Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века


Литобоз

Ведущий — Евгений Степанов

Татьяна Данильянц, "Венецианское", Free poetry, Чебоксары, 2005.

Ирреальный ровный архитектурный свет, блики белого, берущие верх.
белое и серое —
дорога, исчезающая утром,
когда все тени смягчаются
Так начинается книга "Венецианское" Татьяны Данильянц. Книга состоит из музыки напоминаний. О том, что составляет многое. О воскрешении души. В одиночестве слышнее Бог и воскрешение.
Фрагменты, характеры и ситуации, возникающие из вязкого фона мимолетности. Слова, похожие на полупрозрачные объекты. Слои агата. Порою рядом два профиля античной камеи. И дистанция неведомого периметра. Стихи окружают тебя в воздухе естественно, как модули. Слова на грани исчезновения и мерцания. В речи емкость. Знаки, нанесенные на малом.

Юрий Милорава

Максим Бородин, "Правила ближнего боя", "Новый мост", Днепропетровск, 2005.

В книге Максима Бородина "Правила ближнего боя" представлены стихи, написанные в различных стилях и манерах. От силлаботоники до визуальной поэзии.
Запомнились верлибры, например, "Сутра консервной банки", "Кратчайшее расстояние", визуалы из цикла "Новый порядок", где поэт создает образцы незаурядной поэзии на печатях.
Интересен цикл "Стихи Ра". Например, стихотворение "Любовь Ра":

Ты моя царица, терпкая, как синица, сладкая, как прощенье, мягкая, как крещенье, добрая, как надежда, шелковая одежда, тонкая и пустая, словно стихи листая, стаей спустились птицы, робкая, как царица.

Хороши удетероны. Например:
воздух зарос деревьями
Максим Бородин пишет:
…Меня преследует ФБР,
потому что мои стихи…
больше никому не нужны
Я ему не верю. Его стихи нужны не только ФБР. По-моему, они нужны российскому читателю.

Евгений Степанов

Елизавета Мнацаканова, "АRCADIA". Стихи. Из лекций. Статьи. Эссе. Москва, издательство Р. Элинина, 2006.

В книге напечатаны не только стихи и эссе, но и биография поэтессы, написанная ей самой.
В частности, она пишет: "…работая в обстановке почти полной изоляции, как бы абсолютного вакуума, я и не рассчитывала на интерес к своему творчеству и не желала его…" А интерес возник. Потому что талант подлинный.
Больше всего в этой книге поразило эссе о Хлебникове.
"Жизненный долг человека на земле: САМОВЫРАЖЕНИЕ. Одна из целей этого процесса жизни — отдать себя жизни; свое зрение, свою мысль о мире — миру…"
Я думаю, эти слова можно отнести не только к великому будетлянину, но и к самой Елизавете Мнацакановой.

Евгений Степанов

Петр Разумов, "Диафильмы", издательство Сергея Холодова, С.-Пб., 2005.

Неожиданный, состоявшийся поэт. Имеющий цепкое зрение художника.
О, эскалаторы —
Судьба вуаериста!
Петр Разумов, как настоящий поэт, делает точные выводы.
Ты — все еще, она — давно не.
Меланхолию побоку.
Гуттенберг и Христос —
Все, что нужно тебе и ей.
Ну, в самом деле, что может быть важнее печатного станка и Веры?!

Евгений Степанов

Надежда Мещерякова, "В шесть лет на Курской дуге", издательство "Вест-Консалтинг", Москва, 2006.

Автор этой книги Надежда Мещерякова маленькой девочкой пережила все тяготы войны. И написала документальную книгу об этом времени. Книга написана лаконичным, простым языком. Написано так, что мурашки идут по коже.
Автор вспоминает, что уже после войны "…по звуку самолета определяла, летит бомбардировщик или наш пассажирский…"
Некоторые фрагменты книги особенно впечатляют.
В главе "Немцы" автор рассказывает о встрече с юродивой.
"В округе ее знали с давних пор. Она ходила по селам, не имея своего дома. Но ей ничего было не нужно, только немного еды…
— Скажи, Катерина, Москву займут немцы? — спрашивали у нее.
Она… достала лопату и с остервенением, бросив ее на пол, стала топтать, наскакивать, стараясь разбить.
— Вот, смотрите, целая лопата, не разбилась. Так и Москву не одолеют, будет стоять, — сказала Катерина, устало присев на лавку".
Книга богато издана, проиллюстрирована детским рисунками — Вани и Насти Кузьменковых.
В этой документальном повествовании, написанном от лица девочки, обнаженная правда о войне.

Фёдор Мальцев