Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Татьяна Пацаева
"Флигель"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2014

Поэтесса из Москвы Татьяна Пацаева не новичок в творческой мастерской. Ее стихи публиковались в известных журналах и газетах, в том числе в "Юности", "Словесности", "Литературных известиях", "Империи Духа", а также включены в словарь "Славянская мифология". Многие ее тексты стали песнями.
Татьяна — член группы "Сестры по Эвтерпе", автор и ведущая одноименного сетевого проекта.
Приложением к альманаху "Словесность" в серии Союза литераторов России "Визитная карточка литератора" в 2014 году издан поэтический сборник Татьяны Пацаевой "Флигель" (М.: "Вест-Консалтинг").
Если бы в аннотации не было объяснено, что в книгу вошли стихи проекта, основанного на литературной мистификации, заключающейся в том, что три девушки удалились в виртуальную Обитель и посвятили себя воспеванию Единства и Красоты Бытия, то лирическая героиня в стихах могла бы показаться необоснованно по нашим временам экзальтированной и склонной к восторгам XIX века. Объектом поклонения выбрана Эвтерпа — муза лирической поэзии. Именно поэтому некоторый перебор метафор вполне укладывается в контекст поэтической книги.
Любители поэзии не могут не помнить строки О. Э. Мандельштама:

Невыразимая печаль
открыла два огромных глаза,
цветочная проснулась ваза
и выплеснула свой хрусталь.

У Татьяны печаль уютная:

Уютная печаль…
Пчелой из сладкой кельи
не хочет вылетать
цветочная душа,
а хочет переждать
нектарное похмелье
и патокой печали
залиться не спеша

Журнал "Новое время" ("New Times", 2006, № 9) отмечает и виртуозную технику стихотворений Татьяны Пацаевой, и поэтическую актуальность авторского письма в подаче "вечных тем". Некоторые критики утверждают, что главный источник творчества Татьяны — счастье, сущность которого выявляется через подачу внутренней музыки сакральных струн души с религиозным подтекстом. В этом ракурсе интересным кажется стихотворение не только религиозного, но и философского содержания "Нормальное распределение". Эпиграфом к нему взята формула закона распределения немецкого математика Иоганна Карла Фридриха Гаусса, который утверждает, что чем больше отклонение от среднего, тем оно менее вероятно. График этой формулы изображается в виде купола, уходящего в бесконечность. Но иносказательно речь как раз не о тех, кто составляет меньшинство и постигает вершины, а именно о большинстве — ведь на него опирается вся пирамида. По сути, восхождение к высшему порядку какой-то талантливой личности всегда опирается на основу, которое составляет именно большинство.

Ты видишь там калек, на ближних непохожих,
Святых и палачей у жизни на краю,
Глупцов и мудрецов? Ты им подаришь, Боже,
Тобой забытый дом под лаврами в раю?

Кроме стихов в книгу включены эссе духовного содержания. В одном из них ("Кави-йога") автор рассматривает восточную практику как поэтический метод, "когда вам предлагается обрести воздушную опору в воздушном замке".
Свои "воздушные замки" Татьяна строит все же на вполне реальном, хотя и подсознательном материале — слове.

Я так тренируюсь — учусь говорить
На этом чудном языке подсознанья,
Распутывать, скручивать, складывать нить
В узор архетипов, как в петли вязанья.
…… … … … … … … … … … … … … … …
…… … … … … … … … … … … … … … ….
…Язык подсознания — рифмы и ритмы,
Там ритмы и рифмы, подвал и прохлада.
Мой тренинг кончается, плотно и слитно
Закроются петли последнего ряда.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД