Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Штудии



Евгений СТЕПАНОВ

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ВЗРОСЛОЙ ПОЭЗИИ

Когда к нам приходит поэзия? Когда мы влюбляемся и начинаем писать стихи? Когда изучаем в школе русскую классику? Нет, значительно раньше. Поэзия приходит к нам с рождения, с колыбельной материнской песни, с самого раннего детства. Более того, усиленная филологическая подготовка у детей начинается на подсознательном уровне. Сама улица (игра) развивает в мальчишках и девчонках чувство народного, поэтического слова. Особенно это касается сельских, деревенских детей. Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Как говорится, «голь на выдумку хитра!»
Работая в 80-е годы учителем и воспитателем группы продленного дня в Тамбовской области (село Верхнеспасское), я записывал разнообразные образцы детского фольклора, которые использовали в играх мои ученики. Получилась большая коллекция.
Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала.
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: «Ура,
Позовите доктора». [1]

Перед нами очень распространенный фольклорный жанр — скоморошина, в котором логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью. Нужно сказать, что мы, ребята из московского двора, в свое время тоже пользовались этой считалкой, однако мы знали из нее только одну строфу.
Скоморошина — далеко не простой жанр. Известные теоретики литературы, фольклористы (В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Л. М. Ивлева) относили скоморошины к эпическому (былинному) жанру, построенному по комическому признаку.
Л. М. Ивлева писала: «Скоморошины следует выделить как особый вид песенно-эпического фольклора, основным принципом в художественной структуре которого является комическая заданность, своего рода установка на комизм, — то, что А. Д. Григорьев назвал “намерением рассмешить слушателей ...» [2]
То есть, играя, ребята осваивают литературу изнутри, постигают как бы на практике основы фольклорного искусства.
Используют сельские дети и другие считалки.

Шел баран
По крутым горам.
Сорвал травку
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет. [3]

Ребята из села Верхнеспасское чаще произносят не водить, а вадить. Это диалектное произношение. Оно, кстати говоря, позволяет не нарушать в последних двух строках стихотворный метр.
Популярна и такая считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела. [4]

Приведу еще несколько примеров:

* * *

Тара, тара, тара, ра,
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить. [5]

* * *

Шел крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
«Шишел, мышел,
Дернул, вышел». [6]

* * *

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? [7]

Нередки считалки с заумным зачином:

Лады, мады,
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить. [8]

Зачастую одни и те же считали употребляют и сельские, и городские дети. Например, такие:

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву «С». [9]

* * *

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить. [10]

Очень любят сельские школьники задавать друг другу загадки. И знают их великое множество.

* * *

Сам в море,
А хвост на заборе?
(Половник). [11]

* * *

Сидели на лавочке
Две Клавочки,
Делили булавочки.
«Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка».
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек? [12]

(Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленьких.)

* * *

Полон клевец
белых овец?
(Зубы). [13]

Кстати говоря, эта загадка помещена в «тамбовском» разделе хрестоматии «Малые жанры русского фольклора», выпущенной в 1986-м году московским издательством «Высшая школа».

Характерно, что детских частушек сельские мальчишки и девчонки знают гораздо меньше, чем считалок, которые им просто необходимы в повседневной жизни. Впрочем, ребята и частушек знают достаточно. Они в основном навеяны их учебой в школе и начинаются, как правило, со следующего зачина: «Подружка моя, как тебе не стыдно».

* * *

Подружка моя,
как тебе не стыдно,
На уроке булку ела,
думаешь, не видно? [14]

* * *

Подружка моя,
что тебе за дело?
Я разочек укусила,
больше не хотела! [15]

Это замечательно, что ребята с раннего детства непроизвольно, в игре осваивают большое искусство, а именно — детский фольклор.
Поэзия — не только занятие для эстетов, это жизненная необходимость для всей нации. Дети это подтверждают со всей очевидностью.


1986 — 2011



Литература:

[1] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области.
[2] Цитата из автореферата кандидатской диссертации: Ковпик Василий Александрович. Стилевые особенности скоморошин (К проблеме жанрового определения): Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09: Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-10/1692, URL: http//www.lib.ua-ru.net
[3] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Там же.



Евгений Степанов — литератор, издатель. Президент Союза писателей XXI века. Автор многих книг и публикаций. Живет в Москве.