Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Катя Рубина. Рассказики. — М.: Вест-Консалтинг, 2012

Проза Кати Рубиной легка, но не легковесна, непосредственна, но не наивна. Обаятельная самоирония — что заметно даже в названии этой книги — «Рассказики», легкость языка, гармоничное чувство меры, — вот отличительные черты Рубиной-прозаика.
Автор этой книги прекрасно чувствует силу парадокса, внезапного смыслового поворота. Ну вот сразу, из предисловия:

В детстве у меня было три заветных мечты. Первая — чтобы меня украли цыгане, вторая — проскакать по пустыне на арабском жеребце, третья, самая потаенная, чтобы меня печатали в журналах, книжках и разнообразных альманахах…
Первая моя мечта не сбылась, о чем сейчас я ни капельки не жалею.

Две остальные сбылись.

Если говорить об интонации книги, то она напоминает вкус шампанского — радостно-шипящего, но с ощутимой горчинкой. Комическая составляющая в прозе Рубиной, несомненно, сильнее трагической, что, надо признаться, — редкость в современной и тем более в классической литературе. В эмоциональной палитре преобладают яркие краски, скорее полутона, чем бескомпромиссные и беспримесные цвета. Рассказы написаны энергично и бодро и больше похожи на приглашение к увлекательному путешествию в мир оригинальных индивидуальных переживаний, чем на поход в столовую, где подают многократно пережеванную котлету — тему о маленьком человеке, о противобостве добра и зла и т. д.
Итак, интонацию книги можно определить следующим образом: лирическая ирония. Этого не было ни у кого, это индивидуальное, принадлежащее только Кате Рубиной.
Более всего чужда автору банальность. Что угодно, только не говорить обыденно об обыденном. Гораздо интереснее композиционная интрига, как, например, в рассказе «Надежда и любовь». Почти до конца повествования гадаешь: с кем же такая трепетная любовь у героини. Оказывается — с черепахой. Тонкий и проникновенный рассказ, один из лучших в книге. Анекдотичен и одновременно грустен рассказ «Тьма египетская», где подруга героини, вернувшись из Египта, отдохнувшая и загорелая, застает своего мужчину в постели с другой…
Не будем забывать о том, что Катя Рубина — один из самых ярких современных драматургов. И в прозе ее явственно ощущаются умело выстроенные драматургические ходы: сюжетная непредсказуемость (никогда невозможно угадать, чем кончится та или иная история), гротескно-выразительные диалоги, смелое смешение настроенческой палитры, образная выпуклость персонажей.
На малом страничном объеме «Рассказиков» Рубиной удается создать большой смысловой объем: где-то за счет недосказанности, где-то за счет резкой смены ракурса. И всегда — борьба со штампами, ироничное их обыгрывание: «Холод сразу проник внутрь, закрепился там и чувствовал себя прекрасно. Я, в отличие от холода, чувствовала себя леденисто-остро и как-то безнадежно. В голове появились мысли, а скорее помыслы: “Не вернуться ли обратно, в свою холодную квартиру, да не лечь ли под теплое синтепоновое одеяло, да не уснуть ли крепко-крепко, чтобы наконец увидеть синтепоновые сны”». («Перед Рождеством».)
Хотите увидеть мир под непривычным углом зрения, несколько раз улыбнуться и несколько раз погрустить на каждой странице?
Тогда читайте Катю Рубину, это книга для вас.

Анастасия ЕРМАКОВА