Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АЛИНА САВЕНКО


Альпинизм для авторов



Как забраться на вершину в 2023 году


Минуло уже почти три месяца нового 2023 года, но подведение книжных итогов года предыдущего нам только предстоит. И помогут в этом, конечно же, литературные премии. За какими шорт- и лонг-листами следить искушённым читателям в 2023 году? Куда подаваться авторам и зачем вообще нужен данный институт? Разберём прямо сейчас. А заодно постараемся обозначить актуальные проблемы этого процесса, на решение которых направлена новая премия "Гипертекст" имени Александра Чаковского, учреждённая "ЛГ".

Начнём с самого понятия "литературная премия", овеянного многочисленными мифами, главный из которых – невозможность туда попасть, если вы не Евгений Водолазкин или, предположим, Гузель Яхина (причём не до получения звания лауреатов "Большой книги" и "Ясной Поляны", а непременно после). Одна из главных задач, которую ставят перед собой все премии России и мира, – "лифт для талантливых авторов". Именно институт премий помогает добиться заветного признания как среди профессионального сообщества, так и у массового читателя. Ореол обрушившейся на писателя славы зависит от статуса премии, её места в литературной иерархии и места самого произведения в тех или иных списках. Многие из лауреатов не раз признавались в интервью, что именно премии сделали их теми, кто они есть ("Я ощутил, что могу стать писателем, я "почувствовал кровь", и мне теперь хочется идти до конца" – Ислам Ханипаев, интервью с Дмитрием Кравченко, "Юность"). А девиз премии "Национальный бестселлер" так и заявляет – "Проснуться знаменитым!".
Звучит недурно… Но не спешите рассылать книги и тем более рукописи. Открыв положения знаковых премий, мы увидим пункт о порядке выдвижения – список тех, кто обладает правами на номинирование авторов. Здесь всё многообразие премий можно разделить на четыре типа: выдвижение комитетом премии ("Национальный бестселлер"), выдвижение издательствами/журналами/союзами/членами жюри/членами СПР ("Ясная Поляна", "НОС", премия Фазиля Искандера, премия Александра Левитова), самовыдвижение опубликованной книги ("Большая книга") и, наконец, самовыдвижение рукописи.
Последний пункт возможен только в одной из национальных премий – "Лицей". Единственная на всю Россию! Таким образом, "проснуться знаменитым", написав и просто отправив рукопись на соискание, пусть даже и очень хорошую, в реальности практически невозможно. Требуется предварительная работа по её изданию и/или участию в литературном процессе.
Но не время расстраиваться, потому что в этом году к "Лицею" присоединяется "Гипертекст", уделивший особое внимание начинающим авторам, для которых открыто самовыдвижение рукописей (до 35 лет) и дебютных книг (без возрастного ограничения). Причём призовой фонд только в этой номинации составит 1 млн рублей, а награды удостоятся целых пять победителей.
Следующая задача, заложенная в самой природе всех без исключения премий, – популяризация хорошей современной литературы и навигация читателей по ней. Длинные и короткие списки всегда служили незаменимым ориентиром в книжном мире или даже маяком в книжном море – бесспорным "знаком качества" для тысяч читателей. Причём благодаря им хорошая литература оказывается всё более досягаемой. Так, "Большая книга" и "Ясная Поляна" открывают бесплатный доступ на портале Литрес ко всем книгам-финалистам во время проведения народного голосования. Да и процесс работы жюри/совета экспертов в большинстве своём проходит достаточно прозрачно через обнародование рецензий и отзывов и даже круглых столов с публичным обсуждением. В то же время все события происходят в Москве или Санкт-Петербурге, ещё раз подчёркивая культурную столичноцентричность России.
Премия "Гипертекст" обратила внимание на этот факт, поэтому помимо широкой представленности в интернете организовала тур по городам. Жители Северного Кавказа, Хабаровска, Сочи, Волгограда, Самары и многих других городов смогли лично познакомиться и пообщаться с руководителем премии Александром Чистяковым и главным редактором "ЛГ", председателем оргкомитета премии Максимом Замшевым. Круглые столы с публичным обсуждением также запланированы в 9 регионах России, а все записи прошедших и предстоящих событий публикуются в официальных аккаунтах на Rutube и ВКонтакте.
А теперь давайте зададимся вопросом: "Много ли людей в нашей необъятной стране пишут на национальных языках?"
А много ли есть всероссийских премий с номинацией "перевод/иностранная литература"? До недавнего времени это были только "Ясная Поляна" и специализированная премия по литературным переводам "Мастер", причём обе, судя по финалистам прошлых лет, отдают предпочтение переводам европейских, американских и восточных авторов, нередко классики, нежели произведениям народов России и стран СНГ. Конкуренция с Марселем Прустом и Кадзуо Исигурой, согласитесь, высока, да и процесс номинирования тут ещё сложнее, чем в российской прозе, – список соискателей определяется исключительно экспертным сообществом в "Ясной Поляне" и членами гильдии в "Мастере".
Однако в 2022 году всё изменилось. Благодарить за это стоит две премии – Фазиля Искандера и снова "Гипертекст". В первом случае появилась отдельная номинация "Бесценное достояние", награждающая за переводную прозу с абхазского языка и языков народов России и стран СНГ (два лауреата с призовым фондом по 100 000 рублей и автору, и переводчику). Премия "Гипертекст" также делит поровну материальное вознаграждение, но оно здесь несколько выше – по 250 000 автору и переводчику (два победителя, общий фонд 1 млн рублей). Результат не заставил себя ждать – летом, после объявления приёма заявок на соискание премии Александра Чаковского, больше половины заявок стало поступать именно в номинации "Перевод".
Наконец, перейдём к третьей, не менее волнующей проблеме – место поэзии в национальных литературных премиях. К сожалению, ситуация с книгоизданием стихов отразилась и здесь – их настолько мало, что кажется – практически нет. Особенно если принять в расчёт "армию поэтов" (по ёмкому определению Виктора Куллэ) в нашей стране. И на всю эту "армию" мы имеем номинацию "Поэзия" только в трёх премиях – "Лицей", премия Фазиля Искандера и премия Левитова. Таким образом, мы видим явный акцент на прозу, напоминающий ситуацию на полках книжных магазинов.
Но "Гипертекст" и здесь сумел внести свой вклад в устранение несправедливости, утвердив номинацию "Поэзия" с призовым фондом 500 000 руб. для авторов с книгами и вышеупомянутую номинацию "Для начинающих авторов", позволяющую поэтам представить неизданную подборку. Также интересно, что это единственная премия, сотрудничающая с кастинг-платформой Таврида-Арт, причём очный питчинг и презентация были проведены на самом фестивале в августе Александром Чистяковым и Максимом Замшевым.
Внимание к творческой молодёжи прослеживается и в номинации "Литературный блогер". Несмотря на то что большинство национальных премий начинает обращать своё внимание на ярких лидеров мнений, их участие заключается чаще всего в судействе по номинации "Выбор книжных блогеров" или рецензировании финалистов на официальных сайтах. Награждать же самих трансляторов голоса народа решилась только "Большая книга" в рамках премии "_Литблог".
Но и в этом случае ей не пришлось долго оставаться в одиночестве, ведь в апреле 2023 года на церемонии вручения премии "Гипертекст" мы узнаем имена пяти литературных блогеров – победителей, каждый из которых получит по 200 000 рублей.
Таким образом, нельзя не отметить закономерность появления новой национальной премии имени Александра Чаковского, не имеющей на данный момент аналогов по многообразию и широте номинаций, охватывающих все сферы литературного процесса в России. В заключение хочется пожелать удачи всем соискателям, работы которых отсматривают Сергей Филатов, Сергей Лукьяненко, Анна Ревякина, Дмитрий Воденников, Вадим Левенталь, Игорь Волгин, Сергей Носов, Сергей Чаковский и другие известные писатели. А мы с нетерпением ждём итогов!