другой. Первые будто бы разрушают привычный наглядный мир, делают все относительным, где царит случайность. Вторые – вновь собирают осколки по иным, живописным законам волей и мастерством автора, сочетая буйный темперамент и трезвый расчет. Но это не сведение мира только к декоративной основе, к игре цветовых брызг и пятен. У художника изображение, реальная основа сохраняется, но преобразуется, становится многозначной, включая воображение зрителя и отражая и отношение автора.
А к окружающему миру Арон относится с приязнью, добротой и изрядным чувством юмора. Он зорко смотрит вокруг себя и беспрерывно зарисовывает. Мне пришлось видеть такие рисунки (художник обычно их не показывает – это рабочий материал) – мастерские, точные, красивые. Потом из них рождаются уже зинштейновские картины.
Следует отметить, что он из тех, довольно редких живописцев, которые не ограничиваются пейзажами, портретами и натюрмортами, но пишут картины. У Зинштейна это чаще всего бытовые и уличные сценки. Очень частый мотив – группа людей со спины, но как выразителен каждый персонаж и как пластично свободное цветовое пятно, его изображающее. Арон Зинштейн считает, что раскрепощение – одно из основных качеств художника и, по-моему, его творчество – хорошая иллюстрация к этому тезису.



_______________________________________________

         Арон Зинштейн – окончил Уральское училище декоративно-прикладного искусства в Нижнем Тагиле (1968) и Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (1977), член Союза художников России и Санкт-Петербургской Академии современного искусства. Работы художника хранятся в Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее искусств Казахстана, городских музеях Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока, Самары, Нижнего Тагила, Бристоля, Гренобля, Ганновера, в частных собраниях России, Казахстана, Германии, Израиля, США, Финляндии.

         Николай Благодатов – известный петербургский коллекционер, историк неофициального искусства. В его собрании  – работы Александра Арефьева, Рихарда Васми, Виктора Некрасова, Осипа Сидлина, Анатолия Басина, Владимира Стерлигова и многих других художников.