ЛИТОБОЗ
Ведущий — Владимир Коркунов
Выхинская бабушка в заблудившемся трамвае
Выхинская бабушка в заблудившемся трамвае
Майский номер «Зинзивера» (№ 5 / 2013) посвящен 10‑летию международного поэтического конкурса им. Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай». Как-то незаметно конкурс стал значительным явлением в поэтическом календаре.
«Юбилейная подборка», как явствует из заглавия, составлена к десятилетию конкурса, то есть это — репрезентативная выборка лучшего, что произошло с «Заблудившимся трамваем».
Стихотворения почтенных лауреатов пролетают перед глазами подобно гумилёвскому трамваю, взгляд выхватывает отрывочное, яркое, возвращается к пойманной и отпущенный в вольный полет строке. Вот — Выхино (от победителя-2005 Нины Савушкиной), противоречивый уголок мира:
«Юбилейная подборка», как явствует из заглавия, составлена к десятилетию конкурса, то есть это — репрезентативная выборка лучшего, что произошло с «Заблудившимся трамваем».
Стихотворения почтенных лауреатов пролетают перед глазами подобно гумилёвскому трамваю, взгляд выхватывает отрывочное, яркое, возвращается к пойманной и отпущенный в вольный полет строке. Вот — Выхино (от победителя-2005 Нины Савушкиной), противоречивый уголок мира:
Мерцание ларьков, мелькание маршруток,
втекание толпы в окраинный район,
скопление домов, чей вид довольно жуток, —
здесь следует ходить, как минимум, втроем.
втекание толпы в окраинный район,
скопление домов, чей вид довольно жуток, —
здесь следует ходить, как минимум, втроем.
Написано довольно стандартно: выписано, прописано, прижато к мостовой Выхина, к полутемным переходам, орущим торговцам… Намедни прозаик из Ростова Сергей Гончаров, перебравшийся в Первопрестольную и по работе исколесивший ее вдоль и поперек, прислал едва ли не покаянное письмо. О выхинских злоключениях — и автомат билет не выдал, оставив деньги в глубине жорла, и пресловутые цыгане — два комплекта: мать и дитя — просили на дальнейшее размножение подкинуть… А, меж тем, Нина Савушкина продолжает:
Пятнадцать лет назад, когда на фестивале
мы рифмовали вслух различные слова,
по вечерам мы там порою гостевали
у бабушки одной (она еще жива).
Мы покупали ей тушенку по талонам.
Она варила нам лиловый самогон.
Сушились небеса, подобно панталонам
на мерзлых проводах, как было испокон.
мы рифмовали вслух различные слова,
по вечерам мы там порою гостевали
у бабушки одной (она еще жива).
Мы покупали ей тушенку по талонам.
Она варила нам лиловый самогон.
Сушились небеса, подобно панталонам
на мерзлых проводах, как было испокон.
Есть что-то милое и неторопливое в этих строках, не блещущих оригинальной метафорой или архитектоническими изысками, спокойных, убаюкивающих; и понимаешь, что в этой бабушке (которая жива, жива!) — душа Выхина, а в Выхине — душа народная, ведь есть еще в стране бабушки, что позовут гостевать, и не возьмут взамен ничего, кроме тушенки по талонам…
Россыпь имен — это о «Заблудившемся трамвае» (не меньшая — в «списках» премии; чтобы с ними познакомиться, заглянул на сайт «Пиитера»). Виктор Ганч (автор предисловия к подборке победителей) назвал конкурс демократичным (соглашусь), и добавил, что все поэты «проходят через Гумилёва», ибо романтика и поэзия — аверс, исключающий потрескавшийся и подзабытый реверс гения и злодейства.
Перечислять победителей — моветон, но ведь демократичность можно легитимизировать и через список, он нагляден. А потому (пропуская ввиду ограниченности журнального пространства вторые и третьи места) это: Людмила Павлова (2004, Санкт-Петербург), Нина Савушкина (2005, Санкт-Петербург), Игорь Алексеев (2006, Саратов), Рахман Кусимов (2007, Санкт-Петербург), Елена Тверская (2008, США), Евгений Лукин (2009, Волгоград), Зинаида Присталова (2010, Москва), Игорь Царёв (2011, Москва), Максим Жуков (2012, Евпатория), Игорь Белов (2013, Калининград, его стихи не представлены в подборке — результаты конкурса были подведены после выхода журнала). Десять победителей, десять «заблудившихся романтиков», ибо не заблудиться может только прагматик, оценивающий партию жизни на много ходов вперед.
Открытость, демократия (реальная, а не продекларированная) — делают репутацию последователям Гумилёва; в этом смысле публикация в «Зинзивере», подводящая определенные итоги, только подчеркивает конкурсные тенденции: побеждают не имена (в «списках» да и на других ступенях пьедестала поэты порой более раскрученные), а нечто, скрытое за подзабытой ныне табличкой с полуистлевшей надписью: «талант». И это нельзя не приветствовать.
И отправляется в ночь заблудившийся трамвай, чтобы пристать к поэтическим берегам; отправляется от поэзии и — до поэзии. Ибо путь его в хорошем смысле этого слова — закольцован. А время — понятие относительное (и выхинская бабушка именно потому и жива!). Лауреат второй степени 2007 года Мария Ватутина подтверждает словом:
Россыпь имен — это о «Заблудившемся трамвае» (не меньшая — в «списках» премии; чтобы с ними познакомиться, заглянул на сайт «Пиитера»). Виктор Ганч (автор предисловия к подборке победителей) назвал конкурс демократичным (соглашусь), и добавил, что все поэты «проходят через Гумилёва», ибо романтика и поэзия — аверс, исключающий потрескавшийся и подзабытый реверс гения и злодейства.
Перечислять победителей — моветон, но ведь демократичность можно легитимизировать и через список, он нагляден. А потому (пропуская ввиду ограниченности журнального пространства вторые и третьи места) это: Людмила Павлова (2004, Санкт-Петербург), Нина Савушкина (2005, Санкт-Петербург), Игорь Алексеев (2006, Саратов), Рахман Кусимов (2007, Санкт-Петербург), Елена Тверская (2008, США), Евгений Лукин (2009, Волгоград), Зинаида Присталова (2010, Москва), Игорь Царёв (2011, Москва), Максим Жуков (2012, Евпатория), Игорь Белов (2013, Калининград, его стихи не представлены в подборке — результаты конкурса были подведены после выхода журнала). Десять победителей, десять «заблудившихся романтиков», ибо не заблудиться может только прагматик, оценивающий партию жизни на много ходов вперед.
Открытость, демократия (реальная, а не продекларированная) — делают репутацию последователям Гумилёва; в этом смысле публикация в «Зинзивере», подводящая определенные итоги, только подчеркивает конкурсные тенденции: побеждают не имена (в «списках» да и на других ступенях пьедестала поэты порой более раскрученные), а нечто, скрытое за подзабытой ныне табличкой с полуистлевшей надписью: «талант». И это нельзя не приветствовать.
И отправляется в ночь заблудившийся трамвай, чтобы пристать к поэтическим берегам; отправляется от поэзии и — до поэзии. Ибо путь его в хорошем смысле этого слова — закольцован. А время — понятие относительное (и выхинская бабушка именно потому и жива!). Лауреат второй степени 2007 года Мария Ватутина подтверждает словом:
Не трави мне душу прошедшим временем
Времени нет вообще
Время плавает черным семенем
В бабушкином борще
Она строгая фартук трогая
Ешь говорит расти
А я маленькая одинокая
Ложку сжала в горсти
Не хочу его это варево
Много мне а она
Над душою стоит как зарево
Ешь говорит до дна
Ешь и учись тоже будешь женщиной
Маленький мой мятеж
Подавляет лихой затрещиной
Не выйдешь пока не съешь
Над борщом наклонюсь для верности
Низко и мне видны
Жировые круги поверхности
Ужасы глубины
Времени нет вообще
Время плавает черным семенем
В бабушкином борще
Она строгая фартук трогая
Ешь говорит расти
А я маленькая одинокая
Ложку сжала в горсти
Не хочу его это варево
Много мне а она
Над душою стоит как зарево
Ешь говорит до дна
Ешь и учись тоже будешь женщиной
Маленький мой мятеж
Подавляет лихой затрещиной
Не выйдешь пока не съешь
Над борщом наклонюсь для верности
Низко и мне видны
Жировые круги поверхности
Ужасы глубины