Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Юрий БЕЛИКОВ
Yuri BELIKOV



ОДЕЖОНКА С ЧУЖОГО ПЛЕЧА,
ИЛИ ЭКСПРОМТОПОДОБНЫЕ
ШАРЖЕГРАММЫ

СХРОН ЮРОДИВОГО


Ловлю себя на мысли, что автобиографии по десятому, ежели не сотому, разу – скучны. Посему отсылаю желающих перечитывать перечень обывательских регалий в Википедию. А вот предварить публикацию этих экспромтоподобных шаржеграмм, пожалуй, надо. Сказанув эдакое, я пробую нащупать жанр. Меня часто представляют трагиком. В известной степени я им и являюсь. Но есть и другая сторона моих перевоплощений. Посвящённые (например, Женя Степанов) ведают, что Юрий Беликов может быть весёлым, непринуждённым, развлекающим себя и честную компанию мгновенными рифмованными откликами – шутливыми, а иногда и зело едкими. Эпиграммы ли это?..
Тот же Евгений Викторович отнёс их к разряду эпиграмм, поместив в составленную им антологию "Жанры и строфы современной русской поэзии". Но, с одной стороны, это ведь экспромты, даже – протяжённостью в пять строф (можете не верить), как "Диспансер для самых откровенных", а раз так, то не всякий экспромт грозит дотянуться до эпиграммы. С другой стороны, они – некое шаржированное прочтение той или иной личности или события. А шаржи и не должны отличаться фактографической точностью, как приличествует эпиграммам. Значит, всё-таки (сделаем ерша) это шаржеграммы.
Ваш покорный слуга словно бы примеряет одежонку с чужого плеча, превращаясь в шута или юродивого. Днём – трагик, а ночью... И – наоборот. Я, конечно, понимаю, что это – "не моя" одежонка. Я её, как бы это сказать... стесняюсь. Вышел на дело, а потом заныкал в схрон. Как зеркальное прочтение фамилии милого моему сердцу поэта Юрия Годованца. Годованец – это ЦЕНА ВОДОК.
Большинство своих шаржеграмм (о чём тоже знают посвящённые) я не записывал. Возможно, кто-то их запоминал. А если не запоминал, то по прошествии времени говорил мне, что это было "шедеврально". Готов поверить. Но я-то те образцы уже забывал. И, как не силился, воспроизвести не мог. Затем стал, пусть нехотя, нацарапывать на каких-то случайных листочках и заносить в комп. Представленное в альманахе – лишь толика из накопившегося. Но чую: одежонка с чужого плеча прирастает, становится родимой. Как заметил философ Георгий Гачев (светлая ему память!), когда я обратил внимание, что он ходит в какой-то излюбленно-поношенной, жёваной хламиде:
- Люблю старьё. В нём телу свободней...

Автор


ТРИ БОГАТЫРЯ


(Репродукция наших дней
незабвенной картины Виктора Васнецова)

Очами грозными горя,
сказал на паперти парнишка:
- В России три богатыря:
Прохан, Прилепа, Шаргунишка.


БАБА НА МОТОРЕ


(Как прозаик Алексей Иванов и телеведущий
Леонид Парфёнов
причудливым образом использовали Юлию Зайцеву,
которая сопровождала их во время съёмок фильма
"Хребет России".).

Вы, как я погляжу, больно ловки:
с упоительной влагой во взоре
два бугра разглагольствуют в лодке,
ну а баба сидит на моторе.

Всё видала река Чусовая!
Но чтоб два мужика, ёлы-палы,
токовали, у скал проплывая,
так что Юлия лезла на скалы?..

Захребетников всех поимённо
назовёшь ли? Но если спросили, -
то ещё Иванов и Парфёнов
на хребет взгромоздились … России.


СТОРОЖЕВАЯ ГУСЫНЯ


(Преображение москвички Людмилы Щипахиной,
утвердившей: "Мы – остаток России! /
Золотой генофонд!".).

В остатке числится Россия.
Но есть туда одна тропа...
На той тропе стоит гусыня,
и всех щипа-щипа-щипа...


ТРУСЫ В ПОЛЁТЕ


(История о том, как прибывший из Красноярска
на собор дикороссов в 2002-м году
поэт Александр Елтышев,
повесил на балконе гостиницы "Арктика"
постиранные трусы, а они совершили
головокружительный полёт над столицей нашей Родины.).

Над Москвой летят трусы
красноярского поэта.
Те трусы такой красы,
что Москва запомнит это.

Их повесил на балкон
Саня Елтышев в отеле,
но висеть им не резон –
и трусы его взлетели!

Что хозяин без трусов,
да пребудет шито-крыто,
только наш вердикт суров:
без хозяина – трусы-то!

Это значит, что трусы,
закружившие над нами,
пролетая по Руси.
быстро вылиняют в знамя.

Смотрит в небо стар и мал,
всяк – надеждою увенчан...
- "Елтышевы", - опознал,
пряча взор, довольный Сенчин*.

____________________________
* Роман Сенчин, он же автор романа "Елтышевы"


КРЕСТНЫЙ ХОД
В STEPANOFF-HAUS


(Кое-что о Союзе писателей ХХI века,
в коем ваш покорный слуга имеет честь состо-
ять с 25 августа 2011 года.).

Теперь Степанов – Президент.
В писательских Союзах – хаос.
А мы используем момент
и движемся в STEPANOFF-HAUS.

На переделкинском одре
разденут скоро нас до нитки.
А здесь – "Державин"* во дворе,
но 25 процентов скидки!

Друзья, прекрасен наш Союз!
Мы в нём уже обосновались.
Сюда вступил бы, я боюсь,
не только Пенев** – и Новалис.

А в Высший творческий совет,
где Кедров, Лесин и Коровин***,
вошли бы Лермонтов и Фет
с поименованными вровень.

Но я спрошу без дураков:
- Когда же нас подвигнет муза
шагнуть из всякого Союза
в Союз писателей веков?!

__________________________
* "Державин" - здесь эвфемизм из "Необычного литературоведения" Сергея Наровчатова, приводившего воспоминание Пушкина о посещении лицея Гаврилой Державиным, который первое что спросил, обращаясь к швейцару: "Где, братец, здесь нужник?"
** Пенев – принятый в Союз писателей ХХI века болгарский поэт .
*** Кедров, Лесин и Коровин – российские поэты нынешней формации.


ДИСПАНСЕР ДЛЯ САМЫХ ОТКРОВЕННЫХ


(Нечто вроде рецензии на новый выпуск антологии
"Свойства страсти" Сергея Даниловича Кузнечихина)

"Свойства страсти"! Ну чем не поэма вам?
Вплоть – до прозвищ, не только – до слова.
Что ни Тая, – воистину Немова,
что ни Ия, и та – Носочёва.

Здесь сплошная Краснова, Нутрихина.
Здесь Кутилов, а после – Блаженных.
Здесь избег Тимофеевский триппера,
ну а Ковда – апостол скаженных.

Здесь Таран – то ли Лев, то ли Боженька,
что за сорок-то лет в одночасье
помочился с азартом острожника
возле двери, где заперто счастье.

Здесь Монахов задвинул Малевича,
вызнав "Чёрный (меж ног) треугольник".
Здесь конфеток оставил маленечко
для подружек Степанов-угодник.

Хорошо, что не нравоучительна
этих "Свойств" вековечных основа…
Только жаль, что в стихах Кузнечихина
на сей раз "про гондоны" – ни слова.


НАШ ЧЕЛОВЕК В ПОЛИЦИИ


(Как живущий в Германии
поэт Вадим Ковда,
согласно одной из им же
оглашённых легенд,
работал в немецкой
полиции нравов,
а также о волшебстве его
двухколёсной тележки.).

Ковда работал в полиции нравов.
Ковда стучался в дома.
Ковда – налево. И Ковда – направо.
Ковда, он правда сама!

Если бы, люди, вы жили по Ковде,
вы бы подкову нашли…
Ковдою совесть свою успокойте.
Ковда есть совесть Земли.

Он на своей двухколёсной тележке
Землю вывозит к добру…

- И не к Чухонцеву вовсе Олежке,
а, куда надо, допру!..


ПЕРЕХОД В КЛАССИКИ


(Пристальное прочтение списка
обновлённой редколлегии
журнала "День и Ночь" образца
2020-го года.).

То сверху вниз, то снизу вверх
читаю список наново:
- Куда вы дели Шелленберг,
Курбатова, Степанова?

Мне отвечает Саввиных,
магистр журнальной пластики:
- Решили мы отправить их
куда повыше. В классики.


КНЯЖНА МЕРИ


(О классической тяге
и ностальгических перемещениях
поэта Марины Саввиных.).

На юге вечер – чёрен.
И крик во тьме: - Табань!
Марина, как Печорин,
чуть что – так на Тамань.

Там все мужчины – звери.
А ей зачем иных?
Глядит княжною Мери,
хотя и Саввиных.


НА ТРОИХ


(Поэту и психиатру Николаю Ерёмину,
описавшему свой исторический визит
из Красноярска в Москву, во время которого
он приноравливался к постаментам Пушкина и Гоголя.).

Пушкин смотрит на Гоголя.
- Что ты смотришь, пиит?
- Да с гранитного цоколя
вдруг Ерёмин сместит?

Что-то бродит он около
(чай, пришел не в театр?),
рассуждает про Гоголя,
говорит, - психиатр.

Гоголь смотрит на Пушкина:
- Что за прихоть и прыть?
Этот призрак запущенный,
видно, хочет строить?..

Пушкин молвил в беспечности
со своей высоты:
- Мы-то выпьем из Вечности.
Ну а, дяденька, - ты?


МУЗЕЙ В ЧУЖОЙ КВАРТИРЕ


(О том, как в квартире поэта Владислава Дрожащих
открылся музей Юрия Асланьяна, создателя романа
"Территория Бога".).

В квартире Дрожащих – музей Асланьяна.
Вот им позабытый пиджак.
Вот дверца от шкафа, снесённая рьяно.
Вот в угол упавший синяк.

Вот шарф. Вот подтяжки. Не так уж и много.
Но молвит смотритель: - Гляди!
Вот книга. Читай: "Территория Бога".
Прочёл?.. А теперь заходи.


В АЛЬБОМ АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ


(О директоре Пушкиногорья Георгии Василевиче,
который благословил юных пиитов Илья-премии
подвернувшимся под руку альбомом.).

Не было Евангелья – альбом
у него в руках, но делать неча:
крестят в сочетании любом,
если ты не Иоанн Предтеча.

Главное, чтоб очи – в линзе слёз:
этого довольно салабонам.
И тогда Курбатов произнёс:
- Василевич может и альбомом!..


ПЛЕЧИСТЫЕ ДЕВЫ


(Воспоминание о том, как автор сих постыдных строк,
сопровождавший лауреатов Илья-премии из Переделкино,
попеременно падал на хрупкие плечи двух юных поэтесс –
Наташи Санеевой и Марины Акимовой)

Мне сегодня всё едино –
что свеча, что алыча.
Но Наташа и Марина –
нынче два моих плеча.

Нет меня страшней и краше –
я взаправдашний мужик.
Упаду я на Наташу,
чтоб Марину вспомнить вмиг.

Я Наташу отодвину.
Стану думать: "Как мне быть?"
Упаду я на Марину,
чтоб Наташу не забыть.


ПОТЕРЯ ПЯТОЙ ТОЧКИ


(Об экс-распорядительнице пермской газеты "Звезда"
Надежде Агишевой, которая притормозила
выход её литературного приложения "Лукоморье"
после публикации в нём невинных строк
пролетарского поэта Николая Глумова:
"Согрето девичьим задком / Трамвая жёсткое сиденье…".).

Надька Агишева – чудо:
всем она даёт совет.
Всё у Надьки есть покуда,
но… задка у Надьки нет.

Как же так? Ведь люди сами,
кто поширше, кто на треть,
рождены вертеть задками.
Ну а Надьке чем вертеть?

Надька денежки считает –
жизнь с Андрюхою сладка…
Но Андрюха-то не знает,
что у Надьки нет задка.


РАЗИНУТАЯ СТЕПЬ


(Тайная миссия пролетарского поэта Николая Глумова,
чьи переложенные на музыку вирши могли бы изменить
социально-политическое положение России.).

Видать, Россия не подумала,
чтобы Рубальскую ей спеть.
А ну, Россия, спой-ка Глумова
во всю разинутую степь!


ХРЕСТОМАТИЯ НОВИЗНЫ


(О живущем в Томске поэте Николае Игнатенко
и журнале "Сибирские Афины", где тот – в одном номере –
был представлен в двух ипостасях:
сначала как Игнатенко "хрестоматийный и аррогантный",
а после – как Игнатенко "новый")

Игнатенко – он не аррогантен.
Эрогенен он и элегантен.
А ещё он может быть стихийным,
но к аскезе праведной готовым.
Поживи-ка, брат, хрестоматийным –
поневоле сделаешься новым.


ДВА ОРДЕНА


(Пермский прозаик Виталий Богомолов стал кавалером
Ордена Достоевского двух степеней,
сперва – второй, а уж потом и первой.).

Слышал я довод из доводов веских,
или, быть может, прикол из приколов, -
мол, в Богомолове – два Достоевских,
а в Достоевском – один Богомолов.


ПРЕМИАЛЬНЫЙ МАЯТНИК


(Как номинант на Нобелевскую премию
Константин Кедров
стал лауреатом южнокорейской
премии Манхэ.).

У Кедрова – Манхэ?
За Кедровым скорее!
Нигде иначе – кхе! –
а токмо лишь в Корее.

Коль есть у Мана хэ,
зачем ему Манхеттен?
А получил Манхэ –
и можешь жить МанФетом.

Остались не у дел?..
Болтаетесь на рее?..
Кто в Швецию хотел –
найдёт себя в Корее.


ОДИН – ЗА ВСЕХ


(О сыгранных и несыгранных ролях
актёра Сергея Безрукова,
а также об ослепительной
причине его неудач.).

Он Моцарта, он Пушкина играл,
Га-Ноцри и царя огодунелого...
Но всюду выдавал его оскал –
крысиная улыбка Саши Белого.


ВЫВИХ МЫСЛИ


(Чудная обмолвка в "Литературной газете"
критика Льва Пирогова,
заявившего, что у него "встала на место
какая-то вывихнутая из сустава мысль".).

Быть может, я сказать не вправе,
но вот суждение моё:
у Пирогова мысль – в суставе,
и то он вывихнул её.


РАЗГЛАШЕНИЕ ПСЕВДОНИМА


(О том, как Анастасия Ермакова
время от времени оборачивается
на страницах "ЛГ"
Аглаей Златовой.).

Злата маска, я вас знаю!
То ли к счастью, то ль к несчастью,
западая на Аглаю,
обнаруживаешь Настю.

- Ермакова? Кто ж такая?
- Вы бы Златову спросили.
- Почему ты не Аглая?! –
говорю Анастасии.

Вновь мечту мою согнали.
Вновь иллюзии лишаюсь.
Но сорвать парик с Аглаи
отчего-то не решаюсь.


ОСТРОВА ВЕЗЕНИЯ


(О поэте Игоре Панине, авторе книги
"Мёртвая вода",
написавшем на таиландском острове
Пхукет "Завещание" –
одно из лучших своих стихотворений.).

Сошлите Панина на остров на Пхукет!
Мне было знание:
лишь только там возвысился поэт
до "Завещания".

Сошлите Панина ну хоть на Сахалин!
С разбитой мордою
чтоб воскресил себя сей господин
"Водою мёртвою".

Пивнушка – чем не остров? Вот туда
сошлите Панина,
чтоб грянула: "Где "Мёртвая вода"?! –
его компания,

и молвила, исполненная грёз,
его хозяюшка:
- Ты что мне за квитанцию принёс?
- Талант, Аглаюшка…


РОКИРОВКА СВЕТИЛ


(Как Игоря Панина в одночасье сменила в "ЛГ"
на посту редактор отдела литературы Ольга Шатохина.).

Солнце русской поэзии – Панин –
закатилось. И стала видна
на переднем поэзии плане
О. Шатохина. Будто луна.


ДЕСНИЦА В ГИПСЕ


(О роковой случайности, остановившей прибытие
из Москвы в Пермь
на Чечёткин-фест поэта Марины Кудимовой.).

Ты боли, башка, гуди, моя!
Зря ли, что ль, слывёшь кудрявою?
По дороге в Пермь Кудимова
поломала руку правую…

Ох, не спится мне, томится мне!
И трещат чечётки шустрые:
- Что содеяно десницею,
сотворяем нынче шуйцею?..


УЛЁТНОЕ


(Как удалился в США главный редактор
"Литературной газеты"
Юрий Поляков во время моего приближения к Москве.).

Улетает в Штаты Поляков –
так ему положено по штату.
Говорят, мелькнул – и был таков:
бросил переделкинускую хату.
Потому что Беликов грядёт!
Он уже приблизился к столице.
Поляков садится в самолёт,
чтоб скорей от Беликова скрыться.
Лучше уж засесть в "Демгородке"
иль "Грибным царём" – на Амазонке,
лучше уж – "Козлёнком в молоке",
или даже – молоком в "Козлёнке",
чем столкнуться с Беликовым – он,
как неумолимая расплата…

В Штаты! В Штаты! В Штаты! И вдогон
пригрозить, что Беликов – вне штата!


СМЕНА ОБУВИ


(Как поэт и совладелец базы отдыха
"Уральская вотчина"
Владимир Балашов перепутал
мои башмаки со своими.).

Вове Балашову велики
Беликова Юры башмаки.
Я промолвил: - Не тушуйся, Вова!
Наставленье не сочти за труд:
башмаки, глядишь, и подойдут,
коль носки наденешь Тюленёва.

городПермь