Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЕВГЕНИЙ САВЧЕНКО


губернатор Белгородской области


О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ



Выступление на Всероссийском экономическом собрании


В чём особенность нынешнего развития России? Что её отличает от предыдущих периодов новейшей истории?
Ответ очевиден. Особенностью нынешнего состояния российского общества является высокая степень общественной консолидации. Она беспрецедентна за последние 25 лет.
Не вдаваясь в причины сплочённости общества, — они тоже очевидны, — хочу сказать, что консолидация — это очень важный социальный ресурс, который легко можно конвертировать и в экономический рост и повышение качества жизни людей, и в политическую и социальную стабильность, и, в конце концов, в необратимый процесс солидаризации общества — конечной цели общественного развития.
Однако для запуска этого механизма позитивных преобразований нужны действия. Единение, консолидация без действий не имеет смысла. Поэтому отсутствие или промедление с принятием решений по запуску проектов, обеспечивающих экономический рост, — главный риск нашей страны, ибо консолидация — это горючий материал, который быстро перегорает и превращается в апатию и равнодушие.
Хочу обратить внимание, уважаемое собрание, на ещё одно важное обстоятельство. В нынешней обстановке, принимая те или иные решения по оживлению экономики, очень важно учитывать конечных бенефициаров. Экономические выгоды от роста экономики, как известно, можно обеспечивать как в интересах всего народа, так и в интересах ограниченной его части, что зачастую происходило в новейшей истории страны и привело к глубочайшей диспропорции в доходах между богатыми и бедными. Поэтому сегодня в интересах стабильности нам нужны такие проекты, где основным выгодоприобретателем станет большинство населения.
В этой связи предлагаю реализовать два национальных проекта, о которых я говорил в своём докладе на Госсовете ещё два года назад. Сразу оговорюсь — проекты эти экономически окупаемые в среднесрочной перспективе.
Итак, первый проект — это строительство автомобильных дорог: до 2025 года представляется возможным построить в стране не менее 50 тысяч километров современных автобанов, соединив ими не только региональные центры, но и большинство районных. При стоимости современной четырёхполосной, соответствующей всем современным стандартам дороги примерно в 200 млн рублей за 1 км, — а это более 3 млн долларов (в Китае — в 1,5 раза дешевле), потребуется 10 трлн рублей.
Расчёты показывают, что затраты на строительство дорог окупились бы до 2030 года дополнительными поступлениями в консолидированный бюджет страны от ежегодного роста ВВП на 5% только за счёт факта наличия качественных дорог. Если кого-то при реализации данного проекта смущают риски инфляции, то можно легко включить механизм стерилизации избыточной денежной массы.
Второй проект, который давно стучится во все двери, — это расширение в стране масштаба индивидуального строительства жилья. Необходимо поставить конкретную задачу: ежегодно вводить не менее 1 млн усадебных домов, а это 130—150 млн квадратных метров или в 2 раза выше нынешнего уровня, включая многоэтажное жильё.
За десять лет четверть россиян можно переселить в собственные дома, значительно при этом ослабив проблемы ЖКХ, которые возникают при строительстве многоэтажных жилых домов, а одновременно решить демографическую проблему, а также — внимание! — представляется возможным выстроить разумную расселенческую политику в России, которая в последние годы приобрела просто уродливые формы и является угрозой сохранения территориальной целостности России.
Хочу внести ясность и об источниках финансирования этих проектов (это 3—4 трлн рублей ежегодно). Во-первых, это домонетизация экономики, потенциал которой оценивается в 15—20 трлн рублей, а во-вторых, в случае необходимости — целевой эмиссионный кредит (денежное смягчение). Под хорошие и хорошо администрируемые нацпроекты финансовые ресурсы всегда найдутся.
Запустив только эти два проекта, мы создадим мультипликативный эффект экономического роста на ближайшие 10 лет не менее 5—7% в год, а укрепление при этом социальной стабильности и национальной консолидации российского общества как следствие реализации в интересах всех россиян предложенных проектов вообще трудно переоценить.
И последнее, о чём хотелось бы сказать. Мы должны думать не только о дне сегодняшнем, но и о перспективе. Поэтому есть только один способ обеспечить в ближайшем и особенно отдалённом будущем конкурентоспособность страны, её экономический и социальный прогресс — развивать отечественную науку.
В этой связи возникает необходимость кратного увеличения её финансирования. И решать эту проблему необходимо не столько за счёт увеличения бюджетного финансирования, сколько корпоративного.
С этой целью целесообразно, чтобы каждая крупная компания с объёмом реализации 5 млрд рублей в год и выше имела своё инновационное подразделение, будь то лаборатория, конструкторское бюро, инжиниринговое подразделение или научно-исследовательский центр, как это принято в западных компаниях, где, кстати, половина и более научных исследований финансируется не государством.
А в структуре стоимости западных компаний примерно половина приходится на стоимость нематериальных активов, а это НИОКРы, ноу-хау, опытные образцы, модели и так далее. У отечественных же компаний стоимость нематериальных активов, к сожалению, равна практически нулю (если не считать стоимость брендов и торговых марок).
В этой связи необходимо законодателям и правительству РФ создать стимулы и мотивировать крупный бизнес вкладываться в инновации. Тем более это отвечает и стратегическим интересам крупного бизнеса. Размер корпоративных вложений в науку должен измеряться, на мой взгляд, сотнями миллиардов рублей, а это в разы превышает уровень бюджетного финансирования в настоящее время.
За счёт корпоративного финансирования на принципах государственночастного партнёрства начнёт развиваться и наша академическая, отраслевая и университетская наука, а самое главное, прекратится утечка мозгов — основного капитала страны.
Реализовав, уважаемые коллеги, только 3 предложения, через 10 лет Россия станет и единой, и справедливой, а главное — страной, ставшей на путь построения солидарного общества.