Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


ВАЛЕРИЯ ГАЛКИНА


"Классик невезения"


Новое – это хорошо забытое старое

На 16-м заседании литературного клуба "Некрасовские пятницы" в библиотеке им. Н.А. Некрасова состоялась презентация необычной книжной новинки – сборника стихов забытого поэта Серебряного века Василия Фёдорова "Усталое небо".

Впрочем, как отметил постоянный ведущий клуба, поэт и переводчик Сергей Нещеретов, Фёдорова трудно назвать даже "забытым": он – одна из тех фигур, которые просто выпали из поля зрения как современников, так и потомков. Причин тому несколько: слишком простые, "не звучные" фамилия и имя, которые он не захотел по моде времени сменить на яркий псевдоним; робость, с которой Фёдоров пытался войти в литературу, словно ему не хватило силы голоса, чтобы громко заявить о себе… Кроме того, Василий Фёдоров был репрессирован в 40-х годах (очередное проявление "фатального невезения": неудачно ввязался в спор о Есенине и Маяковском…), и весь его литературный архив был уничтожен.
Долгие годы "библиографическое наследие" Василия Фёдорова составляли две миниатюрные рукописные книжки и несколько стихотворений, опубликованных в сборниках "Сонет Серебряного века" и "Поэзия ГУЛАГа". Его стихи были фактически извлечены из небытия историком литературы Владимиром Дроздковым, который, изучая жизнь и творчество Вадима Шершеневича, случайно наткнулся в архиве на дело Фёдорова… Именно Владимир Дроздков (на фото) в творческом сотрудничестве с историком поэтического перевода, текстологом и поэтом Владиславом Резвым выступил составителем книги "Усталое небо" – первого полноценного поэтического сборника Василия Фёдорова.
Кроме составителей в презентации приняли участие поэт и литературовед Борис Романов, учёный секретарь Есенинской группы ИМЛИ РАН Максим Скороходов, поэт, переводчик и тележурналист Владимир Александров и хранитель фонда редкой книги Государственного музея В.В. Маяковского Дмитрий Карпов. Каждый из гостей поделился своими впечатлениями от книги "новоявленного" поэта Серебряного века; отметил сильные и слабые стороны его поэтики, размышляя, почему так важно "открытие" Фёдорова сегодня? Ответ на этот вопрос стал своеобразным итогом вечера. Во-первых, Василий Фёдоров был мастером поэтической формы (в том числе довольно интересным сонетистом, работающим в редкой для русской литературы форме логаэдического сонета.) Во-вторых, он переводил стихи с немецкого, английского и французского, в том числе стихи Эдгара По: его перевод знаменитого "Ворона" стал одним из первых в России. В-третьих, он внёс свой вклад в формирование различных литературных объединений, которые во множестве появлялись в начале ХХ столетия.
В книгу "Усталое небо" вошли все известные на данный момент стихи Василия Фёдорова, а также обстоятельная статья Владимира Дроздкова о жизни и творчестве поэта.
"Негромкий поэт обречён на забвение, если у него не находится покровителя в будущих поколениях", – сказал в завершение вечера Сергей Нещеретов. У Василия Фёдорова такой покровитель нашёлся – полоса невезения кончилась, и теперь его стихи стали доступны читателю.

М.И.Г.

Маленький крик разлуки –
Белесоватый стон утра...
Вспоминаются тонкие руки
Из лунного серебра.
Словно взмахи испуганной птицы
Разрезают мерцанья планет.
...О, куда же, куда мне укрыться?
– Жуток пламени яростный свет.
Всё со мной оно, горькое имя, –
Гулкий колокол в мёртвом краю.
...Сораспятый, молю – помяни мя,
Когда будешь в блаженном Раю!