Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

На родине писателя

Попытка литературной инвентаризации

Круглые и юбилейные даты Александра Фадеева неизменно отмечались на его родине. Листая подшивки районной газеты "Коллективная правда" (позднее — "За коммунистический труд" и "Кимрский вестник"), можно проследить за тем, какое значение придавали жители города своему земляку, жизнь и творчество которого испытали столько критических и оценочных метаморфоз. Не менее интересно проследить и за этапами "сохранения памяти" — появлением мемориальных досок, бюстов, иных свидетельств, связывающих Александра Фадеева и его малую родину.

В номере районной газеты, от 25 декабря 1971 года в двух небольших сообщениях под общим заголовком: "В честь писателя-земляка" говорилось об открытии 23 декабря мемориальной доски А.А. Фадеева на здании городской гостиницы, что сопровождалось митингом и праздником улицы Набережная Фадеева (вторая мемориальная доска, с барельефом, выполненная художником и скульп­тором Ю.Ф. Кузнецовым, была повешена на здание гостиницы "Чайка" спустя два десятка лет. — В.К.).
<…>
Важное событие, имеющее непосредственное отношение к теме повествования, произошло 20 апреля 1972 года, когда, по инициативе горкома ВЛКСМ, детской библиотеке города Кимры было присвоено имя А.А. Фадеева. С течением лет в библиотеке собирались предметы и тексты, объединённые "фадеевской" темой. Так, в 1984 году, в ней появился портрет писателя. Долгие годы в местных газетных материалах, посвящённых Фадееву, факт наличия портрета умалчивался, информации о его происхождении, дате создания и художнике обнаружено не было. Оставлять "белое пятно" в истории края не хотелось. Автор статьи обратился к директору детской библиотеки им. А.А. Фадеева Марине Шустровой с просьбой поднять накладные за 70-е и 80-е годы, чтобы отыскать информацию о покупке портрета. Через некоторое время искомый документ был у меня на руках. Дальнейший текст, касающийся этой истории, приведём по газетному материалу "История одного портрета": "…Накладная № 1 от 1 февраля 1984 года сообщала, что именно в этот день сотрудник детской библиотеки Е.П. Рулькова  получила "художественный портрет Фадеева" стоимостью 365 рублей 13 копеек. Достаточно большая цена по тем временам! Однако Людмила Ивановна Иванова, директор Центральной районной библиотеки, успокоила — в цену портрета входила и пересылка, и шикарная рамка, которая с тех пор, увы, не обновлялась, и к нынешнему времени поистрепалась.
Однако информации о художнике, да и о месте изготовления портрета в накладной не было. Информация, передаваемая из уст в уста, разнилась — кто-то считал, что портрет изготовили в Москве, кто-то полагал, что в Северной столице. В попытке установить истину, я уговорил библиотекарей снять портрет со стены — вдруг на задней стенке отыщется нужная информация? Интуиция не подвела. Автором картины, как следовало из квитка, прикреплённого к обороту портрета, являлся некий В.И. Иевлев; изготовлен он был на комбинате Живописно-оформительского искусства ЛО Художественного фонда РСФСР, в Ленинграде. Дата принятия портрета художественным советом комбината — 7 декабря 1983 года".
В предыдущих публикациях о "писательском министре" мы упоминали о двух бюстах писателя, а также об улице Набережная Фадеева. Вспомним эти эпизоды ещё раз.
Во время своего "официального визита" в Кимры, Александр Фадеев, среди прочего, посетил Кимрский краеведческий музей, где его  привлекли скульптуры, вырезанные из дерева, работы Ивана Абаляева. Знал ли он, что, годы спустя, в детской библиотеке города появится выполненный из дерева бюст молодого Фадеева (по фотографии, которой скульптор был восхищён) работы мастера-самоучки — Афанасия Ивановича Панова. Появится в Кимрах и ещё один бюст, выполненный Иваном Петровичем Волковым.
Набережная Фадеева появилась в Кимрах также после визита писателя. Вечерами, вместе с матерью, писатель прогуливался по этой улице, носившей тогда название Пролетарская, и благодарные земляки через некоторое время приняли решение — переименовав набережную — увековечить имя писателя.
Осталось добавить, что в Кимрском краеведческом музее хранится метрическая книга Покровского собора с записью о рождении Александра Фадеева, в детской библиотеке в тематическом "фадеевском" альбоме остались автографы сына и внука писателя (сделанные к 100-летним торжествам в 2001 году), а совсем недавно библиотека обзавелась новой "табличкой", на которой, помимо названия учреждения, помещён и портрет писателя. Перечисленное, конечно, не является исчерпывающим, однако вносит свой вклад в кимрское фадееведение.

Владимир КОРКУНОВ