Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Елена Витальевна КОВАЛЕВА родилась в городе Вольске Саратовской области. Окончила Саратовское художественное училище и художественно-графический факультет Орловского государственного университета. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию по истории философии в РГПУ им. Герцена. Автор поэтических книг "Холст и шелк" (2008) и "Такие странные дома" (2010). Лауреат всероссийского литературного фестиваля - конкурса "Хрустальный родник" (Орел, 2011). В журнале "Север" публикуется впервые.


Елена КОВАЛЕВА
г. Орел



МОИ ГОРОДА

РЫБИНСК. СТАРЫЙ ОСОБНЯК


Печальные уездные палаццо –
Осевший цоколь, полинявший цвет,
Потеки, щели… скоро сотня лет
Забвенья – остается удивляться,
Что свет горит и чья-то жизнь чужая
Мерцает. Притягательно тепло
Зеленой лампы – взглядом провожаю
Неясное движенье за стеклом.
Все кажется, что там, в уютной зале,
Ушедший мир, за шторою таясь,
Еще живет – и прошлый век в начале
Пути, и кровь еще не пролилась…


* * *


Пасмурная Астрахань, ампир
Старого губернского пошиба –
Незаметно обветшавший мир
В сумерках хорош бывает. Либо
Осенью, когда уйдет жара
В Тегеран, за солнечные воды
Каспия, а с севера ветра
Принесут прохладные погоды –
Мягких туч сплошное полотно
Влагой тронет выжженные крыши,
Занавесит кисеей окно,
Станет город сумрачней и тише.
И увижу ясно смысл пути:
Здесь, где к морю подступает Волга,
В Азию Европу привести
Мы смогли, пускай и ненадолго…


ДОМ В ВИТЕБСКЕ


Пол-этажа в культурный слой
Ушло, но смотрит чуть надменно –
Следы манерности былой
Хранят разубранные стены.
Пилястр тяжелых точен строй,
Характер местного модерна –
"Под Ренессанс" – являет, верно.
Войди в парадное, открой
Век арт-деко и символизма…
Но дверь в период катаклизмов
Сменило низкое окно.
И над балконом лен в цветочек
Средь итальянских заморочек
Висит насмешливым пятном.


ВОЛЬСКУ


Астры догорают во дворах,
Тишина на улочках старинных.
Робкий ветер в зябнущих садах
Хрупкие целует сентябрины,
Теребит последнюю листву
Над немым пустеющим фонтаном
Со скульптурой вычурной и странной,
Виденной когда-то наяву,
Так давно, что явственных следов
В памяти отыщется не много
Городка того, что одиноко
Спит средь серых бархатных холмов.


* * *


Москва! Целую штукатурку
Твоих обветренных, продымленных домов.
Прими как скромный дар моих шагов
Немузыкальную, но легкую мазурку.
Пусть ветер мокрым снегом залепил
Очков вспотевшие, захватанные стекла,
Пусть я давно промерзла и промокла,
Пусть даже не осталось больше сил.
Но снова как безумный мотылек
Сквозь стужу рвусь и рвусь к тебе навстречу,
И кажется, вот-вот в окне замечу
Лишь для меня зажженный огонек…


НА СНИМОК ПЕТЕРБУРГА


Забытый двор – должно быть, Петроградка –
Я узнаю сухие тополя…
Антенна, точно мачта корабля,
Возносится над бездной беспорядка,
И провода натянуты как тросы.
Лишь паруса куда-то унесло,
И водостока старое весло
Надломлено и прилепилось косо.
Фрегата трехэтажного осанка
Еще горда, и окна высоки,
Но осенью исполнена тоски
Модерна разоренная изнанка...


* * *


Каргополь, город на поле вороньем,
Долго встречает, да скоро хоронит
Зеленоокое нежное лето –
Где ты, мой ангел лазоревый, где ты?
В светлых проемах глазниц колокольни,
Не различающих мир этот дольний,
В тесных углах деревянного дома,
Где и солома бывала едома,
В радостных возгласах чад человечьих,
В хрупкой душе, что камней вековечней, –
В ней отразившись, просевшие стены
Тоже сподобились доли нетленной:
В памяти нашей свежи и сохранны
Все нанесенные временем раны.


САРАТОВ. БЫВШАЯ НЕМЕЦКАЯ


Улица уютная, как дом,
Как салон с диванами и пальмами.
Говорили, в общем, не о том
Фразами чужими и случайными.
Ты кому-то прокричал: "Привет!"
Здесь полно досужих завсегдатаев.
Не исчислить пролетевших лет –
Встреч нежданных здесь ждала когда-то я...
Улеглось, и только иногда
Черным ходом вниз без провожатого
Выхожу беспечно в никуда –
В сумерки ожившего Саратова.