Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПУБЛИЦИСТИКА



Эмиль АГАЕВ.



СЕЛО ТРЕВОГИ НАШЕЙ



(Заметки полугорожанина)


2015 год объявлен в Азербайджане годом сельского хозяйства, что естественно, если учесть повышение его значения, его стратегической важности в деле самообеспечения страны, продовольственной ее безопасности в связи с экономическим кризисом.
Но вот почти полгода прошло, а, судя по прилавкам, изменений к лучшему нет ( наоборот - выросли цены!).
Да, СелО у нас сЕло. Можно ли его поднять?


Дефицитная корова


Когда-то, еще до начала промышленного извлечения нефти, Абшерон утопал в садах и виноградниках. Не хватало воды - были колодцы, не хватало техники - были лопата-кетмень, были руки... Было и огородничество, хотя чаще для себя, не на продажу. Исключение составлял разве что шафран - благородный и дорогостоящий, в настоящее время, увы, полузабытый. Как на продажу (причем, в саму Рассею, в Москву-Питер) в недавнем прошлом были, как вы помните, и цветы.
Что сейчас?
Мне понадобилась коса, чтобы скосить траву на дачном участке, и знаете, в хозяйственных магазинах, где обычно для сельской местности продают и сельскохозяйственный инвентарь, не оказалось. даже лопат. Даже молоко-гатых, которые под видом "домашних" продают в здешних магазинах - на самом деле порошковые. Который год живу в Шувелане и ни разу не видел на улице корову. Бараны - это пожалуйста, особенно по дороге к пиру Мир- мовсум-аги, тут десятки мест, где их продают; продавцы, потрясая палками, всячески рекламируют свой товар, даже выскакивают чуть ли не под колеса проезжающих машин: "Купи!". Где то время, когда молоко разносили по домам? А сейчас не "Молоко, молоко есть!" кричат, кричат - "Хлор! Кислота!", что символично - химия все больше вторгается в нашу жизнь, вытесняя все природное, натуральное. Что до фруктов-овощей, то, помню, огурец был: надкусишь - на зубах хрустит, помидоры из Зыря - красней не бывает! А сейчас разрежешь помидор, даже, как уверяет продавец, из Зыря - внутри ядовито зелено. То ли срывают его раньше времени, чтобы подороже продать, то ли сорт уже не тот; семена сейчас - больше привозные.
Что осталось? Разве что, зелень. В основном, из самого отдаленного от Баку села Тюр- кян. Жители его работают на нефтепромыслах, но не забыли своих крестьянских корней, не потеряли вкуса к огородничеству. По рассказам моего отца, выходца из Тюркяна, у местных жителей по инициативе самого Мирджафара Багирова отобрали участки с тем, чтобы создать колхоз. Как Багиров полагал, инициативу заметят в Москве, поддержат в Грузии и Армении, однако этого не произошло, колхоз ликвидировали, участки пришли в упадок. Но тюркянцы сумели их возродить.


Потухший тендир


Да, крестьяне на Абшероне чем занимаются сейчас? Держат скот, собирают инжир-виноград. А так. Кто-то где-то работает - на стройке, на тех же промыслах, у кого машина - занимается извозом. Зачем копаться в земле, когда город (да какой - сама столица!) под боком.
И, собственно, они даже и не крестьяне уже!
Ну, а горожане, бакинцы, известное дело, едут на дачи не трудиться в саду-огороде - отдыхать. Море, пляж, шашлычок.. .Тоже дело стоящее. Хотя, замечу, скромные дачи советских времен все больше теснят роскошные виллы, которые, к слову говоря, пустуют годами (зачем их хозяевам Абшерон, когда можно смотаться на Багамы!).
Ладно, Абшерон - это Абшерон. И его деревни, разве что за малым исключением, и не деревни уже. Дороги, свет-газ, городская инфраструктура.
Может, положение лучше в провинции?
Но вот впечатления уже не мои - коллеги-журналиста. Цитирую:
-   В пятницу отправился я на свадьбу в одну из деревень в Тертере. Свадьба-свадьбой, обычаи, все-такое, но знаешь, что больше всего поразило? Лень наших людей. Ты представляешь, во всей большой деревне я не нашел места, чтобы купить именно местный "тендир". Люди перестали печь хлеб. Покупают. Вынужден был поехать за хлебом в одну из бардинских деревень. Просто принципиально решил его купить. У всех огромные территории - землю-то раздали, но яйца...тоже покупают.
-    Ладно! Даже яйца покупают?
-   Да, у многих даже кур-петухов нет, не разводят. Крупный рогатый скот есть. Лук и гранат выращивают и продают всей деревней. Живут нормально. Но почему не занимаются своим подсобным хозяйством, не пойму?
Захожу в гости. Дом стоит на территории, конца краю которой нет. А на ней только пять деревьев растет. Говорю: что же вы, люди, деревья не сажаете? У вас тут и артезианские колодцы через каждые 200-300 метров есть, и природа соответствующая.
-    И что они?
-   Молчат. Людям как будто стало западло работать на земле и с домашними животными. Свели контакты с землей до минимума, ну, чтобы себя как-то прокормить, все-таки что- то по мелочи выращивают, но... Родственник, у которого я остался на ночь, перед отъездом утром купил мне в подарок 10 литров молока. Ты представляешь, жить в деревне, а молоко и гатыг покупать...Странно ведь, нет?!


Взгляд эксперта


Ладно. Все это - взгляд журналистский. Но вот мнение эксперта:
-   У нас принята масштабная программа развития регионов. Но по всем регионам предлагается одинаковый пакет развития.
Скажем, в горных районах должно развиваться животноводство и скотоводство. На данный же момент, в силу того, что приоритетным в Азербайджане объявлено развитие зерноводства и на это брошены главные ресурсы, аграрии в этих районах вынуждены сеять зерно, которое более целесообразно сеять в Джалилабаде.
Однако одной из основных ошибок является то, что РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТДЕЛЕНО ОТ РАЗВИТИЯ СЕЛ.
А ведь во всех передовых странах Европы политика по развитию сельских местностей является неотъемлемой частью аграрной политики. Профильные ведомства практически во всех странах Европы так и именуются - министерствами сельского хозяйства и развития сельских местностей! (Ровшан Агаев, "Эхо").
Еще один эксперт - Вахид Магеррамов ("Ени мусават"), комментируя выступление по АзТВ министра сельского хозяйства, удивляется, что министр хвалится тем, сколько закуплено комбайнов, которые можно-де использовать "для повторных посевов". Но, уточняет эксперт, у нас невозможно дважды в год выращивать пшеницу, ячмень, овес. И какой смысл в приобретении такого числа комбайнов (по сто тысяч евро каждый), если их используют только при уборке, остальное же время они стоят без надобности? Да и у фермеров, как известно, куда большая нужда в другой технике - в сеялках, сенокосилках, распылителях, машинах для прессования, уборки картофеля и кукурузы и т.д. А потому история с комбайнами - это не что иное, как разбазаривание бюджета! У Министерства сельского хозяйства, считает эксперт, давно пора уже отобрать функции по завозу и продаже техники, удобрений, скота, дабы не было алчных посредников, передав их коммерческим структурам, а распределение субсидий передать Министрству финансов.
...Да, нужна отдельная (комплексная и адресная!) программа развития сел, в том числе заброшенных. Без этого в них едва ли вернутся молодые и самые работящие из крестьян: те, кто уехал на заработки, поскольку здесь невозможно жить и негде работать. Это уже не те крестьяне, они поездили, повидали мир. И им хочется жить в деревне, не уступающей по уровню культуры и быта жизни городской.


Гарантии


В свое время автор этих строк с воодушевлением писал о том, как впервые в республике (как и, если не ошибаюсь, на постсоветском пространстве) по инициативе Гейдара Алиева распределяли бывшую колхозную и совхозную землю между жителями села. Это было решение принципиально важное!
Но жизнь показала - этого оказалось недостаточно. Землю дали, но без реальной, как это существует во всем мире, поддержки частного предпринимателя на селе, крестьянина ("фермера", как мы его называем на американский манер); на практике он зависим от кучи больших и малых начальников - в агролизинге, банковской сфере предоставления положенных ему кредитов, от самодурства местных властей... (Помню, как на одном из совещаний Ильхам Алиев резко раскритиковал министра сельского хозяйства, говоря о хищениях при выделении субсидий, сказал: "Субсидии выделяются для фермеров, не для чиновников!").
А ведь сельское хозяйство не всегда и не везде (даже в Европе, в США), даже при современных технологиях, является занятием ГАРАНТИЙНО прибыльным. А потому оно не может существовать без постоянной и, что главное, умелой поддержки ГОСУДАРСТВА.
Это и у нас делается. Несмотря на массу огрехов - и даже прямых грехов! - того же Министерства сельского хозяйства (это тема отдельного разговора), сколько было издано президентом указов и распоряжений для решения существующих в агропромышленном секторе проблем, для осуществления тех же программ социально-экономического развития регионов, строительства дорог, для водообеспечения, сколько на это выделено средств.
Но для подъема районов, села нужны усилия ТОЛЬКО ЛИ ГОСУДАРСТВА?


Новые крестьяне?


Не люблю дачников. Сам был таким, приезжая на нашу дачу наездами. Но с тех пор, как - по примеру, к слову говоря, многих бакинцев моего поколения - стал жить на даче круглый год, то есть стал, по сути, селянином, дачников не люблю. Шум-гам, машины с бухающей музыкой в них, на дорогах мусор. Однако больше всего беспокойство вызывает то, что, живя в сельской местности, я не чувствую села. Не могу понять нежелание людей сажать деревья, что- то выращивать на своих участках. Не видно у нас садово-огородных товариществ, которые бурно развиваются, скажем, в Подмосковье. Не видно агротуризма. Я не говорю уже о агрофраншизе (аж в Перми!), помогающем по примеру Запада, где эта форма услуг возникла, всем желающим начать свое дело, свой сельский бизнес - предоставляет технологию, обучает, стажирует, консультирует.
Все мы, как говорится, когда-то были крестьянами. Ну, а тенденция бегства из городов в сельскую местность наметилась давно, а сейчас подхлестывается экологией и безработицей, тем же экономическим кризисом. Дошло уже до коллективных форм переезда из города в сельскую местность ( к примеру, в Санкт-Петербурге) - переезжают семьями, вместе с друзьями- знакомыми, коллегами. Переезжают не только коренные горожане, но и, естественно, крестьяне, когда-то переехавшие в город.
Читаю: "Бывшие горожане говорят, что земля кормит не хуже офисов, считая что люди зря уезжают с земли в города". По мнению бывших питерцев, Россию поднимут НОВЫЕ РУС-
СКИЕ КРЕСТЬЯНЕ. Есть ощущение, что люди в кризис будут возвращаться к земле. Какой смысл зубами держаться за город, влезать в пожизненный кредит за жилье, мучиться в пробках, если есть возможность жить в гармонии с природой, в своем доме. Вопросы образования с развитием технологий наверняка не станут такими сложными - не исключено, что вузы и школы смогут предоставлять возможность обучаться через Интернет. Кто знает, может это не такое и далекое будущее!
Вот ведь как. Бегство из шумных, грязных городов, от искусственных пищевых продуктов на село, к продуктам натуральным, выращенным своими руками (помните призыв Руссо - "Назад к природе!") - это уже не просто призывы, не просто реальность - это тенденция, обозначившаяся давно (помните "Одноэтажную Америку" Ильфа и Петрова, написанную э-э когда!). А сегодня это выстраивается уже в серьезную для всего человечества перспективу!


Огни печальных деревень


Родина есть Родина. Как в одноименном знаменитом стихотворении Лермонтова:


...Но я люблю - за что не знаю сам? - Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям....
Просёлочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

Да, без села, без деревни, вписанных в природу - в прямом и переносном смысле - нет страны, нет Родины. Не только для поэта, для каждого из нас. Это уже поняли на благополучном Западе, где давно нет проблемы сближения города и деревни - в смысле благоустройства, культуры, быта (то, на решение чего были направлены, как вы помните, программные документы советского прошлого, увы, так и оставшиеся на бумаге).
Ну, а у нас деревня, увы, как была символом темноты и отсталости (даже выражение такое есть - "ты, деревня"!), так, по сути, такой и осталась. А крестьянин как пытался во времена крепостного права, а затем колхозов (то же крепостничество!), уехав из деревни, вырваться "в люди", стремится к тому же самому и ныне, когда, после распада СССР, мы ухнули в дикий "рынок".
Голубая мечта нашего среднего провинциала (не крестьянина, провинциала!) как была, так и остается - переехать правдами и неправдами в столичный Баку, жить - даже снимая квартиру - в самом, что ни есть, шумном и душном центре города.


***


Итак, парадокс - у нас есть провинция, но нет села. СелО у нас сЕло!
Можно ли его поднять? Можно, если мы осознаем, что современное село не может существовать в виде представлений о согбенном крестьянине, копающемся в земле. Как не можем существовать в то же время и мы без нашего преклонения перед богом данной нам землей. Без понимания той простой истины, что наша сила, как у древнегреческого бога Антея, именно в ней, в земле!