Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Культурология


Евгений СТЕПАНОВ



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТУШКА КАК СПОСОБ НЕПОДЦЕЗУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Частушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово «частушка» впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье «Новые народные песни», которая была напечатана в 1889 году. [1]
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения». [2] Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, посвященной частушке, подчеркивает, что ее «содержание берется из текущей жизни». [3] Действительно, любое значительное событие в жизни страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре. Д. С. Лихачев писал: «Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)». [4]
Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские...) и т. п.
Тема этой статьи — политические частушки. Они, конечно, не так  популярны в народе, как прежде, но звучат не только в деревне, но и в городе.  Их можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах, их печатают в специализированных поэтических журналах, например, в ежемесячнике «Дети Ра».
Политические частушки очень часто персонифицированы. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров.

* * *

Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель закину
Через быструю реку! [5]

* * *

Ленин, Сталин, Ворошилов
И Калинин, старый пес,
Всю Россию погубили
И загнали всех в колхоз. [6]

* * *

Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ! [7]

* * *

Ах огурчики мои,
Помидорчики.
Сталин Кирова пришил
В коридорчике. [8]

* * *

Горбачев и с ним же Ельцин.
Что вы сотворили?
Сильный русский наш народ
По миру пустили. [9]

Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского «застоя»:

Все колхозники страны
Заявляют дружно:
— Мы за мир стоять должны,
Нам войны не нужно. [10]

Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Анатолий Стреляный писал:
«...такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку “При царе при Николашке Ели белые барашки…” или “Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…”, ошибается?» [10] Современные политические события рецептуально воспринимаются не только в официальных СМИ, но и в сети Интернет, в литературном творчестве, фольклоре. Воспринимаются, как правило, иронически, философски.
Любимые персонажи современных политических частушек — политические лидеры России и Украины.
Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском и российском обществах, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такую припевку:

* * *

Засудили нашу Юлю,
Юлечку-красавицу.
Янукович сало ест,
Ест и улыбается. [11]

Вместе с тем, звучала и другая частушка, диаметрально противоположного содержания:

Засудили нашу Юлю,
А пускай не дразнится.
Ну а х.ли, ну а х.ли,
Нам какая разница? [12]

Важно отметить, что циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций (как в вышеприведенном примере). Распрастраненные зачины частушек — «Ой, Семеновна», «Самолет летит», «О па, о па, такая чехарда»… Они, как правило, объединены общей темой.
Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле, это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность. Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-стишия.
…Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем, и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречается несколько вариантов одного текста. [13] Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации.
Частушки оказали влияние на целый ряд выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова. В настоящее время целый ряд авторов (например, Нина Краснова, Сергей Бирюков, Салават Кадыров, Елена Арс, Мария Панфилова, Николай Войченко, Фёдор Мальцев, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Василий Гыдов) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время. Но уже сейчас понятно, что частушка не умерла, она существует в народе и выполняет свою функцию — неподцензурной литературы.



Литература. Источники:

[1] См. об этом подробнее на сайте, посвященном Глебу Успенскому: URL: http//www.az.lib.ru›u/uspenskij_g_
[2] Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1987, с. 493
[3] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, URL: http//www.encycloped.narod.ru
[4] Д. С. Лихачев, «Поэтика художественного времени», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 246
[5] См. URL: http//www.shansonprofi.ru
[6] Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 760
[7] Там же. С. 760
[8] См. URL: http//www.forum.pravda.ru
[9] См. URL: http//www.hrono.ru
[10] Анатолий Стреляный, Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 754
[11] Частушка записана автором статьи в Украине, в поселке Коктебель, 7 сентября 2011 года. Исполнитель: баянист Алексей Полищук.
[12] Там же.
[13] Здесь уместно вспомнить слова фольклориста Б. Н. Путилова: «Составить более верное и полное представление о данном индивидуальном тексте можно имея серию записей; чтобы убедиться в том, что запись безусловно верна, что "моментальное" и "общее" совпадают, надо много раз прослушать исполнителя»; «Для исследователя, анализирующего тот или иной текст, либо группу текстов, несомненно важно знать, в каких условиях он был записан и как эти условия могли повлиять на характер текстов. К сожалению, история русской фольклористики располагает недостаточными данными по этим вопросам, а имеющиеся факты не систематизированы и не осмыслены». См.: Б. Н. Путилов, «Современная фольклористика и проблемы текстологии», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 235, 236