Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ЮСИФА МАМЕДАЛИЕВА


НИЗАМИ МАМЕДОВ

Юсиф Гейдар оглу Мамедалиев родился 31 декабря 1905 г. в городе Ордубаде Нахчыванской автономной республики. В 1926 году окончил Бакинский педагогический институт, в 1932 году – химический факультет Московского государственного университета, был учеником академика Николая Зелинского, с которым потом поддерживал тесные дружеские и творческие связи. С 1945 г. – академик АН Азербайджанской ССР и член-корреспондент АН СССР. Был президентом Академии наук Азербайджана (1947-1951г.г. и 1958-1961г.г.), ректором Азербайджанского государственного университета (1954-1958 г.г.). В 1946 г. получил Сталинскую премию за исследования и технологические разработки в области нефтехимии в годы войны. Мировую известность приобрели основанные им научные школы в области органического катализа и нефтехимии.
Юсиф Мамедалиев – один из организаторов Академии наук Азербайджана. Скоропостижно умер в 1961г. В предлагаемом вниманию читателей эссе профессора Низами Мамедова отражены предпосылки и некоторые особенности творчества Юсифа Мамедалиева.


СВЕТ НЕГАСИМОЙ ЗВЕЗДЫ


≪Республика, имеющая только одного такого
ученого, как Юсиф Мамедалиев, достойна
своей Академии≫.
(Владимир Комаров, Президент Академии Наук
СССР в 1936-1945гг.)

В одном из красивейших уголков Баку, рядом со зданием Президиума Национальной Академии наук, стоит гармоничный, запоминающийся памятник. Бакинцы с гордостью демонстрируют его гостям. Это памятник выдающемуся ученому, светилу азербайджанской науки Юсифу Мамедалиеву. Всеобшее уважение пришло к Мамедалиеву еще при жизни. Многое из задуманного он не успел осуществить. Но то, что им сделано, не может оставить равнодушным никого. Знакомство с его биографией и научной деятельностью показывает: мы имеем дело с великим Человеком...
Ученых, олицетворяющих эпоху и пользующихся всеобщей любовью – единицы. Таким ученым в Англии считается Исаак Ньютон, в Германии – Александр Гумбольдт, в России – Михаил Ломоносов. В Азербайджане, несомненно, это – Юсиф Мамедалиев.


Азербайджанский Ломоносов.


Наша способность познавать мир, выявлять закономерности природы, видеть перспективу развития не поддается однозначному объяснению, как, впрочем, и возникновение жизни, появление человека и сознания. По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла более 13 млрд. лет назад в результате ≪Большого взрыва≫ и непрестанно расширяется. Мы вместе с солнечной системой вписаны в этот таинственный процесс. В ходе развития материи появилось уникальное средство ее познания –Человек. Люди предпочитают не думать об этих чудесах, а реально познают природу, адаптируются к окружающей среде и меняют ее. Так возникла и развивается культура в различных регионах мира.
Однако не все одинаково одарены познавательными способностями. Более того, пони мание смысла и значения познания, его определяющие цели меняются в зависимости от мировоззренческих, политических, экономических и других факторов. Соответственно, в разные эпохи, в разных культурах по-своему складывалось развитие духовной сферы, философии и науки.
Азербайджан имеет древнюю историю, знания здесь всегда считались высшей ценностью. Еще в ХII веке великий Низами Гянджеви смысл жизни видел в познании:

Изучай, не пуская на ветер дни.
Бессмертен тот, кто себя и мир познает…

Развитие духовной культуры в Азербайджане происходило в тесной связи с культурой сопредельных стран. Европейская культура, заново открывшая для себя античность в эпоху Возрождения, во многом опиралась на арабо-мусульманские источники. Азербайджан сыграл в этой культурной конвергенции заметную роль. Достаточно упомянуть имена таких мыслителей, как Имадеддин Насими, Бахманйар аль-Азербайджани, Насреддин Туси, труды которых были известны уже в Новое время в Европе и оказали существенное влияние на развитие мировой поэзии, философии и науки.
В ХХ веке азербайджанские ученые внесли существенный вклад в мировую науку. Особое признание получили: теория нечетких множеств и нечеткой логики профессора Лютфизаде (Лютфи Алескерзаде); методология математического моделирования гидродинамических систем академика Азада Мирзаджанзаде; геологическая концепция поиска месторождений нефти и газа Фармана Салманова и многие другие. Следует отметить, что становление и развитие современной науки в Азербайджане во многом связано с именем Юсифа Мамедалиева.


Малая Родина.


Мамедалиев родился в древнем азербайджанском городе Ордубаде. Разноцветные гряды гор и буйная река Араз окружают город. Необычна природа Ордубада. Горы здесь пропитаны солью, поэтому они почти без растительности, и в зависимости от того, освещает их солнечный свет или лунный, ясное ли небо или облачное, каменистые вершины сверкают разными красками, создавая фантастическое мироощущение.
Удивительны ночи Ордубада. Темно-синее небо и яркие звезды завораживают человека. Луна в этих краях настолько ярка, что делает излишними уличные фонари. Свет Луны, отражаясь в водах Араза, создает иллюзию вьющейся зеркальной дорожки, уходящей вдаль между склонами гор. Венера здесь всегда открыта взору, и кажется, что она манит к себе…
Благодаря неимоверному труду многих поколений город утопает в зелени, а улицы обрамляют фруктовые деревья. Славятся абрикосовые сады Ордубада. Был свой сад и у семьи Мамедалиевых, за которым следили дети под руководством отца. Юсиф быстро усвоил садоводческое искусство, знал, как повышать урожайность деревьев и защищать их от ненастья и вредителей.
Жесткие природные условия, частые нашествия завоевателей и готовность жителей Ордубада к борьбе за свободу сформировали на этом пятачке земли людей волевых, широко мыслящих, обладающих высокими моральными качествами. Из поколения в поколение здесь передавалось обостренное понимание ценности жизни, труда и благоговения перед природой.


Формирование гармоничной личности.


Духовный и интеллектуальный климат Ордубада был многогранным, знание тюркского эпоса здесь сочеталось с любовью к персидской поэзии, арабской философии. В последние два столетия интенсивное влияние на все сферы жизни города стала оказывать русская культура. Ордубад с 1828 года стал частью Российской империи. Так определилась синкретичная по своей сути культура Ордубада. И эту культуру с упоением осваивал маленький Юсиф. Он не упускал случая пополнить свои знания. Обладая абсолютным слухом, рано освоил арабский, персидский, тюркский, русский (а в дальнейшем и английский) языки, перечитал почти всю научную и художественную литературу, которая была в библиотеках города.
В Ордубаде проживало много интеллигентных, грамотных людей, к их числу относился и отец Юсифа – Хаджи Гейдар-бей, который, разглядев одаренность и талант сына, ненавязчиво, но целенаправленно занимался его образованием. Огромное влияние на Юсифа оказала мать – Гюльсум-ханым. Это она – знаток восточной поэзии – привила детям (а их было шестеро!) понимание красоты слова, способствовала формированию в них благородных нравственных установок.
Юсиф был наблюдательным, любознательным и впечатлительным ребенком. Познание мира для него началось с наблюдения ярких звезд. Он с нетерпением ждал наступления вечера и часами смотрел в небо. Его мысли уходили в бездонную синеву. Он поражался неизменному порядку мироздания, был уверен, что именно там, в его глубинах, скрывается великая тайна бытия. Этот неиссякаемый интерес к устройству Вселенной впоследствии определил его возвышенное отношение к космологии. А тогда, в детстве, своим вопросом: ≪Кто и как сотворил все это?≫ мальчик ставил в тупик родителей и учителей. Объяснения, что в небесах происходит единение божественного и земного, человека и творца, еще больше будоражили его юное воображение и одновременно формировали в нем образное и рациональное мировосприятие, художественное и рациональное мышление. То, что Мамедалиев впоследствии выбрал научную стезю, не уменьшило в нем поэтического чувства и философской проницательности. Он до конца жизни оставался мыслителем и художником, поэтом и ученым, интуитивно видел глубинную связь различных явлений, восхищался красотой минералов и химических структур. Мамедалиева очаровывала гармония мугамов, он интересовался синтезом поэзии и музыки. Эту тему он любил обсуждать с композитором Узеиром Гаджибековым, певцом Бюльбюлем и близким другом – поэтом Самедом Вургуном. Примечательно, что, будучи в Вене и видя пейзажи Венского леса, он в записной книжке отметил: ≪Красота Венского леса напоминает мне музыку Штрауса и поэзию Самеда Вургуна≫. С большим пиететом Мамедалиев относился к философии, понимал ее ценность и значение для развития всех областей культуры. Всегда тепло общался и поддерживал академика Маковельского, его фундаментальные исследования в области античной философии. Восхищался эрудицией академика Гейдара Гусейнова, его трудами по истории азербайджанской философии.


Вхождение в мир науки.


Мамедалиев к 18 годам окончательно решил стать естествоиспытателем. Необходимо было выбрать конкретную область будущей научной деятельности. Он был на перепутье. Его одинаково привлекали физика, химия, геология, биология. После долгих раздумий и обсуждения своих намерений с профессором Садыхом Гусейновым он избрал химию. На его выбор повлиял ряд обстоятельств. Прежде всего, созидательный характер эпохи, диктующий необходимость активной связи между наукой и практикой. В химии органически сочетаются фундаментальные, прикладные и технологические исследования. Химия не только объясняет строение природных веществ, но и определяет способы производства нужных материалов. Общее число синтезированных химических соединений уже тогда превышало миллион.
Мамедалиева в химии привлекало также и то, что эта наука, изучая вещества и их превращения выше атомного уровня, занимает центральное место в структуре естествознания. Если становление тех или иных веществ определяют физические процессы доатомного уровня, то основу жизненных явлений формируют надатомные химические взаимодействия. Химия в этом отношении является промежуточным звеном между физикой и биологией, и она дает дополнительный аргумент в пользу единства естествознания. Мамедалиеву импонировала мысль немецкого физика Макса Планка о возможности построения теоретической цепочки от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам.
Глубинная связь физики и химии подтвердилась с появлением квантовой химии. Мамедалиев воспринял это как событие, соответствующее логике развития научного познания. При всей значимости квантовой химии он оправданно считал, что отказаться от экспериментальных исследований не получится, так как абстрактные результаты квантово-химических исследований необходимо подтверждать опытным путем.
Одной из первых его научных разработок является изучение природных и нефтяных (попутных) газов и определение их потенциального применения. Так возникли идеи производства искусственого каучука и получения водорода. В 1934 г. Мамедалиев предлагал в двигателях внутреннего сгорания использовать водород вместо бензина. Эта идея намного опередила свое время, ее подлинная ценность осознается только сейчас. При сжигании углеводородных соединений образуется оксид углерода, который, как выяснилось в конце прошлого века, ведет к глобальному потеплению из-за ≪парниковых≫ свойств этого трехатомного газа. Сжигание же водорода приводит к образованию безвредного водяного пара.
К концу 30-х годов Мамедалиевым были разработаны методы хлорирования метана до тетрахлорида углерода и получения метиленбромида. В военные годы он исследовал каталитическое алкилирование углеводородов непредельными соединениями, решив задачи производства толуола, других гомологов бензола и качественного авиационного топлива. В последний период жизни проводил широкие исследования по каталитической ароматизации бензиновых фракций, направленному пиролизу и окислению различных нефтяных углеводородов с целью получения мономеров и моющих средств.
Важное стратегическое значение имело обоснование Мамедалиевым способов хлорирования, бромирования и фторирования нефтяных газов, разработка эффективных технологий производства толуола, высокооктанового бензина и полимеров. Фундаментальным вкладом Мамедалиева в химию было открытие способов управления реакцией хлорирования алканов, о котором он докладывал в Париже в 1960 г. на конгрессе по катализу.
Его интересовали также вопросы фармацевтики и медицинской химии. Еще в 30-е годы, по просьбе Института паразитологии, он создал на основе хлористых соединений препарат для борьбы с инфекционными болезнями, который широко применялся в Средней Азии и Закавказье. Мамедалиев одним из первых всесторонне исследовал химический состав нафталановой нефти, определил ее лечебные свойства и заложил научные основы нафталановой курортологии.


Организатор науки


В веренице имен выдающихся ученых выделяются гении, обобщивщие предшествующие мозаичные знания, поднявшие их на более высокий уровень. Им удавалось провести границу между знанием и незнанием и на этой основе ставить новые, неизведанные проблемы.
Однако немногие из этих ученых обладали даром возглавлять и реализовывать научный поиск как совместную деятельность, как миссию коллективного разума отображать мир. Для них в качестве субъекта познания предстает не отдельный человек, а группа ученых. Ведь действительность бесконечна и многообразна. Даже кажущийся простым объект познания имеет множество уровней, неявных связей и отношений. Отдельный человек, несмотря на все способности и старания, не способен все это отобразить. В ХХ веке стало очевидно, что эффективность науки неизмеримо вырастает, если адекватно действительности организовать научный поиск. Для этого, помимо всего остального, необходим целостный, системный способ мышления. Юсиф Мамедалиев, став Президентом Академии наук, ярко продемонстрировал эти свои замечательные качества. Он определил основные направления исследований в Республике в области естественных, социальных и гуманитарных наук.
Поразительно, что еще 70-80 лет назад природа, ресурсы, истоки культуры Азербайджана во многих отношениях оставались должным образом не изученными. Чтобы исследовать этногенез народа, его духовный мир, язык, литературу, искусство были созданы соответствующие подразделения, определены их основные цели и задачи. Особое внимание ученый уделил созданию Рукописного фонда и Института востоковедения, исследования которых должны были показать исторически разносторонние связи азербайджанской культуры.
Конечно, приоритетными направлениями для Азербайджана оставались геология и химия. Мамедалиев поставил перед учеными задачу создать научную основу превращения Азербайджана из сырьевой базы нефтедобычи в страну с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Это предполагало интенсивное развитие нефтехимии, химических технологий. Вместе с тем он понимал и настаивал на основательном развитии в Республике фундаментальных областей науки: математики, физики, астрономии. По его инициативе была создана и оборудована Шемахинская обсерватория и Республиканский вычислительный центр.


Деятельность в области образования.


Мамедалиев рано познал особенности преподавательской деятельности. Он стал учителем в 16 лет. И, будучи академическим ученым, оставался педагогом и просветителем.
Мамедалиев не противопоставлял научную деятельность педагогической, как это наивно делают многие, прозорливо видел их единство и эвристический характер взаимодействия. Он обратил внимание на то, что при систематизации известных знаний в образовательных целях ученый может выявить области неизвестного. Образование для него было дополнительным источником постановки новых вопросов. Мамедалиев предвидел интенсификацию связей между наукой и образованием, неизбежное уменьшение разрыва между ними.
Мамедалиев многое сделал для повышения качества образования в Азербайджане, содействовал обновлению знаний бывших выпускников высших учебных заведений. По его инициативе была создана Республиканская научно-технической библиотека, учрежден научно-популярный журнал ≪Наука и жизнь≫ на азербайджанском языке. Он считал, что образование в условиях беспрецедентного развития науки не может быть ≪на всю жизнь≫, оно должно быть ≪непрерывным≫. Именно к этому призывает и современная программа ЮНЕСКО ≪Образование через всю жизнь≫ .


Встреча и борьба со злом.


Юсиф Мамедалиев отличался принципиальностью, требовательностью, но по природе был справедливым и добрым человеком. В академической среде считали, что если ввести меру измерения доброты ученого, то ее эталоном может быть один ≪Ю.М.≫.
Добро, однако, всегда встречается со злом –в виде зависти людей, социальных неурядиц, войн и других подобных коллизий. Сложность социальных явлений и процессов, их противоречивый характер Мамедалиев осознал очень рано, когда произошло нашествие армянских дашнаков на его родной город. Это нарушило идиллию, которая царила в Ордубаде. Он стал свидетелем хаоса, массового бегства людей, бессчисленных трагических сцен. Ордубадцы, чтобы избежать насилия и геноцида, решили перейти Араз и уйти на территорию Ирана. Лодок не хватало, и они из подручных средств спешно делали плоты. На одном из таких плотов уместилась вся семья Мамедалиевых. На середине реки плот попал в сильный водоворот. И брат Ильяс, сидевший на краю плота, не удержался и упал в воду. Спасать его бросились отец и старший брат. Но тщетно, он моментально исчез в темной пучине Араза. Картина гибели брата, который был ему очень близок, шокировала Юсифа. Эта трагедия навсегда запечатлелась в его памяти. Для себя он сделал вывод, что живет и за брата, что должет творить, созидать и за него. Главное, что он тогда усвоил: человеческая жизнь нуждается в защите от сил зла. Эта установка определила его деятельность во время войны для обороны страны.
В первые месяцы войны с фашистской Германией, когда немецкие самолеты безжалостно бомбили мирные города, а советские самолеты уступали им в наборе высоты и скорости, перед ведущими химиками страны Государственным комитетом обороны была поставлена задача: создать качественно новый авиационный бензин с более высоким октановым числом. Мамедалиев, опираясь на свои предшествующие исследования, предложил простое, но эффективное решение данного вопроса. Бензин, получаемый по его технологии, повышал мощность авиационных двигателей на 20-30% и был морозоустойчивым. Предложение Мамедалиева было одобрено, и он с группой сотрудников днем и ночью работал над его промышленной реализацией. Путь от лаборатории до производства был крайне сжат. Все понимали необходимость срочного решения данной проблемы. И вот уже над Сталинградом технически совершенные, считавшиеся лучшими истребителями своего времени ≪мессершмитты≫ не могут угнаться за простыми советскими ≪Яками≫. ≪Яки≫ не только летали быстрее, но и поднимались гораздо выше. Более того, топливо в них не замерзало, они не падали на землю при сильных морозах. Немецкие инженеры потом наращивали мощности двигателей своих самолетов, создавали дополнительные устройства для утепления их топливной системы. От этого самолеты становились тяжелее, прибавка в скорости и высоте оказывалась незначительной. ≪Тайну≫ советских самолетов немцы так и не смогли разгадать.
Велик был вклад Мамедалиева в борьбу с немецкими танками. Он видел в картинах кинохроники, слышал от очевидцев о безнаказанности немецких танкистов. Потери Советской Армии в начале войны сказывались также на нехватке противотанковых орудий. Немецкие танки безнаказанно разрушали дома, утюжили окопы, охотились за людьми. Мамедалиев представлял ужас, который охватывал беззащитного перед танком человека. И он предложил очень эффективное средство для борьбы с немецкими танками: синтезированную по его методике горючую смесь, 200 миллилитров которой было достаточно, чтобы превратить любой танк в горящий факел. Так появился знаменитый ≪коктейль Молотова≫, гроза немецких танков. Образное название ему дал Уинстон Черчилль, который впервые услышал от Молотова, что в СССР изобретено такое средство уничтожения танков. Во время войны по технологии Мамедалиева в СССР был реализован массовый выпуск таких ≪коктейлей≫.
За вклад в победу над фашистской Германией академик Юсиф Мамедалиев был удостоен Сталинской премии и приглашен в качестве почетного гостя на Красную площадь для участия в параде Победы.
После войны Мамедалиев также выполнял государственные задания по совершенствованию качества авиационного топлива, участвовал в разработке горючего для различного класса ракет, в создании других вооружений. Он был в числе ≪засекреченных≫ советских ученых. Результаты многих его работ предназначались только для ≪служебного пользования≫. К сожалению, это сыграло негативную роль, когда решался вопрос о его выдвижении на Нобелевскую премию за исследования в области хлорирования алканов. Научное сообщество единодушно поддерживало его кандидатуру. Однако по существующему тогда в стране положению, как ≪засекреченный ученый≫, он не мог быть выдвинут на получение международной премии.


Жизнь в противоречивом обществе.


В советское время, с одной стороны, декларировались высокие цели: строительство общества равенства, справедливости, изобилия. Всемерно поддерживалось развитие науки, образования, художественного творчества. Это вдохновляло людей, создавало оптимистическую духовную атмосферу… С другой –путь в идиллическое общество представлялся как обязательная борьба с инакомыслием, национализмом, врагами народа. Причем, эта борьба фетишизировалась, служила при надобности основой обвинения любого человека, что вело к беззаконию, поощрению насилия. Зависть, свойственная ограниченным людям, в этих условиях содействовала доносительству и необоснованным репрессиям. То, что зависть людей может привести к трагедиям, Мамедалиев убедился, когда начались аресты его сослуживцев. Он сам стал объектом слежки и ≪разработки≫, когда обвинили в национализме академика Гейдара Гусейнова, в защиту которого он безоговорочно встал.
Обвинение в национализме было коварным и тяжелым, его трудно было опровергнуть. Всякое проявление национальных чувств вызывало подозрение, безосновательное обвинение в ≪национализме≫. В 30-е годы в Азербайджане на этой волне была репрессирована целая плеяда азербайджанской интеллигенции, среди них Микаил Мушфиг и Гусейн Джавид. Следует отметить, что этого не избежали и представители других республик Советского Союза, в том числе и русская интеллигенция. Так, в начале 50-х годов было состряпано ≪Ленинградское дело≫, которое основывалось на обвинении руководства города в национализме. Сталин не пощадил даже академика, председателя Госплана, ленинградца Николая Вознесенского, все военные годы рука об руку проработавшего с ним.
В связи с надуманным делом Гусейнова был закрыт философский факультет в университете, что вызвало возмущение Мамедалиева. Это абсурдное решение он считал преднамеренным ограничением возможностей развития свободной мысли в республике, национального самосознания и поощрением бездумного технократизма.
Мамедалиев переживал, что во имя торжества вульгарно понятого интернационализма, по существу, проповедуется манкуртизм, ведущий к утрате, забвению национальной памяти. Он оправданно считал, что подлинный интернационализм никак не может противостоять национализму, под которым он понимал любовь к своему народу, его истории и культуре. В 50-60-е годы ≪националисты≫ уже не подвергались репрессиям, их не расстреливали, они проходили партийную чистку или умирали ≪естественной≫ смертью. Мамедалиев, зная обо всем этом, продолжал поддерживать борьбу за внедрение азербайджанского языка в государственное делопроизводство, а также выступал за исследования тюркских истоков азербайджанского народа и его культуры…
Скоропостижная смерть в 1961 г. оборвала его активную деятельность за становление и развитие науки и духовной культуры Азербайджана.


Идеи, пронизывающие XXI век.


Общенациональный лидер Гейдар Алиев обоснованно считал: ≪Юсиф Мамедалиев имеет заслуги в развитии всех отраслей науки в республике. И эти заслуги незабываемы, о них помнят в настоящем и будут помнить в будущем≫.
Действительно, Мамедалиев не просто остался в истории науки и культуры Азербайджана. Его научные идеи определяют созидательный путь современников. Достаточно сказать о его размышлениях и доводах по прогнозированию времени активности синтезированных искусственных соединений и последствий их разложения, о необходимости создания безотходных производств по аналогии с биосферными процессами, о целесообразности замещения в транспорте и промышленности углеводородного сырья водородом. Эти идеи чрезвычайно актуальны в наши дни, они будут определять стратегию развития науки и научных технологий в ХХI столетии, поскольку нацелены на решение проблем экологии, изменения климата, создания ≪зеленой экономики≫, являющихся предпосылками перехода современного общества к устойчивому развитию. Азербайджанская наука в этом направлении сегодня делает уверенные шаги…
Свою жизненную цель Юсиф Мамедалиев определил, когда ему было 20-лет, так:

Из далеких краев
по просторам дорог
Не с тем я пришел,
чтоб покой обрести!
В сплетенный народом
свободы венок
Цветок свой
пришел вплести!…

Можно однозначно сказать: поставленная в юные годы Юсифом Мамедалиевым цель, несмотря на все перипетии жизни, была чрезвычайно достойно реализована.