Рецензии
Эльдар Ахадов. «Васильковое небо». — Красноярск, «Семицвет», 2010
Эльдар Ахадов — известный поэт и прозаик, нефтяник по профессии. Живет на Севере. Биография во многом определяет творчество Ахадова. Как и любой другой хороший поэт, он неравнодушен к человеческим судьбам. Для него самое важное — это подтолкнуть человека к духовному поиску. Призвание самого поэта, таким образом — мотив покаяния и нравственного очищения с серьезными раздумьями о смысле жизни, которые, однако, невозможны без страданий, тяжкой работы над собой.
Тот крик души, которым я кричу,
Весь обратился в тонкую свечу,
Горящую во тьме под куполами…
Не дайте в Храме погасить свечу,
Услышьте то, о чем я вам кричу,
Войдите в Храм. И оставайтесь в храме.
Весь обратился в тонкую свечу,
Горящую во тьме под куполами…
Не дайте в Храме погасить свечу,
Услышьте то, о чем я вам кричу,
Войдите в Храм. И оставайтесь в храме.
Ахадов — поэт лирический, пишущий от собственного лица. Его стихи классичны, то есть чаще всего написаны двусложным размером, легки по звучанию и точны в выражении мысли. Включает в себя в основном традиционные мотивы.
Удача в стихотворениях Ахадова — это чаще всего звук и плавное перетекание образов.
В своих стихах поэт нередко обращается к Богу («Бог ты мой, Неведомый, Незримый»), использует религиозные и церковные реалии. Бог для Ахадова олицетворяет собой высшее, духовное начало жизни, которое пронизывает и связывает все сущее единым стремлением к развитию, совершенствованию, красоте. Ахадов — поэт-романтик. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне делают его стихи самоценными.
Удача в стихотворениях Ахадова — это чаще всего звук и плавное перетекание образов.
В своих стихах поэт нередко обращается к Богу («Бог ты мой, Неведомый, Незримый»), использует религиозные и церковные реалии. Бог для Ахадова олицетворяет собой высшее, духовное начало жизни, которое пронизывает и связывает все сущее единым стремлением к развитию, совершенствованию, красоте. Ахадов — поэт-романтик. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне делают его стихи самоценными.
Сияют звезды, словно дождь
В небесной глубине,
Они повсюду, где живешь, —
С тобой наедине.
Оставить может близкий друг,
Удача — дать отбой,
Но звезды, что горят вокруг, —
Они всегда с тобой…
В небесной глубине,
Они повсюду, где живешь, —
С тобой наедине.
Оставить может близкий друг,
Удача — дать отбой,
Но звезды, что горят вокруг, —
Они всегда с тобой…
Кажется, что автор пишет по любому поводу, то есть для него важно уметь моментально высказываться, запечатлевать сиюминутное. Читаются стихи Ахадова мерно, плавно, напевно. Конечно, поэзия Ахадова — это метание души, мучимое и страстное биение сердца.
Всю жизнь искал я место рая,
Страну меняя за страной,
Но рая не было без края,
Вдали оставленного мной.
Страну меняя за страной,
Но рая не было без края,
Вдали оставленного мной.
Перекликаясь, так или иначе, с поэзией великих классиков, незаурядное творчество Ахадова — это бережное отношение к слову и разносторонние преемственные связи. Вот пример реминисценции к блоковским «Живи еще хоть четверть века — / Все будет так. Исхода нет», где у Ахадова в среднем по объему стихотворении все снова сводится к монотеистическому взгляду на человеческую жизнь (вера, судьба, душа и дух):
Проживи еще хоть больше века, —
Не изменишь в жизни ничего:
Нет конца лукавствам человека,
Нет числа предательствам его.
<…>
Знает Он о близком и далеком
Знает все, о чем не изреки,
В небе, как в огне голубооком,
Растворяя наши пустяки…
Не изменишь в жизни ничего:
Нет конца лукавствам человека,
Нет числа предательствам его.
<…>
Знает Он о близком и далеком
Знает все, о чем не изреки,
В небе, как в огне голубооком,
Растворяя наши пустяки…
Поэт, который видит в общечеловеческих ценностях — семье, любви, вере — убежище, а не темницу — это сегодня редкость. Его творчество — творчество закаленного, нравственного предела, но отнюдь не ханжеского.
Если поэт возносит молитву, то он делает это с необоримым восторгом, уверенный в силе родных слов; родной язык — это путь к духу и лишь в последнюю очередь к читателю.
Интонация грустная, особенно в наставительных, остро-философских стихах.
Если поэт возносит молитву, то он делает это с необоримым восторгом, уверенный в силе родных слов; родной язык — это путь к духу и лишь в последнюю очередь к читателю.
Интонация грустная, особенно в наставительных, остро-философских стихах.
Влад АНТИКИН