Ник РЕМУС
Родился в 1960 году в Ленинграде. Искусствовед, литературовед. Автор мнгочисленных публикаций.
Родился в 1960 году в Ленинграде. Искусствовед, литературовед. Автор мнгочисленных публикаций.
«ВЕНА»
История русских литературных кафе, кабачков, кабаре и клубов уходит корнями в начало прошлого века (а если говорить об их «далеких предках», то невозможно обойтись и без европейских предшественников/прототипов, прежде всего без парижского «Черного кота»). Названия литературно-артистических заведений 1910-х — начала 1920-х годов до сих пор у многих на слуху: «Бродячая собака», «Привал комедиантов» — в Петербурге; московские «Питтореск», «Стойло Пегаса», «Домино» и другие. В более поздние времена, во второй половине века двадцатого, в Питере появились — теперь уже легендарные — кафе на Малой Садовой и знаменитый «Сайгон», овеянные славой «кузницы кадров» для нескольких поколений выдающихся деятелей андеграунда, самиздатчиков, «Дворников и Сторожей».
8 декабря 2005 года в мини-отеле «Старая Вена», в бельэтаже дома, стоящего на пересечении двух старинных петербургских улиц, Малой Морской и Гороховой, состоялось представление поэтического сборника «Поэты, которых не было…» (Тексты, написанные от лица вымышленных персонажей. ХХ век: от Черубины де Габриак до Антона Компотова; Сост. И.О. Фоняков. СПб.: Изд-во Н. Куприянова совместно с изд. «Знак», 2005). Эта презентация положило начало «Венским вечерам», которым суждено отныне стать регулярными и войти в традицию. И с этого момента новую жизнь получила и старая «Вена» — когда-то весьма популярное, а ныне незаслуженно забытое заведение Ивана Сергеевича Соколова, закрывшееся в 1917 году. А в начале двадцатого столетия «Вену» иначе как «литературным рестораном», «меккой для поэтов, артистов, писателей, музыкантов и художников» и не именовали. Г. Ярон в своих мемуарах («О любимом жанре», 1963) среди постоянных посетителей ресторана «Вена» называет Аркадия Аверченко, Александра Куприна и Александра Блока. О посещении Блоком «Вены» вспоминают в 1907 году и В. Веригина (Воспоминания, 1974), и писатель А. Кондратьев (см. его письма Б.В. Беру: Литературное наследство, т. 92, кн. 3, 1982). Известно, что именно отсюда глубокой ночью была послана телеграмма на Малую Монетную, дом 9, где жил тогда Блок. В ней сообщалось, что Александра Александровича избрали «королем поэтов». Голоса за Блока отдали О. Мандельштам, В. Пяст, З. Гиппиус и Елизавета Кузьмина-Караваева. Последняя увековечила «коронование» поэта четверостишием:
8 декабря 2005 года в мини-отеле «Старая Вена», в бельэтаже дома, стоящего на пересечении двух старинных петербургских улиц, Малой Морской и Гороховой, состоялось представление поэтического сборника «Поэты, которых не было…» (Тексты, написанные от лица вымышленных персонажей. ХХ век: от Черубины де Габриак до Антона Компотова; Сост. И.О. Фоняков. СПб.: Изд-во Н. Куприянова совместно с изд. «Знак», 2005). Эта презентация положило начало «Венским вечерам», которым суждено отныне стать регулярными и войти в традицию. И с этого момента новую жизнь получила и старая «Вена» — когда-то весьма популярное, а ныне незаслуженно забытое заведение Ивана Сергеевича Соколова, закрывшееся в 1917 году. А в начале двадцатого столетия «Вену» иначе как «литературным рестораном», «меккой для поэтов, артистов, писателей, музыкантов и художников» и не именовали. Г. Ярон в своих мемуарах («О любимом жанре», 1963) среди постоянных посетителей ресторана «Вена» называет Аркадия Аверченко, Александра Куприна и Александра Блока. О посещении Блоком «Вены» вспоминают в 1907 году и В. Веригина (Воспоминания, 1974), и писатель А. Кондратьев (см. его письма Б.В. Беру: Литературное наследство, т. 92, кн. 3, 1982). Известно, что именно отсюда глубокой ночью была послана телеграмма на Малую Монетную, дом 9, где жил тогда Блок. В ней сообщалось, что Александра Александровича избрали «королем поэтов». Голоса за Блока отдали О. Мандельштам, В. Пяст, З. Гиппиус и Елизавета Кузьмина-Караваева. Последняя увековечила «коронование» поэта четверостишием:
Венский преступив порог,
Мы рекли — король наш Блок.
И решил премудрый рок,
Что король поэтов — Блок.
Мы рекли — король наш Блок.
И решил премудрый рок,
Что король поэтов — Блок.
Караваева вернула свой поэтический и человеческий долг Александру Блоку, приветившему ее, еще совсем юную, и посвятившему гимназистке Лизе, будущей «Матери Марии», следующие строки:
...Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту...
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту...
Александр Куприн считался главным магнитом «Вены». Часто он появлялся в компании своего неизменного спутника клоуна Жакомино (итальянца Джакомо Чирени, иногда гостившего у Куприна в Гатчине со своей собачкой Дики). Видели его в ресторане и со многими известными литераторами, художниками, музыкантами, актерами, цирковыми артистами, с прославленным русским богатырем Иваном Поддубным и летчиком Сергеем Уточкиным (порой они менялись ролями: Куприн говорил с пилотом о спорте и самолетах, а Уточкин беседовал с писателем о литературе, в которой разбирался не хуже, чем в авиации). Александр Иванович просиживал в «Вене» едва ли не все дни и ночи, отдавая дань Бахусу и «накачиваясь» впечатлениями, необходимыми для новых рассказов. Некоторые завсегдатаи ресторана считали Куприна кем-то вроде местного домового. Про него сочинили эпиграмму, ставшую впоследствии широко известной:
Ах, в «Вене» множество закусок и вина.
Вторая родина она для Куприна…
Вторая родина она для Куприна…
И сам Куприн, знаменитый писатель, автор «Поединка», «Свадьбы», «Гамбринуса», «Ямы» и других произведений, читаемых всей Россией, прославился в «Вене» не только шумными застольями, но и собственными стихотворными пародиями и эпиграммами. Например, в послании И.С. Соколову, «хозяину Венскому», он воспел его так:
…Губитель птичьих душ, убийца многих мяс,
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.
<…>
Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов…
Нет… «Вена» все-таки столица из столиц!
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.
<…>
Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов…
Нет… «Вена» все-таки столица из столиц!
А однажды съязвил и в адрес одного из самых знаменитых сатирических журналов:
Ночь темна… Часы так длительны,
Не до сна… какой уж сон,
Если даже усыпительный
Не помог «Сатирикон».
Не до сна… какой уж сон,
Если даже усыпительный
Не помог «Сатирикон».
Без редактора «Сатирикона» Аркадия Аверченко так же невозможно было представить себе «Вены», как и без Куприна. Аверченко с его коллегами- «сатириконцами» (он сам, А. Радаков и Ре-Ми имели в ресторане славу вечных «венских» аборигенов) являлся еще одним центром притяжения. Петр Пильский, инициатор и составитель литературно-художественного сборника «Десятилетие ресторана «Вена» (1913), писал: «Сатирическая компания сразу занимает три-четыре столика, и немедленно же начинается несмолкаемый «дебош». Остроты, эпиграммы, каламбуры сыплются как из громадного мешка. Одно пустяшное замечание, движение рукой, поза — все дает тему для остроумия — легкого, свободного, не натянутого».
Конечно, в «Вене» собирались не только литераторы. Здесь можно было встретить и депутатов парламента, и редактора «Биржевых ведомостей» Станислава Проппера, и удивительного клоуна Анатолия Дурова, и выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, и великолепного оперного артиста Леонида Соболева, и потрясающего певца Федора Шаляпина, и многих иных «звезд» Серебряного века.
В этом ресторане когда-то торжественно в присутствии самого Михаила Чигорина открывался «новый шахматный клуб». Тут устраивались приемы в честь именитых гостей, славили именинников и юбиляров (например, посетившего Петербург венгерского композитора Ференца Легара), а Аверченко, который, как вспоминает Тэффи, «многолюдно праздновал» свои именины, «дирекция «Вены» всегда подносила огромный торт с надписью шоколадными буквами «Аркадию Сатириконскому». Со временем в «Вене» образовался своего рода клуб столичной богемы — актеров, художников, музыкантов.
Но настоящую славу «Вене» принесли писатели и поэты. Одни из них, подобно А. Блоку, М. Кузмину, Л. Андрееву, Ф. Сологубу, А. Белому, О. Мандельштаму, В. Маяковскому, В. Каменскому, С. Городецкому, А.Н. Толстому, появлялись в «Вене» время от времени, кто реже, кто чаще; другие — А. Куприн, В. Тихонов (Мордвин), Б. Лазаревский, О. Дымов, А. Аверченко, Тэффи, С. Черный, П. Потемкин и другие «сатириконцы» — проводили здесь едва ли не каждый день. В феврале 1912 года в одном из кабинетов (по преданию, в девятом нумере; в «Вене» было 4 зала и 13 кабинетов), состоялось специальное выездное заседание эгофутуристов Игоря Северянина, Георгия Иванова, Константина Олимпова и Грааль-Арельского, основавших Академию эгопоэзии (Вселенский футуризм). Заседание было посвящено выходу первого номера газеты «Петербургский глашатай», которую издавал примкнувший к эгофутуристам Иван Игнатьев (И.В. Казанский).
Наследником и продолжателем «венских» традиций стал мини-отель «Старая Вена», вернее, его хозяева и их друзья-единомышленники. В память о тех временах, когда «Вена» являлась по-настоящему своим, теплым и уютным домом для представителей всех муз, решено было превратить мини-отель в своеобразный дом искусств. С недавних пор здесь проводятся поэтические чтения, устраиваются книжные презентации, выступают известные артисты, чтецы, музыканты.
Особое место должны занять вечера, посвященные посетителям и завсегдатаям прежней «Вены», событиям их необыкновенной жизни, полной невероятных приключений и трагических коллизий, и судьбам их творений — будь то стихи, музыка, скульптуры или картины.
В доме на углу Малой Морской и Гороховой собрана уникальная библиотека, составленная из произведений прославленных писателей Серебряного века. Специальный раздел начал складываться из книг «Клуба друзей старой «Вены», организованного здесь в начале 2006 года. Писатели, поэты, художники, приходящие на «Венские вечера», считают своим долгом пополнить библиотеку мини-отеля собственными творениями — романами, поэтическими сборниками и живописными альбомами.
Когда-то Ипполит Василевский (Буква), фельетонист и публицист, говорил о том, что будущие историки непременно отметят «венский» период русской литературы»…
Что ж, господа, «венский» период русской литературы — продолжается!
Конечно, в «Вене» собирались не только литераторы. Здесь можно было встретить и депутатов парламента, и редактора «Биржевых ведомостей» Станислава Проппера, и удивительного клоуна Анатолия Дурова, и выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, и великолепного оперного артиста Леонида Соболева, и потрясающего певца Федора Шаляпина, и многих иных «звезд» Серебряного века.
В этом ресторане когда-то торжественно в присутствии самого Михаила Чигорина открывался «новый шахматный клуб». Тут устраивались приемы в честь именитых гостей, славили именинников и юбиляров (например, посетившего Петербург венгерского композитора Ференца Легара), а Аверченко, который, как вспоминает Тэффи, «многолюдно праздновал» свои именины, «дирекция «Вены» всегда подносила огромный торт с надписью шоколадными буквами «Аркадию Сатириконскому». Со временем в «Вене» образовался своего рода клуб столичной богемы — актеров, художников, музыкантов.
Но настоящую славу «Вене» принесли писатели и поэты. Одни из них, подобно А. Блоку, М. Кузмину, Л. Андрееву, Ф. Сологубу, А. Белому, О. Мандельштаму, В. Маяковскому, В. Каменскому, С. Городецкому, А.Н. Толстому, появлялись в «Вене» время от времени, кто реже, кто чаще; другие — А. Куприн, В. Тихонов (Мордвин), Б. Лазаревский, О. Дымов, А. Аверченко, Тэффи, С. Черный, П. Потемкин и другие «сатириконцы» — проводили здесь едва ли не каждый день. В феврале 1912 года в одном из кабинетов (по преданию, в девятом нумере; в «Вене» было 4 зала и 13 кабинетов), состоялось специальное выездное заседание эгофутуристов Игоря Северянина, Георгия Иванова, Константина Олимпова и Грааль-Арельского, основавших Академию эгопоэзии (Вселенский футуризм). Заседание было посвящено выходу первого номера газеты «Петербургский глашатай», которую издавал примкнувший к эгофутуристам Иван Игнатьев (И.В. Казанский).
Наследником и продолжателем «венских» традиций стал мини-отель «Старая Вена», вернее, его хозяева и их друзья-единомышленники. В память о тех временах, когда «Вена» являлась по-настоящему своим, теплым и уютным домом для представителей всех муз, решено было превратить мини-отель в своеобразный дом искусств. С недавних пор здесь проводятся поэтические чтения, устраиваются книжные презентации, выступают известные артисты, чтецы, музыканты.
Особое место должны занять вечера, посвященные посетителям и завсегдатаям прежней «Вены», событиям их необыкновенной жизни, полной невероятных приключений и трагических коллизий, и судьбам их творений — будь то стихи, музыка, скульптуры или картины.
В доме на углу Малой Морской и Гороховой собрана уникальная библиотека, составленная из произведений прославленных писателей Серебряного века. Специальный раздел начал складываться из книг «Клуба друзей старой «Вены», организованного здесь в начале 2006 года. Писатели, поэты, художники, приходящие на «Венские вечера», считают своим долгом пополнить библиотеку мини-отеля собственными творениями — романами, поэтическими сборниками и живописными альбомами.
Когда-то Ипполит Василевский (Буква), фельетонист и публицист, говорил о том, что будущие историки непременно отметят «венский» период русской литературы»…
Что ж, господа, «венский» период русской литературы — продолжается!