Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгений СТЕПАНОВ

Евгений Степанов — литератор, поэт, прозаик, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатается с 1981 года. Публиковался в журналах «Знамя», «Нева», «Звезда», «Дружба народов», «Наш современник», «Урал», «Арион», «Юность», «Интерпоэзия», «Новый берег», «День и Ночь», «Дон», «Подъем», «Крещатик», «Слово», в альманахах «Поэзия» и «День поэзии», в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Труд», « Независимая газета», «Литературная газета» и во многих других изданиях. Автор нескольких книг стихов, вышедших в России, США, Болгарии, Румынии, а также книг прозы и научных монографий. Живет в Москве и поселке Быково (Московская область). Главный редактор журнала «Дети Ра», газеты «Литературные известия» и портала «Читальный зал». Лауреат премии имени А. Дельвига «Литературной газеты» и премии журнала «Нева» за лучшую поэтическую публикацию 2016 года.



ЗАМЕТКИ О КИНО
 
КОММУНИСТ

Смотрел в очередной раз гениальный фильм «Коммунист» (режиссер Юлий Райзман). Фильм этот очень непростой, многоплановый и неоднозначный. Долгие годы его воспринимали у нас в стране как идеологическую агитку, но это вовсе не так. Более того, я считаю, что этот реалистичный фильм во многом антисоветский. Вот Василий Губанов, которого блистательно играет Евгений Урбанский, агитирует идти людей на субботник. Никто не хочет. Вот машинисты остановили поезд, потому что у  них нет дров (топлива). А сами рубить дрова в лесу они совершенно не желают. Губанов их стыдит, но они даже не понимают толком, в чем их вина. Плохие люди? Да нет, не плохие. Люди как люди. Никто не хочет работать на дядю. Никто не хочет заниматься не своим делом. Это противоестественно. Да, есть герои, как Василий, который вызывает восхищение и любовь, есть святые, но их не много.
Неоднозначен и образ крестьянина-середняка Фёдора, мужа Анюты. Вроде бы и хитер, и жаден он, вычитает деньги за лампадное масло из Губанова, читающего по ночам «Манифест Коммунистической партии», и хлебом с салом не угощает знакомого, а меняет на ботинки. Ну что тут скажешь? Мироед да и только. Но когда погибает Василий, отбивший у него жену, именно Фёдор приглашает Анюту вернуться домой. А ребенка хочет усыновить. Каждый ли из нас способен на такие благородные поступки?
И еще. Как жила Анюта при Фёдоре? Ладный дом-пятистенок, хозяйство, запасы. Как она живет при новой власти? Она живет в бараке.
Словом, непростой фильм, пробирающий до кости, живой, настоящий. И всегда актуальный.



СТАРШИЙ СЫН

Постоянно думаю о замечательном и любимейшем фильме «Старший сын», который в 1975 году снял Виталий Мель-ников по пьесе Александра Вампилова.
Что получается?
А получается, что наивный, чудаковатый (на первый взгляд) пожилой провинциальный музыкант Андрей Гри-горьевич Сарафанов, верящий — сразу, не раздумывая, до глубины души! — в чудо, о котором ему рассказывает обманщик, оказывается на 100% прав. Да, Сарафанов прав.
Любовь в самом деле творит чудеса.
Любовь в самом деле Бог.
Любовь в самом деле доказывает, что все мы — единый организм.
Ведь ясно, что герой Караченцова (Володя Бусыгин) останется в доме Сарафановых, ясно, что женится на красивой и доброй дочке Сарафанова Нине, ясно, что он действительно его старший сын — как будущий зять.
И обманщик Володя, преображенный любовью, становится замечательным и родным человеком для необычной и высокой семьи.
Старший сын — это не только Володя Бусыгин.
Я думаю, что старший сын — это и сам Андрей Григорьевич Сарафанов. Старший сын Всевышнего. Для Небесного Отца мы все дети, мы все родные… Все родные…
Я думаю, что гениальный Вампилов и такой смысл закладывал в свою бессмертную пьесу.



РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВЕТСКОМ КИНО

В январе много смотрел телевизор. Была одна интересная передача про деньги в советском кино.
Сценарист А. Бородянский рассказывает: «За сценарий "Афони" я получил 21 тысячу рублей…»
Сценарист В. Мережко: «У меня на книжке было 152 тысячи…»
Не хочу идеализировать никакой строй, но однозначно советский период оценивать нельзя. Было там не только плохое, но и хорошее.