Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга о «русской царской ласке»

Исследований и книг по истории еврейского народа и проблемам сионизма очень много — рассказывают, что в Национальной библиотеке Израиля они занимают полки длиной в несколько километров. Первая из них под названием Тора, впоследствии ставшая основой Библии, просекла всю историю человечества, плодоносно воплотившись в шедевры европейской культуры, искусства и литературы. Недаром основатель русской религиозной философии Владимир Соловьев назвал еврейство «осью всемирной истории»: «Проходя через всю историю человечества, с самого ее начала и до наших дней (чего нельзя сказать ни об одной другой нации), еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории».
Со времен евреев–основателей христианства, библейских апостолов, Иосифа Флавия, Филона Александрийского и других древних авторов эта ось является неизменной темой исторических, социологических, религиозных и художественно-литературных исследований. В новейшее время история еврейского народа, причем с древнейших времен, получила научную интерпретацию благодаря многим историкам и писателям разных стран — от энциклопедических трудов Генриха Греца и Семена Дубнова до блистательных современных публикаций Пола Джонсона и Вальтера Лакера.
В прошлом веке были также изданы многочисленные исследования истории российских евреев, составлявших до Второй мировой войны значительную часть мирового еврейства. Со времени издания на русском языке 16-томной Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона и до наших дней российские, израильские, европейские и американские историки и писатели досконально изучили и изложили читателям все нюансы жизни евреев в царской России и в Советском Союзе. Эти исследования подавались с разных идеологических и политических позиций, подчас принимая острый полемический характер, что типично для обсуждения еврейского вопроса. Например, писатель Александр Солженицын издал двухтомную историю евреев России с позиций русского националиста под названием «Двести лет вместе» — он явно подражал в этом вопросе своему кумиру Федору Достоевскому. Историк и писатель Семен Резник в полемической книге «Вместе или врозь»: следуя канве книги Солженицына, показал несостоятельность многих его положений и выводов.
Для чего я пишу об этих всем хорошо известных вещах? Чтобы подчеркнуть, какая неординарная задача стояла перед автором этой и других своих книг, когда он рискнул погрузиться в море литературы по истории российских евреев — ведь можно было в том море и утонуть, и раствориться, а того хуже — скатиться в эпигонство… Историк и писатель Лев Бердников не утонул, не растворился, а, напротив, вынырнул на поверхность с драгоценными историческими находками, облеченными к тому же в яркую и увлекательную художественную форму. Писатель акцентирует внимание на евреях, достигших достаточно высокого положения при российском царском дворе: одна из его книг так хлестко и называется: «Евреи в ливреях». Расширенное издание этой книги под названием «Евреи государства российского» раскрывает секрет своеобразия исторической прозы Льва Бердникова — это литературные портреты интересных, а подчас и выдающихся личностей, в которых острота исторических обстоятельств сливается с очарованием художественных образов. Данная особенность творчества писателя получает развитие и в книге под вопросительным названием «Евреи в царской России: сыны или пасынки?» — проблема, до сих пор остро дебатируемая. В этом же ключе выполнен двухтомник автора «Евреи России в ливреях и без них», только что изданный в Москве. В книге «Силуэты» с подзаголовком «Еврейские писатели в России ХIХ — начала ХХ века» автор дает обширные и подчас малоизвестные сведения о жизни и творчестве выдающихся еврейских писателей и поэтов в дореволюционной России. И вот перед нами новая книга Льва Бердникова «Цари и евреи — от Ивана III до Николая II — Очерки». Эти очерки, каждый из которых посвящен времени царствования одного из правителей, в совокупности представляют собой краткую энциклопедию политической истории взаимоотношений евреев и российских царей. От «гонителя евреев поневоле» Ивана III до идейного антисемита Николая II автор прослеживает судьбу этого народа в России в целом и его талантливых представителей при российском государевом дворе. От зверств средневекового изувера Ивана IV в отношении «жидов» до юдофобских законов его далекого наследника, «просвещенного» монарха Александра III.
Автор отнюдь на педалирует негативное отношение российских властей к евреям. Напротив, он подчеркивает, где только возможно, положительные моменты в российской еврейской политике, которые, конечно, были: попытки убитых заговорщиками и террористами Павла I и Александра II смягчить антиеврейские законы, некоторые прагматичные проеврейские деяния Петра I и Екатерины II, деятельность мудрейшего Потемкина Таврического, который был, по существу, одним из первых политических сионистов нового времени. С доброжелательной симпатией описывает Лев Бердников как евреев, добившихся благодаря своему таланту и трудолюбию высокого положения, так и покровительствовавших им царей и сановников при царском дворе.
Тем не менее тяжелые факты бесчеловечного отношения к евреям, как говорится, вопиют. Вот как автор описывает, к примеру, расправу с «жидами» кумира некоторых современных почвенников-националистов Ивана IV:
«Московский царь Иван Грозный завоевал Полоцк и повелел всех евреев с их женами и детьми согнать к берегу реки Двины‚ неподалеку от княжеского замка… И приказал Иван Грозный поставить всех евреев на лед реки, а затем разрубить лед. Так что все были потоплены». Но не менее кровавыми были еврейские погромы в России, особенно во времена Александра III и Николая II, приведшие к массовому бегству евреев из России.
Автор очерков ведет читателя от царя к царю сквозь почти полутысячелетнюю историю московских князей и династии Романовых. Увы, немного доброго и человечного случилось на этом долгом пути в политике по отношению к евреям, а лишь сплошные антиеврейские законы, дискриминация, оскорбительное притеснение и поношение, выселение, запреты на профессии, передвижение и образование; погромы и попытки геноцида… В Европе уже наступила эпоха эмансипации и просвещения, и для тамошних евреев открылись пути в науку, искусство и культуру, а в России они все еще были заперты в черте оседлости.
Невольно вспоминается знаменитая статья Владимира Жаботинского c саркастическим названием «Русская ласка», в которой он оценил «бесценный» вклад русской классической литературы в российское юдофобство. Очерки данной книги Льва Бердникова можно по аналогии со статьей Жаботинского назвать «Русская царская ласка», взяв слово «ласка» в кавычки, ибо они раскрывают воистину решающий вклад российских властей предержащих в неизменную на протяжении веков антисемитскую политику государства. Если кто-то и видел прежде эту политику через розовые очки пропаганды о «жизни вместе», то книга Бердникова покажет иллюзорность подобного видения. И это хорошо, ибо знания помогают избегать ошибок, в отличие от неведения, которое ведет к их повторению.
Автор книги заканчивает повествование предреволюционными событиями начала ХХ века, но нельзя не отметить, что описанная им традиция государственного антисемитизма, исходившая от российских царей и царедворцев, удивительным образом продолжилась и после революции, покончившей с наследственной монархией. Взявшие власть большевики поначалу поддержали реформы Февральской демократической революции, полностью ликвидировавшие дискриминацию евреев. Более того, большевики провозгласили своей целью интернациональное братство трудящихся всех национальностей. Евреи, натерпевшиеся притеснений от царизма, с энтузиазмом восприняли эти идеи и охотно поддержали советскую власть. Они были жестоко обмануты, ибо «интернациональное братство» продержалось недолго, а ближе к середине века выродилось в традиционный государственный антисемитизм, далее неизменно сопровождавший советскую власть и правящую компартию вплоть до их распада и ликвидации в начале последнего десятилетия прошлого века. Это, однако, уже совсем другая история…
Мне же остается поздравить с появлением этого сборника очерков Льва Бердникова всех тех, кто интересуется, во-первых, государственной политикой России в отношении еврейского народа во времена правления русских царей и, во-вторых, художественными образами как самих царей, так и талантливых евреев в их окружении.

Юрий Окунев писатель, доктор технических наук,
Нью-Йорк, май 2022

История народа принадлежит царю.
(Николай Карамзин)


Что ты смотришь на меня, как русский царь на еврея?
(Из разговора)