Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Александр Файн
"Так это было"

 

М.: "Вест-Консалтинг", 2013

Современная русская проза переживает определенный кризис. Постмодерн перестал быть актуальным, молодым писателям по-прежнему трудно пробиться к читателю, литераторы старшего поколения зачастую молчат, как бы накапливая силы. В самом деле, осмыслить новейшую российскую историю, современность предельно сложно. Пережито слишком много, чтобы художественными средствами проанализировать стремительно изменившуюся эпоху.
Я думаю, что современная русская проза неизбежно будет двигаться в сторону синтеза искусств — изящной словесности, публицистики, научной документалистики, возможно, даже поэзии.
Новая книга Александра Файна, включающая в себя рассказы "Мой друг Вася", "На пенсии", "Портрет с голубыми глазами", "Не оступись, доченька!", "Решение", "Дуська-Евдокия", "Медаль", "Зять Николай Иванович", говорит об этом со всей очевидностью. В этом сборнике художественной прозы мы имеем дело не только с изящной словесностью, здесь изобилие научных ссылок, дающих информацию об известных музыкантах, научных деятелях, здесь дан целый исторический срез определенной эпохи.
Вообще, Александр Файн — уникальное явление современной русской литературы. Ему за 70 лет, писать начал поздно, до этого занимался наукой — работал даже с легендарным С. П. Королевым. Профессор, потом в девяностые окунулся в бизнес, добился огромных успехов, стал крупным предпринимателем.
В литературе Файн завил о себе сразу и решительно. Его рассказы опубликованы в журналах "Дети Ра", "День и Ночь", "Крещатик" и многих других, книга "Среди людей" вошла в лонг-лист престижной премии "Большая книга".
Александр Файн пишет о том, что хорошо знает — о Колыме, где жил в детстве, о взаимоотношениях людей, о спорте, о музыке…
Критик Владимир Коркунов четко охарактеризовал творческий метод Александра Файна — "это рассказ-судьба". На небольшом по размеру пространстве разворачивается жизнь человека, нескольких людей, показываются их желания, мысли, чаяния, поступки, борьба добра и зла внутри каждого индивида. Файн избегает черно-белой стилистики, каждый человек у него противоречив. Герой может великолепно разбираться в музыке и обладать вполне брутальными манерами поведения. По сути, перед нами новый герой нашего времени. Сильный, образованный, уверенный в себе, знающий цену жизни и любви и все-таки сомневающийся в себе: а так ли он живет, правильно ли он поступил по отношению к женщине, на то ли потрачены силы? Но он живет так, как может жить человек в конкретных условиях. "Время такое было", — нередко говорит автор.
Есть у писателя замечательное качество — чувство благодарности. Он благодарен судьбе, любимой женщине, друзьям, учителям (например, проректору Сычеву, "дворянских чистых кровей", который в суровые сталинские годы защищал студентов‑евреев), даже верному другу будильнику Васе…
В каждой строке рассказов Александр Файна — боль и любовь за свою страну, где прожита большая, яркая, насыщенная событиями, невероятная жизнь. И не случайно герой рассказа "Мой друг Вася" говорит: "Сейчас Россия другая. Но я бы и тогда не уехал. Мое это все. Россия без меня может, я без нее не смогу… Если что у нас не так — я лично в ответе…".
Я убежден, что уже сейчас русская литература не может обойтись без писателя Александра Файна.

Евгений СТЕПАНОВ