Футуристы в "Аусланде"
Валерий Шерстяной |
Чтения были посвящены 100‑летию возникновения футуризма и состояли из двух частей. В первой части — стихи поэтов зарождения футуризма, начиная с Маяковского, Хлебникова, Кручёных. Вторая — собственные тексты.
Их дуэт в этом необычном поэтическом представлении, случайно возникший, благодаря приглашению куратора культурных мероприятий и организатора вечера А. Филюты, далеко не случаен. Каждый из поэтов заявил о себе как в поэзии, так и в теории авангарда. Их имена широко известны и уважаемы в России и за рубежом.
Прежде всего, Бирюкова и Шерстяного объединяет, конечно, жизнь, посвященная авангардной поэзии, ее изучению, экспериментаторству в различных ее ипостасях и дальнейшему развитию. Оба поэта одногодки 50‑го года рождения, выходцы из бывшего Советского Союза. Они слышали друг о друге, много лет переписывались, но познакомились только на немецкой земле.
Валерий Шерстяной родился в Казахстане, вырос на Кубани. По образованию он преподаватель немецкого языка и литературы. С 1979 года живет в Германии. Он известен как автор экспериментальных радиоработ для ведущих немецких и австрийских телерадиокомпаний, антологией русской саунд-поэзии XX века "Танго с коровами", рядом поэтических сборников, вышедшей недавно теоретической книгой "Мой футуризм". Несколько лет он являлся художественным руководителем Международного фестиваля "Bobeobi" в Берлине.
Что касается Сергея Бирюкова, то его как поэта, литературоведа, исследователя русского и зарубежного авангарда и прямого продолжателя футуристического течения, основателя и президента Международной Академии Зауми, представлять любителям поэзии не надо.
Берлинский вечер, посвященный авангарду и преподнесенный слушателям с артистическим мастерством непревзойденной декламации, можно назвать уникальным. Во‑первых, увидеть на сцене сразу двух мастеров саунд-поэзии, а в перерывах и после выступления пообщаться с ними — такая возможность предоставляется очень редко. Хотя индивидуально поэты стараются выступать часто: на фестивалях, конференциях, камерных площадках Германии, России и других стран.
Сергей Бирюков |
Мнение о поэтическом авангарде у многих довольно противоречиво. Примерно такое же, каким может быть мнение о картинах Леже и Кандинского, когда рассматриваешь репродукции, то есть до встречи с оригиналом. Возникает другой, более сочный колорит, не сравнимые ни с чем, тончайшие движения линий и масштабность исполнения.
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД
Фото Елены Ильиной
Фото Елены Ильиной