Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Елена Сафронова
"Все жанры, кроме скучного"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Критик-энциклопедист Елена Сафронова выпустила новую книгу статей, которая сразу же стала одним из самых обсуждаемых явлений в литературе. Елена Сафронова — большая умница. Например, она рассматривает историю зарождения и упадка авторской песни в России, как закономерное нисхождение Золотого века жанра в Серебряный и Бронзовый. Мне впервые попадается на глаза столь дотошный анализ авторской песни. Елена Сафронова хорошо знает то, о чем пишет. Она знает тему "изнутри", поскольку бардовская песня была одним из этапных явлений в ее жизни.
В любом начинании важно волею случая оказаться в числе первых. Первые еще не знают, что на этом поприще можно заработать деньги. Первые — чистой воды романтики, они этим просто живут. Позже выяснится, что они стали родоначальниками целого жанра. Вторые — идут по стопам первых. В том числе и потому, что бредят их славой. Кажется, все очень просто — взял в руки гитару, и ты — герой. Но легкость бардовской песни обманчива. Время быстро насыщает пространство новыми именами и удачными произведениями. Вторым все уже дается потом и кровью. Я не думаю, что Виктор Третьяков и Тимур Шаов, представители "второй волны", менее талантливы, чем Визбор или Городницкий. Но взять такие же высоты — хотя бы в плане народной известности — им уже труднее. Количество побеждает качество, а современная публика — не так лояльна к авторской песне, как это было в далеких шестидесятых.
Язык Елены Сафроновой, возможно, не столь фееричен, как речь "телесоловья" Эдварда Радзинского или босяцкого аристократа графа Хортицы, однако хороший критик и не обязан шоуменствовать. Простите, шоувуменствовать. "Я больше забыла, чем вы прочли", — так могла бы ответить Елена своим оппонентам. Собственно, козырь Елены Сафроновой — в том, что она правильно себя позиционирует относительно окружающего мира. Елена находится именно в той точке наблюдения, которая обеспечивает наилучший обзор. Она одинаково хорошо владеет как диалектикой, так и метафизикой рассматриваемых процессов, и это создает иллюзию полной объективности ее изысканий. Она не сыплет сакральными именами, демонстрируя эрудицию. Писательница предпочитает глубокий, неторопливый авторский анализ. Она ни на кого не нападает. Ее стезя — спокойное размышление. Но ее рассуждения не тривиальны. Ее критика стилистически и тематически "беспартийна", и, наверное, это хорошо для русской литературы, порядком уставшей от "неистовых Виссарионов".
Мне близки и понятны как творческие методы Сафроновой, так и рассматриваемые в книге темы. Девиз Вольтера, вынесенный в заголовок книги, является в то же время ответом Елены Сафроновой на животрепещущий вопрос современности: нужны ли нам вообще "попсовые" жанры, не являются ли они, согласно Андрею Белому, "штемпелеванной культурой" и профанацией искусства, нуждающейся в искоренении. Елена Сафронова убеждена: "низким" жанрам — быть! Ибо есть потребители такого рода "культуры" — усталые люди, которым необходимо отвлечься и развлечься. Искусство должно быть человечным! Вспомним: честный Пушкин призывал… к "нас возвышающему обману". А вообще, писателям неплохо было бы научиться выражать свои идеи нескучно и нестандартно. У лучших творцов отсутствует градация на "высокое" и "низкое" искусство, коммерческую и некоммерческую литературы. Когда у тебя есть имя, людям интересны даже твои дневники! И все сетования, что кому-то "не дали себя проявить" — отговорки для бедных.
Очень интересной показалась мне статья Елены Сафроновой о "контркультуре". Такое явления возникает всегда, когда публика пресытилась "официальной" культурой. А заодно — и культурой того самого "возвышающего обмана". Контркультурны, например, судьба, творчество и личность Франсуа Вийона, сбрасывание Маяковским Пушкина с корабля современности, "блатные" песни Высоцкого, некоторые стихи Константина Кедрова. Но Елена Сафронова рассматривает сугубо "интернетные" варианты этого явления, далекие от какого бы то ни было творчества. Казалось бы, зачем анализировать "мусорные" явления нашей действительности? Но Елена Сафронова любит забредать туда, куда до нее еще "не ступала нога" писателя. И добивается успеха! Она болеет за Россию, и ей грустно, что за нами идут те, кто слабее нас.

Александр КАРПЕНКО