Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НИКОЛАЙ КАВЕРИН


Всегда ли мироточение есть чудо Божие?


В последние годы публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых церковных средствах массовой информации стали обыденным явлением: мироточат тысячи и тысячи икон, бумажных репродукций, а в иных случаях начали мироточить даже памятники...
Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. "Чудеса" могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю.Воробьевский, ему "известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт" (Наступить на аспида: Неожиданный Афон. М.: Z.aRT, 2000. С. 160).
Очевидно, что устроители таковых "мироточений" не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока "не созрело" для этого, то "мироточение" может помочь "благому", с их точки зрения, делу — "подтолкнуть" общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.
Несколько лет назад в телерепортажах передавалась новость, как в Израиле вдруг "заплакала" Стена плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и они по случаю "слезоточения" Стены плача назначили комиссию, которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.
Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов; †2001) после появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились: "Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум и гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью".
Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (см. Мф. 24, 24). Не так давно по телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко. Есть даже случаи благовонного мироточения статуй Будды...
В Клину у некой женщины в доме годами мироточит все подряд, чуть ли не мебель и утварь.
Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев "чудесных" явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной веры, потому что вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10). Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, "знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами" ("О чудесах и знамениях").
Следует сказать, что автора сей статьи Господь несколько лет назад удостоил видеть мироточение от бумажной иконы: постоянно проступающее множество маленьких капелек можно было стереть, но они вновь начинали появляться. Это явление я не могу никак расценивать в качестве знамения, повлекшего за собой какие-либо необычные события в моей жизни, в жизни Церкви или нашего общества. Просто свидетельствую это как факт.
Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом "неотвергать и не принимать". Ибо ежели мы примем ложное чудо — можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное — можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.
Область непонятного в нашей духовной жизни — нормальная и даже необходимая часть нашего внутреннего мира, поэтому недоверчиво относиться к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека.
А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности к мироточениям, свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры. Вера же православная основана на величайшем чуде — Чуде Воскресения Христова.