Борис ХЕРСОНСКИЙ
/ Одесса /
/ Одесса /
Комендантский час
Памяти Елены Шварц
* * *
давно бы пора на свалку но обиду еще хранят
в комоде в ящике петербурга за подкладкой плаща
сквозь дыру в кармане клапаны сердца трое здоровых ребят
прижали парня а ну дайте ему леща
пусть схватится за щеку пусть утирает платком
это красное вязкое с верхней губы
пусть отмечает путь кровавым плевком
каждые десять метров здоровые лбы
надо же блядь налетели трое на одного хиляка
в ком только душа держится как детеныш хорька
за шерстку матери вцепившись в пупырышек соска
сладкое молоко а кровь солона горька
и промозглый ветер зима и куда же он
со своим кашне и демисезонным пальтом канал
в гранитном пенале набережной не лез бы сам на рожон
рваное облако рвотный рефлекс обводный канал
в комоде в ящике петербурга за подкладкой плаща
сквозь дыру в кармане клапаны сердца трое здоровых ребят
прижали парня а ну дайте ему леща
пусть схватится за щеку пусть утирает платком
это красное вязкое с верхней губы
пусть отмечает путь кровавым плевком
каждые десять метров здоровые лбы
надо же блядь налетели трое на одного хиляка
в ком только душа держится как детеныш хорька
за шерстку матери вцепившись в пупырышек соска
сладкое молоко а кровь солона горька
и промозглый ветер зима и куда же он
со своим кашне и демисезонным пальтом канал
в гранитном пенале набережной не лез бы сам на рожон
рваное облако рвотный рефлекс обводный канал
* * *
Восковой часовой, восковой заключенный,
но решетки и двери железные, не понарошку.
Сквозь решетку можно увидеть купол и крест золоченый,
но решетки и двери железные, не понарошку.
Сквозь решетку можно увидеть купол и крест золоченый,
а также — летящую по диагонали снежную крошку.
Тюрьма, точнее, музей тюрьмы. Проводят цепочку
экскурсантов вдоль по гулкому коридору.
Папа на руки поднимает трехлетнюю дочку,
и тайны застенка открываются детскому взору.
Наследье царизма, ужасные казематы,
пламенные сердца остыли и отсырели.
В полдень слышны над рекою пушечные раскаты,
а также бой барабана и посвист военной свирели.
Солдатики из картона чинно шагают строем.
Перемигиваются дамы, улыбаются ртами кривыми.
Восковой заключенный когда-то был живым и теплым героем.
И часовые, поверить почти невозможно, тоже были живыми.
А может, был в часовом часовой механизм, а потом сломался.
А может, был заключен в заключенном порыв к участи лучшей.
Манекен охраняет куклу. Хорошо, что засов остался —
настоящий, железный, надежный, на всякий случай.
экскурсантов вдоль по гулкому коридору.
Папа на руки поднимает трехлетнюю дочку,
и тайны застенка открываются детскому взору.
Наследье царизма, ужасные казематы,
пламенные сердца остыли и отсырели.
В полдень слышны над рекою пушечные раскаты,
а также бой барабана и посвист военной свирели.
Солдатики из картона чинно шагают строем.
Перемигиваются дамы, улыбаются ртами кривыми.
Восковой заключенный когда-то был живым и теплым героем.
И часовые, поверить почти невозможно, тоже были живыми.
А может, был в часовом часовой механизм, а потом сломался.
А может, был заключен в заключенном порыв к участи лучшей.
Манекен охраняет куклу. Хорошо, что засов остался —
настоящий, железный, надежный, на всякий случай.
* * *
Зима устанавливает комендантский час.
Мраморные скульптуры в парке стоят во вертикальных гробах.
Сквозь щели между досками статуи разглядывают нас:
хороши — в снегах как в шелках,
в сумерках, как в серых платках,
со слюдяной-ледяной корочкой на губах.
Душа изнутри несгибаема, что мороженая треска,
оттает когда-нибудь, и сразу — на сковороду.
Комендантский час. Страну оккупировали собственные войска.
С опущенной головой под самой стеной иду.
Весь как есть — продрогший, от головы до пят.
Куда собрался, скорей домой, не позорь седин!
Да поздно — остановили, сопят, светят в лицо, слепят:
документы, пройдемте, товарищ, или, как вас сейчас,
господин!
И я шепчу, прикрывая глаза рукой:
Оставьте меня! Я не один — такой,
Мраморные скульптуры в парке стоят во вертикальных гробах.
Сквозь щели между досками статуи разглядывают нас:
хороши — в снегах как в шелках,
в сумерках, как в серых платках,
со слюдяной-ледяной корочкой на губах.
Душа изнутри несгибаема, что мороженая треска,
оттает когда-нибудь, и сразу — на сковороду.
Комендантский час. Страну оккупировали собственные войска.
С опущенной головой под самой стеной иду.
Весь как есть — продрогший, от головы до пят.
Куда собрался, скорей домой, не позорь седин!
Да поздно — остановили, сопят, светят в лицо, слепят:
документы, пройдемте, товарищ, или, как вас сейчас,
господин!
И я шепчу, прикрывая глаза рукой:
Оставьте меня! Я не один — такой,
вернее сказать — я — не такой — не один.
* * *
Этот был душегуб, но сумел расширить границы,
тот был кровопийца, но построил град на болоте,
а также имел попечение о российском военном флоте.
Где, в каком подполье они талдычат друг другу
про свою немеркнущую заслугу?
Похваляются друг перед другом убийцы.
А праведная душа гуляет по цветущему лугу
в образе агнца, или летает в образе голубицы.
Летает, садится, склевывает крошки
у Христа-младенца с ладошки.
тот был кровопийца, но построил град на болоте,
а также имел попечение о российском военном флоте.
Где, в каком подполье они талдычат друг другу
про свою немеркнущую заслугу?
Похваляются друг перед другом убийцы.
А праведная душа гуляет по цветущему лугу
в образе агнца, или летает в образе голубицы.
Летает, садится, склевывает крошки
у Христа-младенца с ладошки.
* * *
Петр Первый (актер — товарищ Симонов) приходит в тюрьму
к сыну-изменнику (актер — товарищ Черкасов), чтобы сказать ему:
«Прощай!», а палачу (актер неизвестен): «Кончай!».
После просмотра — в буфет: бутерброды с икрой, чай
в тонком стакане, серебряный подстаканник, на нем — Кремль,
рядом на блюдце — пирожное, в нем — заварной крем.
Когда я ем, как говорится, я глух и нем.
Казненный сынок (актер — Черкасов) твой тезка, товарищ граф
Толстой, говорят, не вполне законный носитель
наследственных прав.
Слух идет: мать согрешила, вне брака тебя родила,
попросила царя, признали законным, такие дела.
На тебя косилась прислуга, перешептывалась семья:
вот ты в беззаконье зачат, во грехе родила тебя мать твоя.
Потом революция, эмиграция, чужие края,
прощение-возвращение, служение большевикам...
Чтобы понять тирана — обратимся к минувшим векам.
Смешаем прошлое и настоящее. Двухметровый, с лицом кота,
ноги — циркуль. Не тот этот город и полночь — не та.
Напялил антихрист на Русь немецкий кафтан,
взял беспутную немку, и смеется на весь экран.
И в ответ двумерному, черно-белому, смеется живой тиран.
Потом у писателя вечеринка — не закрывается дверь.
Знакомый чекист по секрету рассказывает,
к сыну-изменнику (актер — товарищ Черкасов), чтобы сказать ему:
«Прощай!», а палачу (актер неизвестен): «Кончай!».
После просмотра — в буфет: бутерброды с икрой, чай
в тонком стакане, серебряный подстаканник, на нем — Кремль,
рядом на блюдце — пирожное, в нем — заварной крем.
Когда я ем, как говорится, я глух и нем.
Казненный сынок (актер — Черкасов) твой тезка, товарищ граф
Толстой, говорят, не вполне законный носитель
наследственных прав.
Слух идет: мать согрешила, вне брака тебя родила,
попросила царя, признали законным, такие дела.
На тебя косилась прислуга, перешептывалась семья:
вот ты в беззаконье зачат, во грехе родила тебя мать твоя.
Потом революция, эмиграция, чужие края,
прощение-возвращение, служение большевикам...
Чтобы понять тирана — обратимся к минувшим векам.
Смешаем прошлое и настоящее. Двухметровый, с лицом кота,
ноги — циркуль. Не тот этот город и полночь — не та.
Напялил антихрист на Русь немецкий кафтан,
взял беспутную немку, и смеется на весь экран.
И в ответ двумерному, черно-белому, смеется живой тиран.
Потом у писателя вечеринка — не закрывается дверь.
Знакомый чекист по секрету рассказывает,
как расстреливают теперь.
Писатель поддакивает: проволокой руки скрутить,
рот кляпом заткнуть,
пуля в затылок, пожалте в последний путь!
Писатель просит чекиста: «Расскажи мне еще что-нибудь!»
Изволь, — говорит чекист, — ночью ко мне во сне приходят
те, кто мертвы,
говорят, посмеиваясь, что и мне не сносить головы,
что и мне скрутят проволокой запястья и поведут в подвал...
что-то снилось дальше — не помню, полный провал,
не сказать, чтобы проснувшись я особенно горевал.
рот кляпом заткнуть,
пуля в затылок, пожалте в последний путь!
Писатель просит чекиста: «Расскажи мне еще что-нибудь!»
Изволь, — говорит чекист, — ночью ко мне во сне приходят
те, кто мертвы,
говорят, посмеиваясь, что и мне не сносить головы,
что и мне скрутят проволокой запястья и поведут в подвал...
что-то снилось дальше — не помню, полный провал,
не сказать, чтобы проснувшись я особенно горевал.
* * *
если три века стоять на болотах и на костях
поневоле станешь прекрасным городом
поневоле трехцветный стяг
поднимешь ангела на колонне квадригу
над аркой вздыбленных лошадей
по углам моста все это из бронзы все как у живых людей
кроме них самих в глубине достоевских дворов
кашлянешь чахотка тебе говорит будь здоров
бородач с бомбой за пазухой идет ни свет ни заря
встречать привечать взрывать убивать царя
царь мертвец подрастет превратится в каменный храм
отразится в канале но убивцы с бомбами по утрам
будут гулять под набережной ждать золоченых карет
а в карете в полный рост мундирный портрет
ты к портрету рад стараться ваше сиятельство ваша честь
а он глядит в глаза говорит ты убивец и есть
это парные в рифму строки на смятом клочке
это щепоть подгнившего табаку в коротком бычке
это на дне бутылки двадцать грамм недопитого крепляка
это очки на носу ученого мозгляка
это лена на долгую мертвую память тебе на живую нить
поневоле станешь прекрасным городом
поневоле трехцветный стяг
поднимешь ангела на колонне квадригу
над аркой вздыбленных лошадей
по углам моста все это из бронзы все как у живых людей
кроме них самих в глубине достоевских дворов
кашлянешь чахотка тебе говорит будь здоров
бородач с бомбой за пазухой идет ни свет ни заря
встречать привечать взрывать убивать царя
царь мертвец подрастет превратится в каменный храм
отразится в канале но убивцы с бомбами по утрам
будут гулять под набережной ждать золоченых карет
а в карете в полный рост мундирный портрет
ты к портрету рад стараться ваше сиятельство ваша честь
а он глядит в глаза говорит ты убивец и есть
это парные в рифму строки на смятом клочке
это щепоть подгнившего табаку в коротком бычке
это на дне бутылки двадцать грамм недопитого крепляка
это очки на носу ученого мозгляка
это лена на долгую мертвую память тебе на живую нить
продевать в ушко игольное протянуть сохранить