Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Книжная полка Эмиля Сокольского



Книжная полка Эмиля Сокольского


Мария Степанова, "Против лирики"
М.: "Издательство АСТ", 2017


Сборник большой, свыше четырехсот страниц; в него включены стихи 1995 — 2015 годов, но моя задача ограничиться несколькими словами, поэтому выскажу самые главные впечатления. В общем, главное — уже есть в самом названии и в авторском эссе, завершающем книгу. Выделю основное: современной поэзии следует отказаться от "я" и "мы" — хотя бы потому, что "все то, что составляет территорию индивидуального, не нуждается в подписи, чтобы быть узнанным"; современная поэзия должна вывести читателя за пределы его самого, поделившись открытиями, озарениями, новым для автора и читателя опытом.
"Против лирики" и демонстрирует нам такой опыт; но что же в нем нового? Только одно: присущая именно этому автору легкость слога, ирония и юмор, не знающие устали, заигрывание со стихотворными формами русской сентиментальной "поэзии чувства", с античными мотивами, игривые вкрапления архаизмов и псевдоархаизмов, обыгрываемых строчек из классики, лукавые пейзажные зарисовки в духе мирискусников, изредка — налет сюрреализма. Это, конечно, много. Ничто не всерьез; вот пример — сразу же из начала книги:

Сирень под вечер выбирала
И мыльным веником несла.
Лицом к земле она цвела
И я ее не уважала,

Таща домой — вниз головою —
Небезупречное живое.

Усну ли пьяная в кустах,
Очнусь глухой и безобразной —
И прянешь ты лизнуть в уста,
Как пудель ласковый и грязный.

Ни одного лишнего слова, каждое — емкое, сочное, зримое, весомое, передает оттенки настроения; отчасти — чувственное. Так и читаешь Степанову страницу за страницей — а таким стихотворениям конца нет. Конечно, у постмодернистских текстов немало верных поклонников; но сколько может выдержать такой читатель, кому одного постмодерна — мало? Отложить бы книгу — да останавливает только то, что ждешь подтверждения словам, сказанным автором в конце книги (в упомянутом уже эссе): "Стихи передвигаются гигантскими рывками, выдергивают себя из привычной и плодородной почвы, отрицая (отрясая) саму землю, за которую только что держались". К чему же приходит автор? К жесткому балладному "военному", нарочито детски-примитивному ритму, к пародии на фольклор, включая русские плачи и приблатненную речь, к обильным цитатам из песен русских народных, революционных, времен Великой Отечественной (ну а вообще-то цитаты проходят через всю книжку). Что это — ирония? Насмешка? Не верится: в поэме "Война зверей и животных", завершающей книгу, Степанова размышляет о судьбе России; какие уж тут шутки… Значит, именно такой язык ей видится единственно необходимым. Ведь у нее все — "против лирики"…
Мария Степанова — безусловно, поэт поиска, и книгу эту нужно читать не залпом, чтобы услышать, как меняются модуляции ее голоса в сторону большей свободы и раскованности. Но — большей ли естественности и непосредственности? Не думаю; но я всего лишь — один из читателей, частное лицо, не претендующее на окончательность мнения. Но интересно вот что: ну хорошо, задачи, отмеченные в эссе-манифесте, выполнены; станет ли единожды прочитавший Степанову возвращаться к тем же стихам? Да, мне на самом деле это интересно!