Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Павел Рыков
"Биоценоз"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

В отличие от "Миража" Чейза, где герои-преступники улепетывают, заметая следы, от полиции, в "Биоценозе" Павла Рыкова такая же безудержная и захватывающая читателя погоня. Только убегает от преследования — причем, двоякого, — от полицейских и бандитов одновременно, ни в чем неповинный, но волею судеб оказавшийся в центре детективного сюжета главный герой романа Сергей Константинович — доктор биологических наук, профессор, директор одной из экспериментальных лабораторий.
По жанру роман, скорее всего, можно отнести к детективу с элементами драмы. Во всяком случае, основные жанровые критерии и типичность персонажей здесь соблюдены: загадка в расследовании неожиданных убийств, выявляющаяся постепенно целая сеть преступных наркодельцов, свидетели, потерпевшие, подозреваемые и даже сыщики. Вот с последними, правда, дело обстоит сложнее.
По ходу развития сюжета и углубление героя в воспоминания о своей жизни и любви официальные сыщики постепенно растворяются и, размываясь, исчезают из повествования, что, впрочем, часто наблюдается и в реальности. Роман продолжается уже не столько погоней сыщиков, сколько погоней бандитов за пытающимся исчезнуть из их поля зрения Сергея Константиновича.
Детектив плавно переходит в триллер, действие которого, по определению Роса Макдональда, всегда "движется вперед, к катастрофе". Нарастающее эмоциональное напряжение, по мере этой безысходной погони, прерывается погружением главного персонажа далеко не в детективный мир воспоминаний. Это его прошлая жизнь: повседневность, любовь, ревность, периоды сложных или счастливых отношений с женой, размышления о нашем времени как об эре "полиэтилена в завершающем периоде плейстоцена", о человеке, как владыке мира, "который он, владычествуя, одновременно уничтожает", — все это доказывает в авторе не поверхностного детективщика, а тонкого исследователя души, что расширяет границы жанра до социально-психологического романа.
Закономерно завершается роман смертью героя на свалке — символ грязи, в которой живет и умирает человек, так и не доведя до конца дело своей жизни, разочарованный и побежденный предательством, — вытесненный.
В названии "Биоценоз" есть некое философское предупреждение, взгляд на человека как на элемент однородного жизненного пространства, саморегулирующей себя системы, где уживаются между собой только определенные виды, а все ненужное вытесняется в ходе конкурентного исключения.
Биоценоз — это уменьшение уровня межвидовой конкуренции, поэтому книга не дает радужного пророчества на то, что умные, добросовестные и порядочные не будут уничтожены ядовитым планктоном.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД