Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Штудии


Евгений СТЕПАНОВ



ТРЕХСТИШИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Строфическая система современной русской поэзии развивается эволюционным путем — во главе угла, как в ХIХ и ХХ веках, стоит традиционное четверостишие, или катрен.
Двух-трех-пяти-шести-строчная строфы встречается значительно реже.
Тем не менее, ряд современных авторов иногда отказываются от привычного катрена, например, в пользу трехстишия (терцета). Среди них Владимир Ярцев, Мария Ватутина, Андрей Коровин, Евгений Заугаров, Максим Кравец, Виталий Лехциер, Владислав Шихов, Юрий Кабанков, Валерий Шерстяной и некоторые другие.
Цель нашей статьи — не только обозначить пути развития современного русского трехстишия, но и максимально ввести в литературоведческий оборот имена поэтов, работающих в рамках этой нетривиальной строфы.
Трехстрочная строфа лишена автоматизма, она требует от поэта максимума версификационного мастерства, неожиданных, как правило, точных рифм.
Несомненными мастерами терцетов были Валерий Прокошин (1959—2010) и Нина Искренко (1951—1995).
Валерий Прокошин:

Это море в марте вкусней мартини.
Чайки в раме неба, и мы в картине,
снятой Пьером Паоло Пазолини.
Я не Мартин Иден, но кто докажет,
если солнце — в море, а рама — в саже.
Мы одни с тобою в пустом пейзаже.
Полдень катит волны на берег адский,
воскрешая жизнь, как считал Вернадский.
Дикий пляж расстелен, как плед шотландский.
А у моря голос конкретно бычий,
так бывает ранней весной, обычно,
если акт любви перешел в обычай.
Если б знали вы, как мы тут кончаем,
обжигая горло горячим чаем —
с лунной долькой марта, под крики чаек.
О, как горько плачут земные птицы
над любым кусочком небесной пиццы.
Мы и после смерти им будем сниться.
Мы и сами птицами раньше были,
только вы об этом забыли, или...
Нас еще при Чехове здесь убили.
Не зови по-ихнему, что за глюки
на краю отлива, в краю разлуки.
На хера нам нужен их шестирукий.
На хера нам русские отморозки.
К нам летает дымом из папироски
шестикрылый наш Серафим Саровский.
Это море в марте, как в мармеладе,
где-то рядом рай на змеином яде.
Где я только не был, а вот в Гренаде... [1]

Нина Искренко:

              «Говорил своей хохлатке...»

Говорил своей хохлатке
в голубом платке с получки
вдоль по Пироговке

Говорил   Уедем Рита
Заработаю на хату
Будешь ты обута

Будем кушать апельсины
Коврик купим с полосами
Там красиво   Север

Отводил рукою пряди
льнул картофельным медведем
говорил     Уедем

говорил   Ни капли   Баста
Чтоб ей скверной было пусто
Завязал я Рита
Говорил    Последний раз   а
В рот упала папироса
Магазин закрылся

Тронул крепко     одичало
Раздавил в кульке печенье
сплюнул непечатно

Так и шли     законным браком
к задним бедам   кислым брюкам
плыли к боку боком

Эх российские буренки
голубые табуретки
Масловки-Таганки [2]

В терцетах Прокошина рифмы звонкие, зачастую паронимические (бычий—обычай; птицы—пиццы), нередко на рифму выносятся имена собственные и топонимы (Пазолини, Вернадский, Саровский, Гренаде). Удержать внимание читателя, не потерять ритм стихотворения в терцете значительно сложнее, чем в катрене.
Искренко использует в терцетах ассонансы (например, браком—брюкам—боком), рифмоиды (буренки—табуретки—Таганки), либо вообще отказывается от рифм, но укрепляет строфу за счет богатой аллитерации, ритмической эвфонии, графического оформления. Не случайно стопа в терцетах Искренко, как правило, короче, чем в терцетах Прокошина.
В японской поэзии издревле популярны хокку или хайку. [3] Это лирическое стихотворение из трех строк. В первом и третьем стихе — по пять слогов, во втором — семь. В общей сложности — семнадцать. Кроме того, хайку отличается определенной тематикой: природа и человек, их разноплановая взаимосвязь, единство и противоположность.
Жанр хайку оказался востребованным русскими поэтами, однако в достаточно вольной интерпретации. Мало кто из отечественных авторов ХХI столетия соблюдает необходимое число слогов в этой форме, да и темы в русских трехстишиях самые разнообразные. Не только — природа и человек.
Главная особенность современного отечественного трехстишия — это поэтичность взгляда на мир, афористичность, метафоричность и анафоричность письма. Это короткий русский верлибр.
Несколько примеров.
Михаил Гавин:

Есть сила в отказе от силы
как поэзия в отказе от поэзии
как язык в отказе от языка [4]

Дмитрий Григорьев:

Стихов не бывает,
просто ветер по губам пробегает
свободный. [5]

Руслан Элинин:

В тот день
Я записал стихотворенье
Твой телефон

1989 [6]

*  *  *
 
эротика — это когда
на встречном эскалаторе
все остальное — порнография

1991 [7]

*  *  *
 
Голова
уже не кружится
листва кружится [8]


Михаил Файнерман:

Октябрь,
каждый лист на счету,
их так мало осталось. [9]

*  *  *

Очутиться одному, на ветру,
одному,
на ветру… [10]


Наталия Лихтенфельд:

Испепелила в душе врага своего.
И удивительно — испепелился в реальности.
Каюсь, каюсь. [11]


Элана:

Капля за каплей
Капля за каплей
Испытание камню

февраль 2008 г. [12]

Рита Бальмина
Из цикла «Не хокку»:

Родители ушли.
Дочь играет в прятки
С собственным страхом. [13]

Известны анаграмматические, заумные, палиндромические, цифровые и т. п. современные трехстишия. То есть терцет дает широкие возможности для творчества. Это полноценная строфа, в ее рамках можно создать самостоятельное стихотворение.
Виртуозами анаграмматического трехстишия можно назвать Константина Кедрова, Николая Грицанчука, Айвенго.
Константин Кедров:

Я не вынесу
Я не вы
Несу [14]

Николай Грицанчук:

А хил лес
Ахил лес
лес Ахилл [15]

Айвенго:

бухай
но не
хай [16]

Заумные терцеты пишут Сергей Бирюков, Валерий Шерстяной. Писал Марк Ляндо (1931— 2011).
Сергей Бирюков:

ыбка почти робко
на самом деле рыбка
и донко [17]

Валерий Шерстяной:

табр ять прямл
дать щив хив
в е р л и н у р

жив луб крош
клев клин дать
в е р л и н у р

кид крап лаш
палз прыск бли
в е р л и н у р

1993 [18]


Марк Ляндо:

Зеркаль — Зорь аль!
ДО — ре — ми — соль
Зорь воль!.. [19]

Борис Гринберг показал образцы палиндромических трехстиший, например, в стихотворении «Извечные вопросы»:

Какого?..
Кого?
Как?! [20]

Алексей Шепелёв использует в терцете цифровое письмо:

            2 3 1
л и ц о 1 2 2 л и ц о
            3 1 3 [21]

Краткие выводы.
Трехстишие поливариативно, как в целом строфическая система современной русской поэзии. Терцет может быть и самостоятельным стихотворением, а может быть и строфой (частью) поэтического текста. Терцет менее популярен у отечественных стихотворцев, чем катрен, но, тем не менее, востребован.



Литература. Примечания.

[1] Валерий Прокошин, Футурум АРТ, № 6, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru
[2] Нина Искренко, «Дети Ра» 2006, № 5. Url: http://www.detira.ru
[3] См. об этом подробнее в Поэтическом словаре А. П. Квятковского, М., Советская энциклопедия, 1966, с. 326: «ХО́ККУ, хайку, — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»). Исторически X. рассматривают как первую строфу танка, от которой X. отделилась еще в глубокой древности. В X. изображаются природа и человек в их вечной неразрывности. В каждом X. соблюдается определенная мера стихов — в первом и третьем стихах по пяти слогов, во втором стихе — семь, а всего в X. 17 слогов. Рифм в X. нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной смысловой емкостью, требующей порой комментариев. Самый знаменитый в Японии автор X. — национальный поэт Мацуо Басе (17 в.)».
[4] Михаил Гавин, Футурум АРТ, № 2-3, 2001. Url: http://www.futurum-art.ru
[5] Дмитрий Григорьев, Футурум АРТ, № 4, 2002. Url: http://www.futurum-art.ru
[6] Руслан Элинин, Футурум АРТ, № 4, 2002. Url: http://www.futurum-art.ru
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Михаил Файнерман, Футурум АРТ, № 5, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru
[10]Там же.
[11] Наталия Лихтенфельд, Дети Ра, № 10, 2008. Url: http://www.futurum-art.ru
[12] Элана, «Дети Ра»  № 7 (45), 2008. Url: http://www.detira.ru
[13] Рита Бальмина, Из цикла «Не хокку», Дети Ра, № 1-2, 2007. Url: http://www.detira.ru
[14] Константин Кедров, Дети Ра, № 7, 2007. Url: http://www.detira.ru
[15] Николай Грицанчук, Дети Ра, № 4, 2006. Url: http://www.detira.ru
[16] Айвенго, Дети Ра, № 5, 2005. Url: http://www.detira.ru
[17] Сергей Бирюков, Футурум АРТ, № 7-8, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru
[18] Валерий Шерстяной, Дети Ра, № 12, 2006. Url: http://www.detira.ru
[19] Марк Ляндо, Дети Ра, № 7, 2006. Url: http://www.futurum-art.ru
[20] Борис Гринберг, Дети Ра, № 7-8, 2007. Url: http://www.detira.ru
[21] Алексей Шепелёв, Футурум АРТ, № 1, 2001. Url: http://www.futurum-art.ru



Евгений Степанов — поэт, литератор, издатель. Президент Союза писателей XXI века. Автор многих книг и публикаций. Живет в Москве.