Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

...А теперь получится!

Завершило работу первое Российское литературное собрание. Одни ждали его со страхом, другие с радостными предчувствиями, третьи прикидывали, как из всего этого выжать максимальный результат для себя, любимого, четвёртые нервно и неубедительно отказывались от участия, но всё равно готовились, не выходя из своей агрессивной стойки на всё, от чего веет усилением государственных тенденций. 

Но главные ожидания были не в этом. Ещё задолго до собрания над его, если угодно, прообразом, над его ещё неясно угадываемыми контурами стал витать призрак. Призрак новой литературной организации, которую придумают, предложат и которую чуть ли не зарегистрируют прямо на собрании. В некоторых воспалённых головах он искажался до привидения, в других являлся чуть ли не Дедом Морозом с мешком денег и благ, которые всем раздадут. Здесь следует напомнить, как организовалась писательская жизнь до сегодняшнего дня. Мощный Союз писателей СССР исчез вместе со страной и с государственным финансированием литературного процесса. От этого смертельного удара он раскололся на несколько частей, каждая из которых так или иначе сохранила в своих названиях бренд «Союз писателей». Сладкий бренд. До сих пор притягательный для тех, кому в советские времена дорога к нему была заказана. Но, как известно, если стул назвать кроватью, на нём всё равно никак не получится спать, как на кровати. Статус общественных организаций приравнял союзы писателей к любой организации, гипотетически созданной тремя людьми в порыве любви друг к другу, к человечеству, к пиву, к рептилиям, к чему угодно. И это связывало писательские организации по рукам и ногам, топило их. 

Хотелось бы выделить несколько моментов, которые мне кажутся определяющими. Очень важно, что в замысле организаторов встречи во главе с советником Президента РФ по культуре В.И. Толстым было объединение людей вокруг слова как одной из главных составляющих национального самосознания. А потому во встрече участвовали не только писатели, но и учителя литературы, библиотекари, издатели, руководители книготорговых сетей. Это позволило коснуться в разговоре самого широкого спектра проблем – от массового закрытия книжных магазинов до позиционирования русской литературы за рубежом. Немало говорилось и о преподавании литературы в школе, о совсем недавнем возвращении выпускного сочинения и связанным с этим переформатированием учебных программ, о фигуре учителя, которой необходимо вернуть утраченный авторитет, об оторванности чиновников Минобрнауки от реальной преподавательской практики. Игорь Волгин, как я думаю, донёс до всех собравшихся крайне существенное. Нация, не любящая и не читающая поэзию, обречена на утрату самоидентификации. Поэзия никак не регулируема рыночными механизмами, она беззащитна, она прекрасна и больше всех требует государственной опеки. Кульминацией собрания стало выступление Юрия Полякова. Он высказал мысль, что необходимо обдумать идею создания единого литературного общества, которое сплачивало бы людей вокруг книги, вокруг понимания литературы как духовной доминанты народа. Президент обещал техническую и технологическую помощь, а сама идея была горячо поддержана президиумом и участниками собрания. Полагаю, что судьбоносность этого момента трудно переоценить. Нас наконец-то услышали. И мяч на нашей стороне. Лишь бы не запулить его неизвестно куда. Лишь бы не погрязнуть в групповых сварах, лишь бы выйти из себя, прежних, растерянных и раздробленных, и с новой силой ощутить, какая ответственность лежит на писателях сегодня. Тогда, глядишь, и профессию «литератор» вернут в правительственный перечень. 

Конечно, во всём, что произошло на Российском литературном собрании, можно усмотреть массу минусов и затеять привычное нытьё: не тех позвали, не о том говорили, не тем дали выступить, ничего в итоге не получится, всё это сто раз проходили и ранее. Если определённая часть нашей публики считает своим главным занятием нахождение минусов, то флаг, как говорится, ей в руки. Я же почему-то убеждён, что всё будет хорошо. А хорошо, это не когда хорошо кому-то, группе, большинству, а это когда ни один талантливый текст, написанный в России, не остаётся незамеченным и когда каждому талантливому литератору воздаётся по его заслугам.