Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии



Елена Зейферт. «Сизиф & К°». — М., 2010

От книги мы ждем откровения. От автора — открытости сердца и души. Именно в тот момент, когда душа читателя соприкасается с душою писателя — наступает благодать. Слово является тем самым проводником, что позволяет им встретить друг друга, а местом такой встречи является книга. Отношение к слову у Елены Зейферт совершенно особое, внимательное, бережное и чистое. Ее слово, словно пульс на руке — прикоснешься — и услышишь особую мелодию. Слова повествуют о бытии, увлекая за собой все глубже. Мелодия их проста и одновременно сложна. Сделав круг, они обязательно приведут читателя к месту их зарождения — сердцу, где живет душа автора. Каждый удар сердца Елены дарит жизнь новому, особому слову.
Уже давно у меня не было такого откровенного диалога с книгой, как говорится — душа в душу. Новая книга прозы Елены Зейферт — сборник «СИЗИФ и Кє» — носит очень необычное интригующее название. Автор предполагает, что существует «сизифова доброта»: «Это совершение добрых поступков, не приносящих никому добра». Таковым является чистильщик обуви из рассказа «На дне рудника», совершавший в жизни именно такие поступки, которые никому не приносили добра, а после смерти ставший слепой тяговой лошадью, живущей на дне рудника и теперь поднимающей клеть с душами умерших в Царство Божие. Что это — несправедливость или благодать? Слепая лошадь помогает душам умерших встретиться с Всевышним. Автор ставит вопрос, ответа на который читатель может искать лишь в своей душе.
Мне всегда интересно наблюдать за тем, как в произведениях Елены реальность и миф переплетаются и рождается новая «инореальность», веру в существование которой вселяют слова автора. Как отметил в своем отзыве на книгу Юрий Мамлеев, «миф у Елены Зейферт живет не в своей капсуле и не в древности, а открыто и сейчас». Настоящее и прошлое в книге подтверждают непреложность вечных истин. Рассказ «Глиняный человек» отсылает читателя к Ветхому Завету, к мифу о сотворении человека. Из маленького кусочка глины герой непреднамеренно создает маленького человечка, он оживает, с ним ведут беседу, пытаются заботиться: кормят, мастерят одежду. Но именно по вине своего создателя он погибает, ведь создавший его — все же человек, а не Бог. Если обратиться к структуре книги, можно отметить, что у Елены Зейферт существует особая парадигма расположения. Начав читать о героях взрослых и даже преклонных лет, в конце мы встречаемся с героями-детьми. Объяснение этому можно найти в тексте: «Наша память сделала фотографию вчерашней радости. И когда тебе захочется, ты сможешь вернуться в памяти ко вчерашнему дню и перелистывать воспоминания, как фотоальбом».
В последнем разделе с названием-предложением «Почитайте себе как детям» (необычное, но порой так необходимое человеку) есть «Сказки для тех, чья душа похожа на розу без шипов», рассказы о реальности и инореальности. Читатель здесь вновь встречает миф о сотворении человека. Шестилетний мальчик по прозвищу Ещека просит слепить из теста человечка: «— Ещека все же с опаской смотрит на вызванную им к жизни фигурку». Он ведет с ним диалог за двоих, обращает к нему самое сокровенное и безгрешное. Небрежное отношение (взрослого) создателя в «Глиняном человеке» является ярким контрастом бережному, детскому отношению маленького Ещеки, который намерен подарить свое создание самым близким людям.
«Разве мальчики плачут…» — услышал Ещека, когда в следующем рассказе не мог смириться с исчезновением полумифического гнома. Маленький мальчик (будущий мужчина) — еще не умеет скрывать своих слез. А надо ли? Рассказы из раздела «Сухой тополь» заставляют сердце читателя сжаться до боли. Герои здесь — старушка Крошка Цахес, доживающая свой век в своем родном-чужом доме с родными-чужими родственниками, бабка Варвара — жесткая донская казачка, и «маленькая нищая старушка». Христианское милосердие здесь — основная тема. «За радость, что лучится в глазах слепого человека, отпускаются грехи» — это о бабке Варваре, беспомощной и уже почти слепой в старости. Ее внук подарил ей эту радость — забрал в свою семью, а по сути — подарил семью. Для него забылись ее жесткость, а осталось лишь «ласковое прикосновение ее руки к детской коже, ее доброе лицо…». Говорят, что мужчины не плачут. Но это не так. Слезы могут не катиться из глаз, но их удары очень гулки в душе. Елене Зейферт удается редкое — мы читаем строки и слышим (воистину!) их звон в душе героя: «Она вышла из подъезда, ветхая, в чрезвычайно заношенном, как бы прошитом мелкой дробью платье, в сизо-грязном платке на голове, в стоптанной брезентовой обуви. <…> На тоненькой, полуоборванной веревочке моя бабушка с усилием волочила целлофановый пакетик с мусором».
Автор воскрешает миф о Сизифе и переносит читателя в инореальность: «Я тихонечко подхожу к камню (Сизиф меня не видит) и исподтишка толкаю его. <…> Я уже не просто свидетель. Я преступница». Предчувствие судного дня — основная нить рассказа. Героине позволено выбрать себе шесть судей, седьмой ей неизвестен до последнего момента. И как оказалось, седьмой — главный судья — это она сама. Нет для нас судей строже, чем мы сами. Отношения людей и Бога, или если быть точнее — людей перед Богом — один из основных мотивов книги.
Елена Зейферт очень проникновенно пишет о любви. Казалось бы — вечная тема, что к ней добавишь? Своеобразие книги в том, что она заставляет читателя вновь научиться говорить по слогам это важное слово «любовь» в его истинном, не зашореном временем и человеком значении. Автор говорит чистым словом о чистой любви. Это явствует, например, в рассказе «Влюбленный в солнце», где юноша проникается истинной, античной любовью к солнцу — богу Гелиосу. Воскрешая миф, Елена воскрешает истинную любовь.
Виртуальность обрела жизнь на страницах реальной книги в разделе «Грани виртуального графита», где представлены заметки из Живого Журнала Елены Зейферт. Увидеть их в книге мне, как человеку, воспитанному на классической литературе, было непривычно, но интересно. Автор позволяет «посмотреть» на себя, показать свои человеческие (человечные!) будни. Этот открытый диалог так необходим современному читателю!
Книга «СИЗИФ и Кє» очень оригинальна и интересна. Она о прошлом и будущем, о настоящем и вымышленном, о непреложных истинах, о настоящей любви. Сборник будет интересен широкому кругу читателей. Бережное отношение автора к слову восхищает и вызывает уважение. Каждый читатель, что возьмет в руки эту книгу, сможет почувствовать пульсацию слов, идущих от сердца автора. Воистину убеждаюсь, что передо мной книга, у которой есть душа.

Александр ШУКЛИН