Беседу вела КИРА ТВЕРДЕЕВА
Наталья Анатольевна Гранцева – поэт, эссеист, член Союза российских писателей и Союза писателей Санкт-Петербурга, главный редактор журнала "Нева". Автор пяти книг стихов и семи книг исторической эссеистики. Лауреат нескольких литературных премий.
Дар даётся не по прописке
Поэтому поэтом можно стать в любом городе
О позитивных и негативных тенденциях современной словесности, а также о настоящем и будущем толстых литературных журналов размышляет главный редактор "Невы" Наталья Гранцева.
– Вы возглавляете журнал 15 лет. Как он изменился за эти годы? С какими наиболее серьёзными трудностями вам пришлось столкнуться на посту главного редактора?
– Как и всякий журнал, "Нева" меняется в соответствии с изменениями времени, с процессом смены творческих поколений. А наиболее серьёзные трудности – это в основном трудности технического характера, преимущественно организационного. Их было немало у всех журналов, в этом смысле "Нева" не одинока. Самое свежее, запомнившееся – двухлетняя пандемийная эпопея, о которой и вспоминать не хочется.
– Есть ли у толстых литературных журналов будущее в условиях падениях тиражей и читательского спроса?
– Думаю, феномен толстых журналов вполне органичен для современного социума. Толстые журналы никогда не ориентировались на масскульт, на невзыскательного читателя. Падение тиражей – явление закономерное в условиях массового падения литературного вкуса. В России всегда была активная читательская аудитория, не исчезнет она и в будущем.
– Кроме признанных мастеров прозы и поэзии на страницах журнала появляется и много новых имён. Как вы ищете начинающих авторов и как с ними работаете?
– Мы не ищем начинающих авторов. Начинающие авторы должны сначала пройти школу писательского мастерства, будь то литературное объединение или Литературный институт. Однако и начинающие авторы не горят желанием учиться, проходить какие-то школы… Так и остаются вечно начинающими, не достигшими профессиональной зрелости. Быстро сходят с дистанции. Никакого смысла работать с ними не вижу.
– Какими открытыми именами гордитесь?
– Литературные дебюты (в толстожурнальном формате) в "Неве" есть. Открыла ли их именно "Нева"? Лучше бы об этом говорили сами авторы…
– Через редакцию журнала проходит огромное количество современных текстов. Какие тенденции сегодняшней отечественной литературы вы бы выделили?
– Низкая эстетическая требовательность, а также юридическая неграмотность – самые печальные тенденции, свойственные современным текстам. Но можно отметить и нечто позитивное: взросший историзм мышления, более широкая тематическая палитра.
– Сохранился ли в наши дни феномен петербургского текста? И можно ли считать "Неву" его средоточием?
– Феномен петербургского текста, как говорят литературоведы, существует. Журнал "Нева" не ориентируется на него и не является его средоточием. Думается, читателю не интересно замыкаться в каком-то региональном, даже петербургском, формате текста. Мы стремимся к тому, чтобы читатель имел хотя бы общее представление обо всём многообразии литературных практик.
– А что для вас самой значит Петербург в творческом плане? Могли бы вы стать поэтом в другом городе?
– Стать поэтом можно в любом городе, если у человека есть поэтический дар и поэтическое мышление. Дар даётся свыше не по месту жительства, не по прописке. "Мой дом – Россия с видом на Неву" – так называлась моя первая книга стихов, и эта формула стала не только фактом моей творческой биографии, но и своеобразной программой многолетнего погружения в более чем 300-летнюю историю города и страны.
– Остаётся ли время на собственное творчество и научные изыскания? Работаете сейчас над чем-нибудь?
– Я давно заметила: чем больше загрузка, тем больше я успеваю сделать за ограниченное время. Собственное творчество связано исключительно с поэзией и поэтической драматургией былых времён. В настоящее время продолжаю исследовать тексты Шекспира-комедиографа, только что вышла книга "Зеркала Шекспира", время от времени погружаюсь в "головоломные" тексты М. Лермонтова. И свои стихи пишутся в счастливые минуты вдохновения…
– Вы возглавляете журнал 15 лет. Как он изменился за эти годы? С какими наиболее серьёзными трудностями вам пришлось столкнуться на посту главного редактора?
– Как и всякий журнал, "Нева" меняется в соответствии с изменениями времени, с процессом смены творческих поколений. А наиболее серьёзные трудности – это в основном трудности технического характера, преимущественно организационного. Их было немало у всех журналов, в этом смысле "Нева" не одинока. Самое свежее, запомнившееся – двухлетняя пандемийная эпопея, о которой и вспоминать не хочется.
– Есть ли у толстых литературных журналов будущее в условиях падениях тиражей и читательского спроса?
– Думаю, феномен толстых журналов вполне органичен для современного социума. Толстые журналы никогда не ориентировались на масскульт, на невзыскательного читателя. Падение тиражей – явление закономерное в условиях массового падения литературного вкуса. В России всегда была активная читательская аудитория, не исчезнет она и в будущем.
– Кроме признанных мастеров прозы и поэзии на страницах журнала появляется и много новых имён. Как вы ищете начинающих авторов и как с ними работаете?
– Мы не ищем начинающих авторов. Начинающие авторы должны сначала пройти школу писательского мастерства, будь то литературное объединение или Литературный институт. Однако и начинающие авторы не горят желанием учиться, проходить какие-то школы… Так и остаются вечно начинающими, не достигшими профессиональной зрелости. Быстро сходят с дистанции. Никакого смысла работать с ними не вижу.
– Какими открытыми именами гордитесь?
– Литературные дебюты (в толстожурнальном формате) в "Неве" есть. Открыла ли их именно "Нева"? Лучше бы об этом говорили сами авторы…
– Через редакцию журнала проходит огромное количество современных текстов. Какие тенденции сегодняшней отечественной литературы вы бы выделили?
– Низкая эстетическая требовательность, а также юридическая неграмотность – самые печальные тенденции, свойственные современным текстам. Но можно отметить и нечто позитивное: взросший историзм мышления, более широкая тематическая палитра.
– Сохранился ли в наши дни феномен петербургского текста? И можно ли считать "Неву" его средоточием?
– Феномен петербургского текста, как говорят литературоведы, существует. Журнал "Нева" не ориентируется на него и не является его средоточием. Думается, читателю не интересно замыкаться в каком-то региональном, даже петербургском, формате текста. Мы стремимся к тому, чтобы читатель имел хотя бы общее представление обо всём многообразии литературных практик.
– А что для вас самой значит Петербург в творческом плане? Могли бы вы стать поэтом в другом городе?
– Стать поэтом можно в любом городе, если у человека есть поэтический дар и поэтическое мышление. Дар даётся свыше не по месту жительства, не по прописке. "Мой дом – Россия с видом на Неву" – так называлась моя первая книга стихов, и эта формула стала не только фактом моей творческой биографии, но и своеобразной программой многолетнего погружения в более чем 300-летнюю историю города и страны.
– Остаётся ли время на собственное творчество и научные изыскания? Работаете сейчас над чем-нибудь?
– Я давно заметила: чем больше загрузка, тем больше я успеваю сделать за ограниченное время. Собственное творчество связано исключительно с поэзией и поэтической драматургией былых времён. В настоящее время продолжаю исследовать тексты Шекспира-комедиографа, только что вышла книга "Зеркала Шекспира", время от времени погружаюсь в "головоломные" тексты М. Лермонтова. И свои стихи пишутся в счастливые минуты вдохновения…