Современное русское стихотворение. 1992 — 2017
Антология; сост. А. Скворцов
М.: ОГИ, 2018
Любая авторская антология говорит, прежде всего, о том, кто ее составляет. О его вкусах, пристрастиях и т. д. Не стала исключением и антология поэта и филолога Артёма Скворцова «Современное русское стихотворение». В этой книге читатель обнаружит много интересного и даже курьезного. Например, выдающийся поэт двадцатого века Геннадий Айги, оказавший влияние на развитие мировой поэзии, представлен стихотворением, состоящим из двух строк. Больше составитель у Айги за 1992–2017 годы выбрать ничего не смог.
А что выбрал у других? Вот, например, стихотворение Владимира Иванова «Внутренний мир».
А что выбрал у других? Вот, например, стихотворение Владимира Иванова «Внутренний мир».
Вскрываем тут недавно чувака,
Ну, скальпель там, трепан… хи-хи, ха-ха.
Разрезали… Х.як! А там река —
Луна, камыш, рыбак у костерка…
Он нам: «Привет», а мы ему: «Пока»,
Ну, и зашили на х… от греха.
Ну, скальпель там, трепан… хи-хи, ха-ха.
Разрезали… Х.як! А там река —
Луна, камыш, рыбак у костерка…
Он нам: «Привет», а мы ему: «Пока»,
Ну, и зашили на х… от греха.
Ну что ж, возможно, это и есть современный уровень антологий… Обязательны мат, чернуха и т. п. Не надоело?
Но все-таки не будем о грустном. Есть в этой антологии и замечательные, на мой взгляд, стихи — Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, Александра Кушнера и Юрия Казарина, Дениса Новикова и Инны Кабыш, Ольги Сульчинской и Виктора Коркия…
Вот, например, стихотворение Андрея Вознесенского, напечатанное в журнале «Знамя» в 2003 году, почти двадцать лет назад. Абсолютно современное — во всех смыслах — произведение.
Но все-таки не будем о грустном. Есть в этой антологии и замечательные, на мой взгляд, стихи — Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, Александра Кушнера и Юрия Казарина, Дениса Новикова и Инны Кабыш, Ольги Сульчинской и Виктора Коркия…
Вот, например, стихотворение Андрея Вознесенского, напечатанное в журнале «Знамя» в 2003 году, почти двадцать лет назад. Абсолютно современное — во всех смыслах — произведение.
На берегу
В лучах заката меж морского скарба,
раздавленного кем-то, на спине
нашел я умирающего краба.
Перевернул. И возвратил волне.
Над ним всплывала белая медуза,
и он, горя клешнями под водой,
со дна, как герб
Советского Союза,
вздымался, от заката золотой.
В лучах заката меж морского скарба,
раздавленного кем-то, на спине
нашел я умирающего краба.
Перевернул. И возвратил волне.
Над ним всплывала белая медуза,
и он, горя клешнями под водой,
со дна, как герб
Советского Союза,
вздымался, от заката золотой.
В нескольких метафорических мастерских строчках — судьба страны, великой державы, умершей и желающей воскреснуть.
А это шедевр Булата Окуджавы, тоже напечатанный в «Знамени», в 1997 году.
А это шедевр Булата Окуджавы, тоже напечатанный в «Знамени», в 1997 году.
* * *
Что было, то было. Минувшее не оживает,
Ничто ничего никуда никого не зовет…
И немец, застреленный Лёнькой, в раю проживает,
и Лёнька, застреленный немцем, в соседях живет.
Что было, то было. Не нужно им славы и денег.
По кущам и рощам гуляют они налегке.
То перышки белые чистят, то яблочко делят,
то сладкие речи на райском ведут языке.
Что было, то было, И я по окопам полазил
и всласть пострелял по живым — все одно к одному.
Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?..
…А справиться негде. И надо решать самому.
Что было, то было. Минувшее не оживает,
Ничто ничего никуда никого не зовет…
И немец, застреленный Лёнькой, в раю проживает,
и Лёнька, застреленный немцем, в соседях живет.
Что было, то было. Не нужно им славы и денег.
По кущам и рощам гуляют они налегке.
То перышки белые чистят, то яблочко делят,
то сладкие речи на райском ведут языке.
Что было, то было, И я по окопам полазил
и всласть пострелял по живым — все одно к одному.
Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?..
…А справиться негде. И надо решать самому.
Как будто сегодня написанное стихотворение. И опять «надо решать самому» — что делать и как жить дальше?..
А закончить эти заметки об антологии Артёма Скворцова я бы хотел превосходным стихотворением Виктора Коркия, которое он напечатал в «Иерусалимском журнале» в 2015 году.
А закончить эти заметки об антологии Артёма Скворцова я бы хотел превосходным стихотворением Виктора Коркия, которое он напечатал в «Иерусалимском журнале» в 2015 году.
* * *
По закону вечности пролетят мгновения.
От любви останутся три стихотворения.
По закону памяти лишь они запомнятся.
Пустота разверзнется, очи тьмой заполнятся.
Видимо-невидимо — полное затмение.
Было или не было — все равно забвение.
Жизнь моя дурацкая, пьянь моя мертвецкая.
Думаешь — Арбатская, смотришь — Павелецкая.
Тьма придет великая — и падет Империя.
А вокруг — безликая темная материя.
Ветерка подземного слышу дуновение.
От меня останутся три стихотворения.
По закону вечности пролетят мгновения.
От любви останутся три стихотворения.
По закону памяти лишь они запомнятся.
Пустота разверзнется, очи тьмой заполнятся.
Видимо-невидимо — полное затмение.
Было или не было — все равно забвение.
Жизнь моя дурацкая, пьянь моя мертвецкая.
Думаешь — Арбатская, смотришь — Павелецкая.
Тьма придет великая — и падет Империя.
А вокруг — безликая темная материя.
Ветерка подземного слышу дуновение.
От меня останутся три стихотворения.
Так бывает, что и от иной антологии остается три стихотворения. Но это тоже немало. Поблагодарим составителя за внимание и любовь к поэзии.
Фёдор МАЛЬЦЕВ