Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Зарождение литературы в Кимрах

В какой-то мере неудивительно, что первыми, дошедшими до нас произведениями, созданными кимрскими авторами, стали быто— и жизнеописания, краеведческие и публицистические очерки и статьи, проза, стилизованная под эпистолярный жанр. Авторы первых исконно кимрских произведений, дошедших до наших дней, — священники, предприниматели, люди серьёзные, коим до "витания в облаках" не было ни времени, ни дела. Конечно, особняком стоят стихотворения, созданные в имении Шубино Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым, однако о нём мы поговорим позже. А начнём наш обзор с имён Алексея Столярова, Михаила Малюгина и Николая Лебедева. Именно они — авторы первых, дошедших до нас произведений, пусть и, в основном, не художественного плана, зато достаточно точно передающих образ кимрской земли.

Первой в этом ряду (но не первой по значению!) выделим развёрнутую статью священника Николая Гавриловича Лебедева (1819–1890) "Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда", увидевшую свет в Санкт-Петербурге в 1853 году. Это типичное бытописание, в котором автор запечатлевает наружность жителей, особенности языка, убранство и способы строения жилищ, одежду, пищу, обычаи и обряды, болезни и занятия, досуг и расходование средств, особенности быта и нравственности. Завершает описание краткий экскурс по памятникам (религиозным) Тверской губернии (он, естественно, неполон, поскольку автор черпал сведения из архивов церкви, в которой служил).

Обыкновенное платье  м у ж ч и н  в зимнее время — коротенький полушубок и серый кафтан, на голове какая-нибудь шапка, а на рукавах большие рукавицы из рыжей кожи, с шерстяными вязанками. В летнее время повседневное платье крестьян то же самое, с тою только разницей, что они летом ходят босые, а на голове носят какие-нибудь шляпы.  Ж е н щ и н ы  зимою по будням ходят в поволошных, то есть покрытых толстою холстиною, шубах, а летом в поволошных же кафтанах. Дома они ходят во всякое время года в крашеных сарафанах или, по-здешнему, салпах. Голову покрывают в простые дни во всякое время года одинаково — сперва  в о л о с н и к а м и,  сделанными из холстины, потом вышитыми из шерсти или шёлку с о р о к а м и  и, наконец,  ф а т а м и,  то есть набойчатыми холстинными платками. Обыкновенная зимняя обувь крестьян и крестьянок одинакова: две  с у к о н к и  и  ч у н и.
"Одежда"

Интересны особенности речи крестьян. К примеру, слово "гожо" употреблялось вместо "годно", "ражо" — взамен "хорошо", "приятно" или "красиво", "голомя" означало "довольно давно" и т. д. Удивительным было и смещение значений слов. Так, например, "недуг" обозначал не просто болезнь, а болезнь, зародившуюся в человеке с момента зачатия; "сердце" обозначало "желудок", "обогнуться" — надеть одежду или, в иных случаях, совершить некое схожее действие, например, накрыться одеялом.
Священник Лебедев описывал быт крестьян, живущих близ своего прихода в селе Кошелево Тверского уезда Тверской губернии (на границе с Корчевским уездом). Кошелево располагалось на Волге, на почтовой дороге, соединяющей Тверь и Корчеву. Следовательно, бытовые особинки (и в меньшей степени языковые) можно отождествить и с крестьянами села Кимры (входившего в Корчевской уезд). В Кимрах отец Николай оказался спустя десятилетие после выхода "Быта крестьян" — в 1862 году он стал священником Покровского собора села Кимры, через некоторое время — его настоятелем, а затем благочинным одного из округов Корчевского уезда.
В Кимрах Николай Лебедев создал ещё одно произведение: "Статистико-этнографическое опи­сание села Кимры", впервые увидевшее свет в "Памятной книжке Тверской губернии на 1865 год", а затем изданное в 1993 году в серии "Кимрская краеведческая библиотечка" вместе с "Записками купца Малюгина". В "описании" представлен экскурс в историю села (в то время считалось, что первое упоминание о Кимрах датировано 1677 годом, в отличие от 1564, как это принято ныне), описаны всевозможнейшие особенности географического расположения, быта, даны сведения о пожарах, приведены данные о народонаселении в динамике (скажем, к моменту описания, коренных жителей мужского пола насчитывалось 1357 душ, женского — 1568; купцов и их детей — 20 душ) и т. д. Немалое место занимают описания торговой и ремесленнической деятельности жителей села, даны выдержки о прибыли сапожников и др. Приведём одно небольшое "географическое свидетельство" священника (не забывая при этом, что в самом начале рукописи он отмечает, что Кимра — "одно из лучших сёл Тверской губернии во многих отношениях".

Жаль только, что в этом красивеньком селе не сделано по сторонам улиц надлежащих канав: от этого в сырое время года или во время продолжительных дождей идти и ехать по селу неудобно. И в это-то время вы не встретите уже того приятного впечатления, какое произвело бы на вас это село в хорошую погоду. А как легко было бы спустить воду с некоторых улиц в реку Волгу, с других — в речку Кимрку, а с иных — в ручей, текущий за селом, параллельно реке Волге.
"Статистико-этнографическое
описание села Кимры"

Владимир Коркунов
Продолжение следует