Александр КУШНЕР
Санкт-Петербург
* * *
С.В. Волкову
Художник напишет прекрасных детей,
Двух мальчиков-братьев
на палубной кромке
Или дебаркадере. Ветер, развей
Весь мрак этой жизни,
сотри все потёмки.
В рубашечках белых и синих штанах,
О, как они розовы, черноволосы!
А море лежит в бледно-серых тонах
И мглисто-лиловых.
Прелестные позы:
Один оглянулся и смотрит на нас,
Другой наглядеться не может на море.
Всегда с ними ласкова будь, как сейчас,
Судьба, обойди их, страданье и горе.
А год, что за год? Наклонись, посмотри,
Какой, восемьсот девяносто девятый!
В семнадцатом сколько им лет,
двадцать три,
Чуть больше, чуть меньше.
Вздохну, соглядатай,
Замру, с ними вместе глядящий на мел,
И синьку морскую, и облачность эту.
О, если б и впрямь я возможность имел
Отсюда их взять на другую планету!
Двух мальчиков-братьев
на палубной кромке
Или дебаркадере. Ветер, развей
Весь мрак этой жизни,
сотри все потёмки.
В рубашечках белых и синих штанах,
О, как они розовы, черноволосы!
А море лежит в бледно-серых тонах
И мглисто-лиловых.
Прелестные позы:
Один оглянулся и смотрит на нас,
Другой наглядеться не может на море.
Всегда с ними ласкова будь, как сейчас,
Судьба, обойди их, страданье и горе.
А год, что за год? Наклонись, посмотри,
Какой, восемьсот девяносто девятый!
В семнадцатом сколько им лет,
двадцать три,
Чуть больше, чуть меньше.
Вздохну, соглядатай,
Замру, с ними вместе глядящий на мел,
И синьку морскую, и облачность эту.
О, если б и впрямь я возможность имел
Отсюда их взять на другую планету!
* * *
Счастлив, кто посетил сей мир.
Ф. Тютчев
Ф. Тютчев
Страны, как люди, с ума
Сходят. Безумие длится
Долго. Спускается тьма,
Что-то им страшное снится,
Камни летят из толпы,
Зданья горят и машины,
Казни, расстрелы, гробы,
Взрывы, аресты, руины.
Что это? Кто виноват?
Вирус? Большие идеи?
Пламенный лозунг? Плакат?
Мойры, медузы и змеи?
Религиозный надрыв?
Вождь и послушная масса?
Кто посетил — не счастлив.
Кто не родился — тот спасся.
Сходят. Безумие длится
Долго. Спускается тьма,
Что-то им страшное снится,
Камни летят из толпы,
Зданья горят и машины,
Казни, расстрелы, гробы,
Взрывы, аресты, руины.
Что это? Кто виноват?
Вирус? Большие идеи?
Пламенный лозунг? Плакат?
Мойры, медузы и змеи?
Религиозный надрыв?
Вождь и послушная масса?
Кто посетил — не счастлив.
Кто не родился — тот спасся.
* * *
Отгородясь от мира ясенем,
Кипящим за моим окном,
Как будто с чем-то не согласен я
И помышляю об ином,
Но под живой его защитою,
Как за зелёною стеной,
Я не срываюсь, не завидую,
Не рвусь, как воин, в вечный бой.
Я счастлив лиственным кипением,
Зелёным дымом без огня.
И Блок, наверное, с презрением
Посматривает на меня,
Но вечный бой, и гнев, и взвинченность
Ведут к такой большой беде,
Что лучше слабость, половинчатость,
Несоответствие мечте.
Кипящим за моим окном,
Как будто с чем-то не согласен я
И помышляю об ином,
Но под живой его защитою,
Как за зелёною стеной,
Я не срываюсь, не завидую,
Не рвусь, как воин, в вечный бой.
Я счастлив лиственным кипением,
Зелёным дымом без огня.
И Блок, наверное, с презрением
Посматривает на меня,
Но вечный бой, и гнев, и взвинченность
Ведут к такой большой беде,
Что лучше слабость, половинчатость,
Несоответствие мечте.
* * *
Дождь не любит политики,
тополь тоже,
Облака ничего про неё не знают.
Её любят эксперты и аналитики,
До чего ж друг на друга они похожи:
Фантазируют, мрачные, и вещают,
Предъявляют пружинки её и винтики,
Видно, что ничего нет для них дороже.
Но ко всем новостям,
завершая новости,
Эпилогом приходит прогноз погоды,
И циклоны вращают большие лопасти,
Поднимается ветер, вспухают воды,
Злоба дня заслоняется мирозданием,
И летит, приближаясь к Земле, комета
То ль с угрозою, то ли с напоминанием,
Почему-то меня утешает это.
тополь тоже,
Облака ничего про неё не знают.
Её любят эксперты и аналитики,
До чего ж друг на друга они похожи:
Фантазируют, мрачные, и вещают,
Предъявляют пружинки её и винтики,
Видно, что ничего нет для них дороже.
Но ко всем новостям,
завершая новости,
Эпилогом приходит прогноз погоды,
И циклоны вращают большие лопасти,
Поднимается ветер, вспухают воды,
Злоба дня заслоняется мирозданием,
И летит, приближаясь к Земле, комета
То ль с угрозою, то ли с напоминанием,
Почему-то меня утешает это.
* * *
А.В. Кулагину
Разве мы виноваты
в почтовых своих адресах,
В том, что улицы наши
имеют такие названья?
В городке под Москвой —
Карла Либкнехта, словно впотьмах
Выбирали его неизвестно кому
в назиданье.
Коминтерна, и Стойкости,
улица Красных Ткачей,
И проспект Октября,
и, ужасно подумать, Культуры!
Что мы сделали здесь
из единственной жизни своей?
Ночью звёзды недаром
над нами так скупы и хмуры.
И стесняется глупого адреса наш адресат,
Выводя аккуратно и чётко его на конверте,
Но с таким отвращеньем,
как будто и впрямь виноват,
Что преследовать будет его
этот адрес до смерти.
в почтовых своих адресах,
В том, что улицы наши
имеют такие названья?
В городке под Москвой —
Карла Либкнехта, словно впотьмах
Выбирали его неизвестно кому
в назиданье.
Коминтерна, и Стойкости,
улица Красных Ткачей,
И проспект Октября,
и, ужасно подумать, Культуры!
Что мы сделали здесь
из единственной жизни своей?
Ночью звёзды недаром
над нами так скупы и хмуры.
И стесняется глупого адреса наш адресат,
Выводя аккуратно и чётко его на конверте,
Но с таким отвращеньем,
как будто и впрямь виноват,
Что преследовать будет его
этот адрес до смерти.
* * *
Любимый прозаик считал, что Паскаля
Неплохо б читать и печатать в газете,
Газеты бы сразу разумнее стали,
За Бога и жизнь пребывая в ответе,
А в книгах с обрезом златым,
как пыльцою
Покрытых,
на верхней пылящихся полке,
Газетные новости лучше с ленцою
Читать, объявления и кривотолки.
Неплохо б читать и печатать в газете,
Газеты бы сразу разумнее стали,
За Бога и жизнь пребывая в ответе,
А в книгах с обрезом златым,
как пыльцою
Покрытых,
на верхней пылящихся полке,
Газетные новости лучше с ленцою
Читать, объявления и кривотолки.
* * *
Не пойти ли мне к сфинксам
фиванским у нас на Неве —
Грозноликие,
с чудною башенкой на голове,
Не спросить ли о чем-нибудь их
или лучше загадку
Попросить загадать,
словно бросить им вызов, перчатку?
И, снимая перчатку, подумать:
ну всё, я погиб!
Почему же погиб?
Разгадал же загадку Эдип,
Вдруг и я отгадаю —
над хмурой Невой крутобровой?
Иль за тысячи лет
никакой не придумали новой?
Или долгая жизнь ожидания
их превзошла?
Та загадочка простенькой,
будничной слишком была —
И чуть-чуть простодушной
глубокая кажется древность,
Или нет ничего удивительней,
чем повседневность?
Детство, взрослые годы и старость —
обычный удел.
Как они ни грустны,
потрясений бы я не хотел,
Революции я не хотел бы —
не лучше ли будни?
Сфинксы быть не велят безогляднее
и безрассудней.
фиванским у нас на Неве —
Грозноликие,
с чудною башенкой на голове,
Не спросить ли о чем-нибудь их
или лучше загадку
Попросить загадать,
словно бросить им вызов, перчатку?
И, снимая перчатку, подумать:
ну всё, я погиб!
Почему же погиб?
Разгадал же загадку Эдип,
Вдруг и я отгадаю —
над хмурой Невой крутобровой?
Иль за тысячи лет
никакой не придумали новой?
Или долгая жизнь ожидания
их превзошла?
Та загадочка простенькой,
будничной слишком была —
И чуть-чуть простодушной
глубокая кажется древность,
Или нет ничего удивительней,
чем повседневность?
Детство, взрослые годы и старость —
обычный удел.
Как они ни грустны,
потрясений бы я не хотел,
Революции я не хотел бы —
не лучше ли будни?
Сфинксы быть не велят безогляднее
и безрассудней.
* * *
Душа — элизиум теней
и хочет быть звездой.
Но звёзды знают ли о ней
в её тоске земной?
Они горят мильоны лет,
быть может, потому,
Что о душе
и речи нет у спрятанных во тьму.
Но, может быть, во тьме ночной,
в сиянье неземном
Звезда б хотела быть душой,
омытой летним днём,
И в хладной вечности своей,
среди надмирной тьмы,
Раскрыв объятья для теней,
быть смертною, как мы.
и хочет быть звездой.
Но звёзды знают ли о ней
в её тоске земной?
Они горят мильоны лет,
быть может, потому,
Что о душе
и речи нет у спрятанных во тьму.
Но, может быть, во тьме ночной,
в сиянье неземном
Звезда б хотела быть душой,
омытой летним днём,
И в хладной вечности своей,
среди надмирной тьмы,
Раскрыв объятья для теней,
быть смертною, как мы.
* * *
Питер де Хох
оставляет калитку открытой,
Чтобы Вермеер прошёл в неё
следом за ним.
Маленький дворик с кирпичной стеною,
увитой
Зеленью, улочка с блеском её золотым!
Это приём, для того и открыта калитка,
Чтобы почувствовал зритель
объём и сквозняк.
Это проникнуть в другое пространство
попытка, —
Искусствовед бы сказал
приблизительно так.
Виден насквозь этот мир —
и поэтому странен,
Светел, подробен,
в проёме дверном затенён.
Ты горожанка, конечно, и я горожанин,
Кажется, дом этот
с давних я знаю времён.
Как безыдейность
мне нравится и непредвзятость,
Яркий румянец и вышивка или шитьё!
Главная тайна лежит на поверхности,
прятать
Незачем: видят и словно не видят её.
Скоро и мы
этот мир драгоценный покинем,
Что же мы поняли,
что мы расскажем о нём?
Смысл в этом жёлтом, — мы скажем, —
кирпичном и синем,
И в белокожем, и в лиственном,
и в кружевном!
оставляет калитку открытой,
Чтобы Вермеер прошёл в неё
следом за ним.
Маленький дворик с кирпичной стеною,
увитой
Зеленью, улочка с блеском её золотым!
Это приём, для того и открыта калитка,
Чтобы почувствовал зритель
объём и сквозняк.
Это проникнуть в другое пространство
попытка, —
Искусствовед бы сказал
приблизительно так.
Виден насквозь этот мир —
и поэтому странен,
Светел, подробен,
в проёме дверном затенён.
Ты горожанка, конечно, и я горожанин,
Кажется, дом этот
с давних я знаю времён.
Как безыдейность
мне нравится и непредвзятость,
Яркий румянец и вышивка или шитьё!
Главная тайна лежит на поверхности,
прятать
Незачем: видят и словно не видят её.
Скоро и мы
этот мир драгоценный покинем,
Что же мы поняли,
что мы расскажем о нём?
Смысл в этом жёлтом, — мы скажем, —
кирпичном и синем,
И в белокожем, и в лиственном,
и в кружевном!