Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Зачем нужен патриотизм,
откуда он берётся и почему в книге о нём не будет сказано ни слова.

Есть вопросы настолько банальные, что их даже риторическими не назовёшь – почему снег белый, вода мокрая, земля – круглая… Если ребёнок долго надоедает с подобными "почему", ему просто говорят: так устроен этот мир и другого не бывает. Однако, в особых, проблемных, кризисных положениях над такими сюжетами приходится задумываться и искать вполне определённые, научно выверенные ответы. Похожая ситуация сложилась у нас вокруг понятия "патриотизм". Патриотизм, который столетие назад почти всей Россией воспринимался как очевидная культурная норма, сегодня значительной частью общества утрачен. Многим он представляется смешным, устаревшим предрассудком.
Однако давайте вместе задумаемся и беспристрастно ответим на вопросы последних десятилетий – почему мы теряем наши территории, почему миллиарды долларов уходят из страны, почему наши спортсмены проигрывают в международных соревнованиях? Почему десятки тысяч российских сирот вывезены в США и ни один американский ребёнок не усыновлён у нас, почему 80% докторов наук уехало за рубеж? Конечно, вы скажете, что это связано с нашей ненормальной экономической ситуацией, с отсутствием законов, с отвратительной работой чиновников и будете совершенно правы. Но ведь все предлагаемые объяснения тесно связаны с более глубоким процессом – разрушением патриотизма.
Если в воздушном шаре нагревательная установка интенсивно подаёт горячий газ, шар будет уверенно парить над землёй, а если огонь вдруг погаснет, гондола неизбежно упадёт на землю. Если в помещении, где есть болезнетворные бактерии, находятся разные люди, те, у кого крепкая иммунная система на инфекцию не отреагируют, а те, чьё здоровье подкошено, добавят себе хлопот. Патриотизм – это и есть иммунная система общества. Это тот нагреватель, который надёжно поднимает вверх. Почему же он не работает у нас.
Почему наш патриотизм улетучился, что его разрушило и можно ли его восстановить? В физике один из критериев истины – "принцип красоты". Если новая теория может быть изложена чётко, ясно, логично, она, скорее всего, окажется и истинной. Иначе говоря, красота возникает как самостоятельное и органичное дополнение истинности. Похожая ситуация существует и с патриотизмом. В нормально сложенном государстве, в правильно функционирующей социальной системе гражданский патриотизм возникает сам собой. Подобно сильной иммунной системе, он является естественным следствием правильной социальной организации. Нормальный патриотизм не формируется искусственно, через гослозунги, плакаты и подготовленные властями митинги. Более того, навязчивая пропаганда официальных идеологем не только контрпродуктивна, но и оказывается верным показателем авторитарно-тоталитарного характера власти.
Итак, из сказанного следует, что без патриотизма нормальное общество обойтись не может, причём патриотизм и является следствием правильной общественной самоорганизации. И поскольку патриотизм пребывает у нас в угасающем состоянии, необходимо разобраться с существующим социальным устройством, точнее, со сбоями и нарушениями в этом устройстве. Иначе говоря, предмет этой книги – не взывание к патриотизму, но исследование ключевых идей, ценностей, социального устройства российского общества. Нам предстоит по-новому рассмотреть, философски исследовать маршрут, пройденный Российской цивилизацией от её зарождения до современности. Наша цель – обнаружить точки сбоя, определить места разрыва и найти способы их устранения.
Завершая предисловие, хочу сделать ещё несколько пояснений. Слово "патриотизм" в последние десятилетия приобрело разное звучание и разное значение. Позиция автора не имеет ничего общего ни с "националпатриотами", ни с "коммунопатриотами", ни с прославляющими власть "госпатриотами". В России всегда существовал патриотизм почвеннический, он предполагал уважение ко всем ближним и дальним странам, но особые чувства, особое отношение формировал к своим соотечественникам, где бы они не находились, к своему языку, истории, культуре. Так любящая мать переживает за ребёнка больше, чем он сам, да и радуется за него сильнее всех других. Почвеннический патриотизм, скажем об этом ясно и прямо, и есть тот ракурс рассмотрения, который принимает автор. Одновременно мы призываем к полемике всех, у кого есть иные аргументы, кто понимает происходящие события в иной плоскости и в иной системе координат.



ВВЕДЕНИЕ

или несколько слов о том, что говорить не принято.


Самое интересное – узнавать о чём-то далёком и неведомом. То, что рядом, что видишь ежедневно, кажется хорошо знакомым. Поэтому труднее всего рассказать новое о близком и давно известном. А это и есть наша страна, страна, в которой мы живём и которую очень плохо понимаем.
В чём проявляется незнание, когда и почему оно возникло? Найти источник наших заблуждений не так уж сложно. Ведь кто создавал образ "царской, убогой, отсталой" России? Тот, кто сверг её власть в 1917, а потом победил в Гражданской войне. Образ побеждённого, созданный победителем, "по определению", по всем законам психологии, истории и философии не может быть правильным. Он будет заведомо искажённым.
Однако читатель, склонный к дискуссии, а такие особенно дороги, легко возразит:
– Зачем нам вообще копаться в далёком прошлом? Мы вышли из СССР. А образ Советского государства – образ того, что всем нам известно. Советский Союз был родиной наших дедов, родителей, нас самих и наших детей. Он всем хорошо знаком. Вы же не будете с этим спорить, – заключит оппонент.
Да, соглашусь я с читателем, советское государство – родина большинства из нас.
Однако ответ на поставленный вами вопрос не так прост. Представления об СССР в разных бывших его частях, скажем, в Литве, Украине или Узбекистане более чем различны. У нас же, в России, в основном, сохраняется тот образ, который создавался в советское время. Но ведь теперь уже всеми признано, что Союз ССР – государство тоталитарное. Одна из его задач состояла в том, чтобы запрещать говорить правду о себе, да и об остальном мире. Причём запреты надлежало делать так, чтобы их никто не заметил, и ни о чём не догадался. Семьдесят лет существования СССР – это семьдесят лет неусыпной цензуры. Многие документы о жизни страны помещались в недоступные архивы…
Представленные аргументы вроде бы понятны и известны, но что-то всё равно многим мешает радикально изменить устоявшиеся представления. Похоже, мы уже очень давно живём в мире мифов и иллюзий, не разобрались ни в веке ХХ, ни в столетиях ему предшествовавших. Мы очень плохо понимаем и то, что происходит с нами сегодня. Разрыв между реальностью и создаваемой информационными каналами картиной реальности увеличивается. Он уже становится привычным, и если на фоне "официальной мелодии" зазвучит подлинная, правильная нота, она многим покажется странной.
Но тот, кто неверно представляет, что такое СССР и неправильно складывает образ исторической России, кто не ориентируется в современности, - тот не сможет построить правильный образ будущего. Да, собственно, образ будущего сегодня никто и не создаёт, куда мы движемся, какими должны стать – совершенно непонятно. Справедлив и более общий вывод – на основе устоявшихся, но изживших себя предрассудков невозможно построить новую, сколько-нибудь перспективную модель нашей страны. Наша социальная теория, наше сознание, наши представления о самих себе и своей стране нуждаются в радикальном переосмыслении, в глубинном обновлении. Нам нужны принципиально, качественно новые идеи и теории. И если новая концепция сама по себе ещё не гарантирует преодоление многомерного застойного кризиса, то опора на старые представления определённо гарантирует самоконсервацию, самозаталкивание в духовный и полисистемный тупик.
Надеюсь, поставленные вопросы и прозвучавшие констатации не представляются читателю результатом пустого любопытства или скучной, научно-академической дотошности, хотя решить их можно, только опираясь на серьёзный научный анализ.. Эти вопросы порождены жизнью, огромным ворохом накопившихся и не разрешаемых проблем. Принято говорить, что путь России в ХХ веке уникален и ни с чем не сравним. Но и с этим утверждением трудно согласиться. У нас имеется специфическая, никем не замеченная точка отсчёта, то же чем стал Тайвань для Китая. В декабре 1917 года от Советской России отделилась Финляндия. Тогда этот край мало отличался от остальной страны, а его жителей не очень уважительно называли чухонцами. И вот через 70 лет коммунистического строительства, к концу 80-х годов, советско-финляндская граница превратилась в самую контрастную границу в Европе. Не было другого места на нашем континенте, где люди, живя рядом, по соседству, находились бы в совершенно разных социально-экономических мирах. За строительство социализма в СССР никто не отчитался и итоги никто не подводил. Но тот, кто хочет это сделать, может просто съездить в Хельсинки.
Кризис социализма привёл к распаду социалистического лагеря, а в 1991 году из единой страны возникло 15 разных государств. Почти полтора десятилетия Россия движется по новому маршруту. Но в результате теперь уже российско-польская, российско-эстонская (а в недалёком будущем и российско-украинская?!?) границы становятся всё более и более контрастными. А ведь за пятнадцатилетие в начале ушедшего века дооктябрьская Россия совершила огромный экономический прорыв. Но с начала формирования Советского государства ситуация, в которой находится наша страна, меняется в основном, к худшему. Мы, конечно, не стоим на месте, но, относительно остального мира движемся не вперёд, а назад! Ни свержение царизма, ни коллективизация, ни освоение целины, ни разгон Верховного совета, ни реформа управления, ни укрупнение округов, ни рост цен на нефть не приблизили нас к желанным целям.
Почему это происходит, как понять себя и свою страну, кто мы и каковы наши ориентиры, как их достичь, как избавиться от ложных мифов, как выйти из затяжного кризиса – эти вопросы в книге не только ставятся. В нашей научно-гуманитарной литературе сложилась специфическая особенность – автор, приступающий к анализу какой-либо проблемы, непременно предупреждает – он ни в коем случае не претендует на её решение, его цель –лишь обратить внимание читателей на затронутый вопрос, ещё раз сопоставить аргументы, вместе задуматься над происшедшим и т.д. и т.п. Честно признаю, что придерживаюсь других принципов – взялся за фигуру – ходи, обещал – женись! На поставленные вопросы я предложу вполне конкретные и ясные ответы. А уж соглашаться с ними или предложить иное понимание – это решит сам читатель.