Рецензии
Ольга Таир. АВИЗО. М.: «Вест-Консалтинг», 2011
Поэт всегда изгнанник, странник. Бытовало такое выражение в литературном мире, в мире культуры — «внутренняя эмиграция». Поэт всегда скитается по землям и по воздуху духа — и эти путешествия могут быть не только приятными и прекрасными, но и опасными. Творчество потому и тянет, и захватывает, потому что в чувстве созидания — огромный процент адреналина: как я пройду по канату? Как я смогу удержать то, что рвется из рук?
И есть некие формулы, архетипы, которые сопровождают поэта повсюду в этих странствиях. Так же, как есть программные, знаковые стихи.
Таким знаковым стихотворением для Ольги Таир стало первое стихотворение, волшебным ключом открывающее книгу «Авизо».
И есть некие формулы, архетипы, которые сопровождают поэта повсюду в этих странствиях. Так же, как есть программные, знаковые стихи.
Таким знаковым стихотворением для Ольги Таир стало первое стихотворение, волшебным ключом открывающее книгу «Авизо».
Против течения мрачно-зеленого
С ветром, взбивающим рябь,
Ребрами приоткрывая неоновый
Рыбий, искрящийся рай —
Плыть! Собирая всех песен единственность,
Горечь полыни земной,
Лес ясно видимый, берег извилистый,
Тонкий песок золотой...
С ветром, взбивающим рябь,
Ребрами приоткрывая неоновый
Рыбий, искрящийся рай —
Плыть! Собирая всех песен единственность,
Горечь полыни земной,
Лес ясно видимый, берег извилистый,
Тонкий песок золотой...
Поэт плывет вперед, прорезая мыслью и чувством бурную, подчас и впрямь мрачную и холодную реку времени. Внутренний мир поэта — радужный огонь, перламутровое сверкание, и очень точно найден Ольгой Таир образ мгновенного обнажения этой светящейся тайны: «ребрами приоткрывая...» И впрямь нужно дыхание, вдох, чтобы и другим — открыть, и самой — глубоко вдохнуть. Другим — мой неповторимый мир; самой — вобрать и запомнить все сущее, любимое, и мрачное, и светлое. Этот один короткий вдох — быть может, искупление многих «темных веков» слез и печали. Ольга Таир — поэт радости, поэт счастья, и ей сполна удается передать, отдать это счастье читателю:
Эти синие, синие лодки
Под оранжевым пламенным небом!
Пусть узнаю когда-нибудь, кто ты,
И увижу страну, где ты не был...
Под оранжевым пламенным небом!
Пусть узнаю когда-нибудь, кто ты,
И увижу страну, где ты не был...
А еще поэт никогда до конца не истребит в себе, взрослом, это вечное, детское — поэт всегда дитя, и этот детски чистый взгляд на мир присущ Ольге Таир изначально: она знает, не зная, и видит даже с закрытыми глазами:
Куда уходит страх, такой смешной, нелепый?
За горки детские, за шторки тонкие,
За руки крепкие, за льдинки ломкие...
За горки детские, за шторки тонкие,
За руки крепкие, за льдинки ломкие...
Момент сопереживания, сочувствия, сострадания и сорадования очень силен в поэтике Таир; и он тем более драгоценен, чем яснее сознаешь разъединенность, разобщенность современного мира, потерянность в нем одиноких людей. Таир ищет людей — летает над ними, как ангел, она ищет души живые, а найдя, любит столь сильно, что видит ускользающее от глаза — видит сердцем самое сердце любви:
...Они войдут и чемоданы бросят,
Погладят кошку и попросят чаю.
Я тень улыбки только замечаю
На лицах тонких Ольги, Даниэль.
Погладят кошку и попросят чаю.
Я тень улыбки только замечаю
На лицах тонких Ольги, Даниэль.
«Тень улыбки» — это и есть тот предел тонкости, то нежное истаивание звука, то превращение изображения в музыку, которое и отличает поэта от других смертных. Поэт — живая нить, связывающая мир дольний и мир горний, землю и небо, воздух и воду, да и все четыре стихии, основной стихией, подаренной человеку, — чуткой, светлой, солнечной душой.
Так, в таком духе и ключе, написана книга «Авизо». Все — счастье: и плыть против течения, и слышать, как плачет ночь, и слушать тишину; выходить за «печальный круг» — к чистой, лучистой радости.
А разве создавать, рождать радость не есть главная миссия художника, поэта на земле?
Так, в таком духе и ключе, написана книга «Авизо». Все — счастье: и плыть против течения, и слышать, как плачет ночь, и слушать тишину; выходить за «печальный круг» — к чистой, лучистой радости.
А разве создавать, рождать радость не есть главная миссия художника, поэта на земле?
Елена КРЮКОВА