Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Герой в своём Отечестве

На этой неделе – два киноюбилея, правда, с разными цифрами и диаметрально противоположной внутренней направленностью фильмов. Исторические периоды, показанные в этих, ставших культовыми, лентах, радикальны в сопоставлении. Один ведёт к консолидации, объединению всех сил нации перед лицом инородного вторжения, другой воспевает чудовищный необратимый разрыв внутри веками паявшейся общности…

Легендарная драма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» снята 75 лет назад, в 1938 году, накануне страшнейшей в истории человечества войны. Так непопулярное сегодня понятие «идеология» тогда оказалось спасительным для страны (и мы с вами знаем, к чему привело через 50 лет вычёркивание его из нашей жизни). Рыцари Тевтонского ордена, эти военные машины, образ запрограммированного на убийство робота, оказываются побеждёнными искренней смелостью простого русского человека с мечом и дубиной, интеллектом и выдержкой полководца, готового мыслить и действовать нестандартно, самой Русской землёй, поглотившей своего врага водой Чудского озера. И привычно сомкнулась пейзажная гладь родной умиротворяющей бескрайности, заглушив противоречащую ей динамику битвы…

Отмечает 40-летие шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь» – 5 ноября 1973 года начался телевизионный показ. Он снят Николаем Мащенко по одноимённому роману Николая Островского. Это была уже третья экранизация книги про чистого синеглазого романтика Павла Корчагина, щепкой сгоревшего в великом пожаре «смены общественно-политических формаций». Страна, оплакивая несчастного, несгибаемого, «честно погибшего» Павку, затянула «Там вдали за рекой» и «Товарищ Песня». Жестокость времени Гражданской войны воспринималась в стабильные годы брежневского застоя как цена, за них заплаченная…

Герой-защитник и герой-мученик – оба они строились по канону мифотворчества и оба верно служили власти, олицетворяя и транслируя её интересы народу, вдохновляя его на подвиги и оправдывая необходимость жертвы. И даже если не всегда страна нуждается в жертвоприношении – слава богу, но герои ей необходимы всегда – и тогда, и сейчас. Разочарованность в устройстве мира, которую переживают многие из нас, странно, алогично не проецируется на значение Александра Невского, Павла Корчагина и бесконечного строя реальных героев, жизнью своей написавших нашу общую историю. Не получается отменить ни их подвиг, ни его воздействие на нашу ментальную суть. Они метафизичны, а потому существуют уже вне идеологии и обращаются к нам на личном уровне: а вы так сможете?..

Скажете – пафосно? Так героев без пафоса не бывает, это для них нормально…