Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Юлия Андреева. «Галина Вишневская. Пиковая дама русской оперы».
М.: Алгоритм, 2017
(Сер. «Неповторимая»)

Московское издательство «Алгоритм» сделало читателям необыкновенный подарок — серию «Неповторимая», куда вошли биографии выдающихся женщин — актрис, танцовщиц, певиц, фамилии которых знакомы каждому культурному человеку.
Например, Галина Вишневская, биографию которой под названием «Пиковая дама русской оперы» представила нам Юлия Андреева. Выбор персонажа восхищает: чтобы писать о такой сильной женщине, как Галина Вишневская, нужно и автору быть очень сильным человеком. А как иначе понять свою героиню, чтобы донести ее образ до читателя?!
Образ Вишневской сложный и неоднозначный. Сложны и неоднозначны ее отношения с властью. Кто-то в восторге от голоса и жалеет великую певицу, вынужденную уехать, а кого-то коробило, что она фактически изменила Родине, сбежала с мужем за границу. Что же на самом деле?
На самом деле жизнь значительно интереснее и запутаннее, чем могут придумать даже писатели-фантасты. Жизнь Галины Вишневской – особенно.
Биография, написанная Юлий Андреевой, написана так, что после прочтения хочется обсуждать только перипетии судьбы героини, но не то, как составлена книга. Технических моментов просто не замечаешь, погружаясь в сложную судьбу оперной примадонны.
Пролог с первых строк захватывает и вовлекает читателя в суровую драму прощания — отъезда величайшего виолончелиста эпохи и мужа Вишневской Мстислава Ростроповича на гастроли за границу. Эмоциональное напряжение тяжелой сцены, созданное Андреевой, не отпускает до конца книги.
Все события непростой жизни Вишневской поданы Андреевой таким образом, чтобы показать путь, сформировавший характер великой певицы; объяснить, как повлияло окружение — окружение близких людей, окружение на уровне театра, города, страны. Нет! Юлия Андреева ни в коем случае никому не навязывает своего мнения. Она только излагает факты, выявляет взаимосвязи между событиями, людьми, логически обосновывает те или иные поступки своей героини. Только объективный взгляд на вещи, только объективная информация. А как оценивать поступки Вишневской, это полностью отдается на откуп читателю.
Как бы чувствовал себя читатель, если бы с детства не был нужен своей матери? Кем бы вырос, со школьной скамьи ощущая свой талант, свою избранность? Как выдержал бы в подростковом возрасте гнет «шпионских страстей», когда врага видели в каждом втором, по ночам увозили соседей неизвестно куда и за что, когда приходилось постоянно ожидать, а не придут ли завтра уже не к соседу? А потом началась война, блокадный Ленинград и первая любовь. А если еще нет спасительного таланта – голоса, который позволял хотя бы на время погружаться в мир, о котором можно только мечтать. И постоянная бедность.
Но не стоит бледно пересказывать то, что так ярко описала Андреева. Тяжелое становление таланта, борьба с завистниками, поиск места в жизни. Судьба обычная и необычная одновременно. Ведь об одном и том же можно рассказывать по-разному. Юлия Андреева динамично излагает шаг за шагом, показывает, как Вишневская из экспрессивной, патриотично настроенной пионерки превращается в оперную диву мирового масштаба, гордую и не готовую подчиняться политическим дрязгам. В изложении Андреевой доминируют факты и логика, так что мотивация Вишневской в тех или иных поступках не вызывает сомнений. Вишневская поступала так и только так, как ей позволяло ее воспитание, ее воззрения. И ни в каких оправданиях эта великая певица и женщина не нуждается. Достаточно замолвленного историей словечка, особенно написанного так честно и искренне, как это сделала Юлия Андреева в своей книге «Галина Вишневская. Пиковая дама русской оперы».
Как и все книги серии «Неповторимая», биография Галины Вишневской проиллюстрирована большим количеством фотоматериалов. Это не просто портреты певицы, ее родных и близких, это отдельная фото-биография.
Заканчивается книга примечаниями, которые не только уточняют, что представляют собой те или иные упоминаемые в книге лица, но и создают дополнительный портрет эпохи, эффект «присутствия» в данном временном срезе.
«Пиковая дама русской оперы» — не просто биография Галины Вишневской, это высокохудожественное произведение, объединяющее в себе элементы детектива, драму, исторический роман, временами даже абсурд. Соответственно, и интересна эта книга будет довольно широкому кругу читателей.

Татьяна БЕРЦЕВА