Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Геннадий Каневский. «Поражение Марса». — Нью-Йорк, «Айлурос», 2012

Если в голове автора находится больше, чем написано в его книге, то остается только посочувствовать обделенному читателю. Но это еще полбеды. Случается такое, что открывая книгу стихов, ничего, кроме головы автора, в ней не обнаруживаешь. Перелистываешь страницы, одну, другую, третью и везде голова. Торчит прямо из трещины разворота и, подпираемая накрахмаленным воротничком, вопросительно смотрит на тебя маленькими блестящими глазами, дескать, что тебе надобно, друг мой? С испугом, захлопываешь книгу, отбрасываешь ее в сторону и, перекрестившись, на выдохе произносишь: «свят-свят-свят».

я продам свою родину
за прокачку до третьего уровня.

Надо отдать должное скромности Геннадия Каневского, который, видимо, предчувствуя страх читателя, могущий возникнуть в процессе чтения его новой книги «Поражение Марса», убрал с обложки информацию о том, что в ней попадаются стихи.

плачешь, как режешь лук,
а никуда не деться, кромсаешь ломоть.

Стихи попадаются. Их много. Об этом нам сообщает Николай Звягинцев, написавший [вместо предисловия] несколько хвалебных строк в адрес автора. Как ни странно, и он начинает свою речь с цитирования строчек из книги Геннадия Каневского, где упоминается голова невероятных размеров:

человек идет вдоль проезжей любви
на закат на левый берег невы
он в тени своей головы

В книге прослеживается влияние европейской литературы полутора вековой давности, поэтому показалось странным, что книгу издали на Западе. К начатому Шарлем Бодлером и продолженному Артюром Рембо, Полем Верленом изучению и, как следствие, воспеванию низменных желаний человека, оторванного от социума, автор «Поражения Марса» добавляет новую составляющую, а именно, то, как меняется личность отдельно взятого индивидуума под воздействием на него общества. Человек у Геннадия Каневского — всего лишь часть огромного организма, не способная двигаться, чувствовать, принимать решение без согласия на то высшего разума. Высший разум (голова) по автору — это и есть, так называемый, социум.

над нами в небе дремлет бог
свернувшийся в клубок

Примечательно, что все видоизменения личности Геннадий Каневский рассматривает в контексте исторических событий, происходящих в России в прошлом веке.

в подвалах твоей лубянки
веселых цветных подвалах
меня защекочут насмерть
когда я приду сдаваться

предварительный кастинг
чашка кофе на счастье
в ночь накануне казни
украсив мое запястье

ниткою шерстяною
в протоколе отметят
сообщников было двое
здесь не может быть третьих

жизнь моя третий лишний
смерть легка и мгновенна
эти дурацкие вирши —
государственная измена

Оформлена книга претенциозно. В названиях текстов встречаются модные иностранные словечки, зажатые в квадратные скобки. Будет интересна политизированной молодежи, эстетствующим дамам преклонного возраста и, как повод написать хорошую статью, литературоведам. К слову сказать, зачин уже есть. Первым, кто воспользовался этим поводом, стала Марианна Гейде, написавшая [вместо послесловия] к «Поражению Марса» замечательное эссе «О красоте предательства».

где будет можно, я тебя предам.
не зря же я, оставленный при родах,
пел гимны деревням и городам
и получил «спасение на водах»

Дмитрий АРТИС