Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Критика


Лилия Газизова. «Люди февраля». М.: «Воймега», 2013

Люди, которыми населены страницы «Людей февраля», главные ее персонажи, — довольно грустные, порой даже печальные. И не только люди. Тон всей книги вовсе не располагает к безудержному веселью и безотчетной радости. И это несмотря на то, что в книге хватает и мягкого юмора, и едкой самоиронии. Как, например, в стихотворении, описывающем героиню, получившую в дар от «доброго Перенова» «львиный рык и курицын кокот». И вот она ходит с ними целый день по городу. Все вокруг смотрят на нее более чем странно. И ни в один магазин с этими подозрительными «артефактами» не пускают. В конце концов, устав от недоброжелательства и бессердечия бдительных граждан, она отпускает их (не граждан, конечно, а «артефакты») на свободу, опуская в воду и отправляя, словно кораблик, в дальнее плавание:

Так они и поплыли,
Между собой переговариваясь, —
Львиный рык
И курицын кокот.

В «Людях февраля» есть и то, что позволяет читателю отвлечься от грустных мыслей, навеянных общей элегически печальной интонацией книги. В этой книге много любви: к родной для автора Казани, ее улицам и скверам, уютным кафе, где так приятно выкурить сигарету-другую, сидя за столиком с добрым и верным другом, любви к детям и взрослым, растениям и животным, — ко всем, кто населяет этот город и этот мир. Любви, в которой можно раствориться, чтобы хотя бы ненадолго забыть о себе, о своих проблемах, бедах и горестях. В таком вот настроении и написано одноименное стихотворение, героиня которого, дабы «не быть Лилей Газизовой», готова превратиться во что угодно:

Стать стрелкой на часах
Казанского Кремля.
Клавишей delete
Мирового компьютера.
Дымчатым портсигаром.
Западающей си-бемоль,
Утренним бесцветным мраком,
Всеми собаками мира…
(«Настроение»)

И еще очень важно, на наш взгляд, что Лиля Газизова не боится раскрываться в своих текстах, быть такой, какой она сама себя ощущает и понимает; не боится показаться кому-либо не слишком самоуверенной, неловкой, простодушной, сохранившей наивную веру в то, что в жизни все может быть не так, как есть и обычно бывает, а как должно быть, как непременно будет когда-то.
Удивительно, но практически о том же самом, как выяснилось, писал и Юрий Норштейн, знаменитый художник-мультипликатор и режиссер, в своей рецензии на эту книгу:
«…Стихи Лили Газизовой — пластическая поэзия. В своей тишине они звучат громче любого навязчивого грохота. Они восстанавливают читателя в его границах и примиряют с подлинной действительностью…»
Мне же хочется завершить свой краткий отклик стихотворением Лили под названием «Не глупо», которое представляется очень характерным если не для всего творчества поэта, то, по крайней мере, для «Людей февраля»:

Сразу невесело становится,
Когда тебе не улыбается
Продавщица или парикмахер.
Хочу, чтоб мне радовались,
Как солнцу.
И даже, когда кровь берет из пальца,
Пусть улыбается мне медсестра.
Не глупо об этом мечтать.

Я точно знаю,
Что рождена для счастья.

Игорь Арсеньев