Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АНАТОЛИЙ ГРЕШНЕВИКОВ


депутат Госдумы РФ


ЗДОРОВЬЕ ВОЛГИ – ЗДОРОВЬЕ РОССИИ


Выступление на заседании Госдумы

Река Волга — это не просто символ России, неотъемлемая часть культурного кода страны, её истории, уникальный природный памятник, но ещё и экономическая артерия страны.
В бассейне Волги, составляющем 13% территории Европы, сегодня проживает более 60 млн человек.
В настоящее время техногенная нагрузка на великую реку в 8 раз выше, чем на водные объекты в среднем по стране. В бассейне Волги производится 45% промышленной продукции, около 50% сельхозпродукции и около 20% всего рыбного промысла. Это самым пагубным образом сказалось на экологическом состоянии реки, процесс загрязнения которой идёт высокими темпами.
Проблематика экологического оздоровления Волги стоит очень остро и приобрела общегосударственное значение, поскольку она исчерпала возможности по самоочищению.
Это явилось одной из причин того, что фракция “Справедливая Россия” выступила с предложением к правительству о принятии закона в защиту Волги, а также разработки федерального проекта по возрождению этой реки. При отчёте правительства Дмитрий Медведев дважды заверил меня и депутатов Госдумы, что закон о Волге будет обязательно принят. Однако закон так и не появился.
Между тем, только закон может отрегулировать комплекс мер по сохранению природных экосистем всего бассейна Волги, по восстановлению биоразнообразия реки, остановить процессы её деградации, которые создают значительные угрозы экобезопасности страны.
Хорошо, что разработан федеральный проект “Оздоровление Волги”. Но он ориентирован, в первую очередь, на ликвидацию источников загрязнения реки, потому сосредоточен лишь на строительстве очистных сооружений. Однако для полного оздоровления Волги одних мероприятий по очистке сточных вод явно недостаточно. Существенный вклад в ухудшение экологической ситуации в Волжском бассейне внесла предыдущая хозяйственная деятельность, в том числе осушение болот и уменьшение водоохранных зон, включая и масштабную, хищническую вырубку лесов. Для разрешения ситуации нужны долгосрочные программы по расширению водоохранных зон, по существенному ограничению лесопользования в них, по восстановлению ранее осушенных болот и обводнению торфяников. А это возможно только с принятием Закона.
Федеральный проект должен решить ряд важнейших задач, направленных на преодоление неблагоприятной экологической ситуации. Наиболее важная часть проекта — сокращение поступления в Волгу загрязнённых сточных вод.
Проект финансирует строительство очистных сооружений, но не финансирует канализационные сети. Но проложить эти сети тоже очень дорогое и финансово непреодолимое для муниципалитетов мероприятие. В итоге возникает патовая ситуация, так как строить объекты очистки сточных вод, не имея сетей, — бессмысленно. В проекте полноценно могут поучаствовать только те муниципалитеты, где уже были когда-то построены сети и очистные сооружения, но они пришли в негодность. А те населённые пункты, в которых нет ни очистных сооружений, ни сетей, оказываются вне проекта, и так и будут оставаться источниками загрязнения Волги.
Трактовка федерального проекта предусматривает снижение объёма отводимых в Волгу загрязнённых сточных вод с 3,17 км3 в год на начало 2018 года до 1,05 км3 в год к 2024 году.
Только в границах Ярославской области на Волге расположено 29 очистных канализационных сооружений, большая часть которых сбрасывает в Волгу сточные воды, не соответствующие требованиям санитарных норм. Физический износ и технологическая отсталость этих сооружений предопределяют их низкую эффективность.
Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу Волге, к 2024 году должно составить 43. К этому периоду из акватории должно быть извлечено и утилизировано 95 затонувших судов.
По годам предусматривается увеличение численности населения волжских регионов, условия жизни которого должны быть улучшены за счёт реализации конкретных мероприятий.
В соответствии со статистическими данными в рамках проекта “Оздоровление Волги” мероприятия выполнены в 2019 году на сумму 7,7 млрд рублей, что составляет всего 68% от объёма финансового обеспечения на этот год.
Отдельными регионами объёмы финансового обеспечения в прошлом году освоены полностью или почти полностью. Это Вологодская, Волгоградская, Московская, Саратовская области и Чувашская Республика.
Не приступали к выполнению мероприятий программы Костромская, Ульяновская области, у них 0% выполнения при выделении по обоим субъектам более 1,2 млрд рублей.
Не планировали что-то делать по этому проекту в 2019 году Астраханская и Ивановская области.
Ещё по ряду областей (Нижегородская, Тверская, Республика Татарстан и Марий Эл) неполное освоение выделенных средств произошло по различным причинам — позднее заключение контрактов, отсутствие заявок, неготовность проектно-сметной документации.
По Ярославской области более 1 млрд рублей было перенесено на 2020 год. К сожалению, запланированные деньги не вложены были в строительство городских очистных сооружений из-за безответственности региона и Минэкономразвития России.
Вся эта картина подтверждает, что вхождение в проект “Оздоровление Волги” проходит непросто — выделение средств идёт с определёнными трудностями, и ещё с большими трудностями происходит освоение этих денежных ресурсов.
Текущий год должен показать способность регионов решать задачи экологической реабилитации нашей великой реки.
Пагубное влияние на состояние Волги окажет планируемое строительство целлюлозно-бумажного завода на берегу Рыбинского водохранилища. Компания “Свеза” готовит проектно-сметную документацию. Выбрана площадка в пределах рек Суда, Молога и Шексна. Эти реки понесут отраву ЦБК в Волгу. Кому тогда нужна программа “Оздоровление Волги”, если впадающие в неё реки будут её отравлять?! Это похоже на театр абсурда. Тем более, по данным Ярославского центра по гидрометеорологии, в области не осталось рек с чистой водой — 57% рек отнесены к категории “очень загрязнены”, 14% — к “грязной”, 24 — к “загрязнённой”.
Страшно и другое. В области 40 тысяч больных раком. Ежедневно выявляется 15-20 онкобольных. В Рыбинске выросло число больных раком за год на 27,4%, в Брейтове — на 52%. Если там будет ЦБК, то регион станет могильником. И кому нужна будет целлюлоза? Хотя по проекту 96% её пойдёт на рынки Запада и Азии. Это похоже на колонию.
Повторяется история с загрязнённым Байкалом, где отходы ЦБК по сей день не утилизированы.
Экологическое состояние Рыбинского водохранилища очень уязвимо — это единственный водоём на всём Волжско-Камском каскаде, предназначенный для многолетнего регулирования стока.
По результатам многолетних исследований, проводимых Институтом биологии внутренних вод РАН, характер техногенного загрязнения экосистемы Рыбинского водохранилища подтверждает, что уже сегодня одним из основных загрязнителей этого уникального водоёма является Череповецкий промышленный узел. Это и крупнейшее в Европе металлургическое объединение “Северсталь”, химическое производство “ФосАгро” и другие предприятия. Ежегодно в Шекснинский плёс сбрасывается до 200 млн м3 загрязнённых сточных вод, содержащих высокотоксичные вещества.
При реализации проекта по оздоровлению Волги признана необходимость системного подхода к решению проблем антропогенного загрязнения.
Для восстановления нормального экологического состояния Волги необходимо очищать стоки не только промышленных и сельскохозяйственных предприятий, но и ливневые стоки с территорий городов. Хочется напомнить, что по состоянию на 2016 год из 60 млн человек, проживающих в Волжском бассейне, 48,8 миллиона человек живут в городах.
Не секрет, что по содержанию загрязняющих веществ эти сточные воды не уступают, а порой и превосходят производственные. Дождевые и талые воды несут с собой в водотоки почти всю таблицу Менделеева, ведь пыль и грязь с городских магистралей вбирает в себя большое число загрязнений современного города — от выбросов автотранспорта, труб предприятий до различного мусора. Не столь редки и случаи направления через систему ливневой канализации стоков малоэтажной индивидуальной застройки.
Мониторинг такого сброса сточных вод в реки явно недостаточен. А очистные сооружения механического типа, возводимые на ливнёвках современных городов, не решают, к сожалению, проблему качественной очистки этих сточных вод.
Эта комплексная проблема требует своего решения — как с технической, организационной, так и с правовой стороны. Без этого все принимаемые меры по нормализации экологического состояния водотоков, в том числе и Волги, останутся полумерами.
Планом мероприятий по реализации проекта “Оздоровление Волги” в 2019 году Миннауки России разработана Концепция по снижению поступления загрязняющих веществ с застраиваемых территорий, промплощади, земель сельхозназначения и т. д. Данный документ, подготовленный Институтом водных проблем РАН, ориентирован на снижение загрязняющих веществ диффузного стока.
Не менее актуальным становится вопрос практической реализации направлений, предложенных Миннауки России, по предотвращению негативного воздействия ливневых систем и обеспечению надлежащего технического состояния очистных сооружений.
Сегодня Концепция направлена на рассмотрение в Федеральное агентство водных ресурсов с целью выявления возможностей её внедрения в пилотных регионах. Фракция “Справедливая Россия” считает, что этого недостаточно для практической реализации всех необходимых мероприятий. Требуется привлечение и Минстроя России, поскольку здесь напрямую затрагивается сфера ЖКХ. Принятие всех этих мер по оздоровлению экологического состояния Волги направлено на сбережение этой великой реки. И времени на её экологическую реабилитацию у нас не так много.