Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Эльдар Ахадов
"На Крайнем Севере". Фотоальбом

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Несколько лет назад мне довелось рецензировать альманах "Другие" — сборник произведений альтернативного искусства, в котором фотографии и графические картинки исполняли роль стихотворений. Больше с такого рода литературными изысками сталкиваться не приходилось.
Книга Эльдара Ахадова "На Крайнем Севере" — "обыкновенный" фотоальбом, без какого-либо подтекста. В советское время были очень популярны такие тематические издания, где основное место занимали фотографии, сгруппированные по какому-то принципу (чаще всего туристические пособия либо такие же, как у Ахадова, "творческие отчеты" по следам путешествий), с недлинными подписями к снимкам. По тому же пути идет Эльдар Ахадов, представляющий… уж и не знаю, уместно ли тут слово "читателям"? может, лучше "созерцателям"? - коллекцию замечательных фотографий с Крайнего Севера. Это портреты его "хозяев" - ненцев, пейзажи, городские и "тундровые" (фото под названиями "Грибной рай" и "Брусника" заставляют буквально "облизнуться" — какая щедрая, оказывается, вечная мерзлота!), снимки полярных животных (уникальный кадр – убегающий мишка со спины), главное место среди которых занимают, конечно же, олени – они и основной транспорт вне городских улиц, и сакральные животные, приносимые в жертву богам.
Фотоальбом ничего не рассказывает о самом Эльдаре Ахадове. Зато он содержит несколько поэтичных, как стихотворения в прозе, абзацев текста, поясняющего непосвященным о духе этого потрясающего края земли. Вот как выглядит вступление к фотоальбому: "В одной далекой-предалекой северной стране, где всю осень и всю весну над заснеженной землей сияет двурогое солнце, а нескончаемой зимней звездно-морозной ночью молчаливое небо полыхает всеми цветами радуги, живут маленькие человечки сихиртя. Там, посреди бескрайней тундры, из одиноких ледяных холмов по древнему обычаю каждый день они выводят на прогулку покрытых рыжевато-коричневой длинной шерстью мамонтов с очами сияющими, как летящие голоса журавлиного клина…"
Очевидные парадоксы этого текста – "двурогое солнце" или "очи, сияющие как голоса" — при рассмотрении альбома не выглядят фигурами речи. В этом невероятном краю солнце действительно принимает самые разные формы: целая подборка фотографий отображает солнце в виде пламени свечи, ромба, креста, квадрата, веера, огненного тумана, а луну – единую в трех лицах. Отчего бы и голосам на таком морозе не замерзать в сияние?..
Но еще интереснее – ибо нет ничего возвышеннее интереса к человеку – фотопортреты ненцев; с некоторыми из них, например, Петром и Кириллом, Эльдар Ахадов подружился, хотя коренные жители Крайнего Севера не со всяким "пришельцем" идут на контакт. Но, видимо, Ахадов вызвал у них расположение:
"Как только ни называли их раньше: и дикарями, и самоедами, и туземцами. А про бедных чукчей сколько анекдотов насочиняли, сколько напраслины возвели. Умный народ – ненцы, немногословный, спокойный и осторожный: не всякому чужаку души свои доверят, горьким опытом наученные. "Нен" на их языке означает "человек". То есть, ненцы в переводе на русский – просто "люди". А раз так, то все люди на земном шаре – тоже ненцы, не только маленький, гордый северный народ", — с уважением пишет автор в заметке "Ненцы", открывающей страницы "жанровых" снимков – где повседневый труд, оленьи пастбища, городские будни, аэрофотосъемка с высоты птичьего полета…
В общем, Эльдар Ахадов своим фотоальбомом доказывает: Крайний Север можно читать, как книгу, если подойти к нему с любовью и вниманием. Так, с широко открытыми глазами и сердцем, фотохудожник проехал от Салехарда до Игарки – и составил красивую фотолетопись своего путешествия.

Елена САФРОНОВА